Решение №054/06/23-1130/2023 жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А... от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/23-1130/2023

«08» июня 2023 года                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие представителей:

….

рассмотрев жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А.В. на действия заказчика – ФГБНУ ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001223000056 на поставку электрокардиографа, начальная (максимальная) цена контракта 1 050 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А.В. с жалобами на действия заказчика – ФГБНУ ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001223000056 на поставку электрокардиографа.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 24.05.2023 г.;

2) дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.06.2023 г.;

3) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

4) дата рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе - 05.06.2023 г.;

5) в результате рассмотрения заявок, заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Электронный аукцион в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), был признан несостоявшимся;

6) победителем электронного аукциона признано ООО «Точномед» с предложением о цене контракта в размере 1 050 000,00 руб.

Суть жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения» заключается в следующем.

В жалобе ООО «Южно-Уральский центр снабжения» указывает на нарушения заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описании объекта закупки, а именно, заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики необходимого к поставке товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ - 26.60.12.111-00000025.

Суть жалобы ИП Кравченко А.В. заключается в следующем.

1) ИП Кравченко А.В. указывает на аналогичные нарушения заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описании объекта закупки, указанные в жалобе ООО «Южно-Уральский центр снабжения».

2) Податель жалобы считает, что при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе при запросе коммерческих предложений.

3) ИП Кравченко А.В. указывает на то, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона необоснованно не применены положения постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236).

Кроме того, податель жалобы заявил, что если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

ФГБНУ ФИЦ ФТМ в возражениях на жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А.В. сообщило следующее.

1) Заказчик в рассматриваемом случае указал в описании объекта закупки комплектность электрокардиографа и основных характеристик функциональности и качества. Это необходимо для оказания надлежащей медицинской помощи населению в полной мере.

Позиция КТРУ 26.60.12.111-00000025, используемая в закупке, по мнению заказчика, не отображает в полной мере технические характеристики электрокардиографа, необходимого к поставке заказчику для оказания надлежащей медицинской помощи населению в рамках реабилитации в полной мере, и не позволяет сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке аппарата, не отвечающего требованиям заказчика.

Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. В извещении о проведении закупки должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

Заказчик при описании объекта закупки максимально использовал характеристики по закупаемому электрокардиографу, указанные в позиции КТРУ 26.60.12.111-00000025 и не содержит каких-либо дополнительных характеристик. Заказчиком установлена комплектность требуемого электрокардиографа с учетом специфики оказания медицинской помощи в рамках программы медицинской реабилитации пациентов.

Комплектация товара не является функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки и используется ввиду того, что электрокардиограф является сложным электронным оборудованием, что, по мнению заказчика, не нарушает требования постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).

2) Заказчиком применялся метод сопоставимых рыночных цен в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта отправлены запросы на предоставление коммерческих предложений и получены непосредственно коммерческие предложения на поставку электрокардиографов с требуемыми Заказчику характеристиками. Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. Закон о контрактной системе не обязывает при применении метода сопоставимых рыночных цен в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта делать запросы на предоставление коммерческих предложений непосредственно производителям товара.

3) Заказчиком при размещении закупки не было установлено требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Функционирование электрокардиографа при отсутствии программного обеспечения технически и логически невозможно.

Функциональная и технологическая взаимосвязь электрокардиографа и программного обеспечения полностью исключает возможность раздельной закупки данных товаров. Указанное подтверждается регистрационным удостоверением на электрокардиограф.

Электрокардиограф не относится к персональным ЭВМ, устройствам терминального доступа, серверному оборудованию, иным средствам вычислительной техники (Постановление Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию)»);

- закупка специализированного ПО отдельно от электрокардиографа невозможна;

- пакет специализированных программ указан в регистрационном удостоверении на электрокардиограф;

- специализированные программы для медицинского оборудования отсутствуют в классификаторе программ для ЭВМ и БД, утвержденном Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных», что говорит о невозможности применения положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 к данным программам, равно как об отсутствии необходимости подготовки обоснования невозможности его применения.

Изучив представленные материалы и доводы по жалобам ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А.В., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

Согласно п. 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

Как установлено материалами дела предметом закупки является поставка товарной позиции, включенной в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона установлены соответствующие ограничения радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке требуется электрокардиограф (позиция КТРУ - 26.60.12.111-00000025 «электрокардиограф»).

В описании объекта закупки заказчиком установлено 12 позиций технических характеристик необходимого к поставке оборудования, которые содержатся в позиции КТРУ - 26.60.12.111-00000025).

Вместе с тем, помимо прочего, в описании объекта закупки содержится 39 дополнительных позиций, в которых описывается комплектация поставляемого оборудования, функции, а также характеристики товара, которые отсутствуют в позиции КТРУ 26.60.12.111-00000025).

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ввиду установленных в рассматриваемой закупке ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, заказчик на основании пп. «а» п. 5 Правил использования каталога не вправе был указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.

Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и довод № 1 жалобы ИП Кравченко А.В. нашли своё подтверждение.

2) Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, указанный довод не может быть рассмотрен Комиссией Новосибирского УФАС России в рамках своих полномочий.

3) В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно п. 2 (1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В п. 9 дополнительных характеристик, указанных в описании объекта закупки, заказчиком установлено требование о наличии ПО для работы с ЭКГ на ПК на оптическом носителе или электронном носителе. Указанная позиция описания объекта закупки не должна была быть включена в описание объекта закупки в силу положений Правил использования каталога, а также положений постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878. Таким образом, довод № 3 жалобы ИП Кравченко А.В. не нашёл своего подтверждения.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в данном случае заказчиком осуществляется закупка технически сложного оборудование – электрокардиограф, функционирование которого напрямую зависит от предустановленного производителем программного обеспечения, что было подтверждено пояснениями заказчика. Указанная позиция, в частности, подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 30.12.2022 г. № ПИ/118987/22, а также позицией, изложенной в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.15.2022 г. № П11-2-05-106-94501. На основании изложенного, в рамках проведения данного электронного аукциона, установление запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 не требуется.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99, Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «Южно-Уральский центр снабжения» и ИП Кравченко А.В. на действия заказчика – ФГБНУ ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001223000056 на поставку электрокардиографа обоснованной.

2) Признать жалобу ИП Кравченко А.В. на действия заказчика – ФГБНУ ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001223000056 на поставку электрокардиографа частично обоснованной.

3) Перенаправить материалы жалобы ИП Кравченко А.В. в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения по существу в части соблюдения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

4) Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

5) Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.

6) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны