Решение №054/01/18.1-142/2022 жалоба ООО «ПРЕМЬЕР-МСК» (вх. № 449э от 13.01.2022 г.) на де... от 1 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-142/2022

01.02.2022                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «ПРЕМЬЕР-МСК» (вх. № 449э от 13.01.2022 г.) на действия заказчика ГАУ НСО «Дирекция Спортивных Мероприятий» при проведении закупки на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (№ в ЕИС 32110996494),

в отсутствие представителя ООО «ПРЕМЬЕР-МСК», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» – <...> (представитель по доверенности № 21/1 от 21.01.2022 г.), <...> (представитель по доверенности № 21 от 18.01.2022 г.), <...> (представитель по доверенности № 22 от 18.01.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ПРЕМЬЕР-МСК» (вх. № 449э от 13.01.2022 г.) на действия заказчика ГАУ НСО «Дирекция Спортивных Мероприятий» при проведении закупки на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (№ в ЕИС 32110996494).

Заявитель сообщает следующее.

При размещении заказа допущены нарушения, а также зафиксированы факты создания условий, которые ограничивают количество участников закупки.

В аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению технического задания (ТЗ), что вводит в заблуждение участников закупки. В ТЗ указаны слова «не менее», «не более», «±» и т.д., в связи с чем является непонятным, нужно ли давать конкретные значения, или оставлять ТЗ в неизменном виде.

Пункт технического задания 2.9 - Сиденье и спинка полумягкие выполнены из металлического сварного каркаса обтянутого не эластичной лентой и залитого формованным литьевым ППУ. Сиденье и спинка одеты в чехол из материала обивочного текстильного дублированного и триплированного «Интерьер».

Неясно, что подразумевается под «Интерьер», если это конкретный вид продукции производителя, то заказчик обязан включить фразу «или аналог».

Также по мнению подателя жалобы, допущены нарушения в требованиях к товарам.

Пункт технического задания 3.12 -  Толщина стенки пластика спинки и сиденья - мм 2,3…6.

Непонятно, что имеется в виду под символом «...», и что участник должен указать.

Конкретные значения некоторых показателей товаров возможно привести только по результатам испытания готовой продукции, то есть исполнить требования заказчика в данном случае способен только тот участник, который имеет данный товар в наличии.

 Так, согласно п. 10.1.7 Описанию предмета закупки, температурный режим эксплуатации должен быть в диапазоне от – 40 С до + 50 С. По мнению подателя жалобы определить данный показатель возможно только по результатам испытания готовой продукции, а следовательно, исполнить требование заказчика в данном случае способен исполнить тот участник, который имеет данный товар в наличии, при этом законодательство не возлагает на участников обязанности по приобретению товаров, используемых при выполнении работ, на стадии подачи заявок, поскольку товарный режим эксплуатации указывается при описании характеристики материала, не требует специальных испытаний приобретателем товара.

Законодательство не возлагает на участников обязанности по приобретению товаров, используемых при выполнении работ, на стадии подачи заявок.

Податель жалобы также полагает, что второй критерий сопоставления заявок завышен.

Так, согласно п. 2.1. документации показатель С1i: Опыт участника закупки по успешному исполнению контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,4.

Согласно п. 2.1.1. документации количество исполненных контрактов и/или договоров сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2017 г. по дату размещения извещения, цена каждого контракта и/или договора составляет не менее 60 % от начальной максимальной цены договора настоящей закупки.

При этом 60% от начальной цены договора составляет более 135 000 000,00, также есть критерий «Под контрактами (договорами) сопоставимого объема и характера для целей настоящей закупки понимаются контракты (договоры), результатом исполнения которых является оснащение (изготовление и монтаж, поставка и установка) спортивных объектов метами для сидения, трибунами с количеством мест не менее 10 000».  С 2017 г. только одна компания в России имеет контракты с такими суммами и с количеством мест не менее 10 000. Данный критерии ограничивает всех потенциальных участников конкурса.

ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» представило следующие возражения на жалобу.

В пунктах 5.1. и 5.2. документации о проведении конкурса в электронной форме на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (далее - документация о проведении конкурса) содержится инструкция по заполнению первой и второй частей заявок. Кроме того, в пункте 4.1. документации о проведению конкурса указано, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией. С учетом этого доводы заявителя в указанной части не могут быть признаны обоснованными.

Доводы заявителя о содержании в документации о проведении конкурса неясной информации (со ссылкой на пункты 2.9. и 3.12.) также не являются обоснованными, поскольку данные вопросы могли быть устранены посредством подачи заявителем соответствующих запросов Заказчику.

Согласно пояснениям представителя заказчика указание в п. 2.9 описания предмета закупки на вид материала чехла сиденья (обивочный текстильный дублированный и триплированный «Интерьер» является опечаткой, поскольку заказчику необходим материала чехла сиденья обивочный текстильный дублированный и триплированный. При этом иные положения описания предмета закупки не содержат упоминания о  материале чехла сиденья «Интерьер», а содержат указание на необходимость представления материала чехла сиденья - обивочный текстильный дублированный и триплированный.

В данном случае квалификация участника закупки имеет для Заказчика существенное значение, поскольку наличие у поставщика опыта поставок аналогичного товара с аналогичным большим объемом является своего рода гарантией обеспечения сроков поставки и качества поставляемого товара, который имеет важное значение для нашего региона в целом (указанный товар приобретается для оснащения Ледовой арены, на котором запланировано проведение молодежного чемпионата мира по хоккею). Довод заявителя о том, что содержащееся в документации условие, согласно которому в подтверждение опыта поставок аналогичного товара принимаются контракты стоимостью не менее 60 % от начальной максимальной цены закупки, ограничивает круг потенциальных поставщиков (со ссылкой на то, что только один российский поставщик имеет контракты с такими крупными суммами и такого большого объема), не может быть принят во внимание, поскольку документацией о закупке не был ограничен круг участников закупки по их принадлежности к тому или иному государству (участником закупки могла быть не только российская компания, но и иностранная компания).

Таким образом, требование к наличию у участников опыта работы, связанного с предметом закупки, установлено в целях исключения риска ненадлежащего исполнения договора. По смыслу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика. Следовательно, включение в документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям не является нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Действуя добросовестно, заказчик вправе предъявить повышенные требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей. Данный вывод также подтверждается позицией Арбитражный судов:

- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2019 № Ф04-3207/2019 по делу № А45-30545/2018;

- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2019 № Ф05-73/2019 по делу № А40- 94841/18;

- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.11.2018 № Ф05-18809/2018 по делу № А40- 37190/18;

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 № Ф06-8366/2016 по делу № А49- 7725/2015;

- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2020 № Ф07-1437/2020 по делу № А56-78723/2019;

- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.2020 № Ф07-445/2020 по делу № А56-46643/2019;

- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2019 № Ф07-13135/2019 по делу № А56-139898/2018;

- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-12724/2015 по делу № А26-10760/2014;

- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 № Ф09-8071/16 по делу № А76-20879/2015.

С учетом изложенного, ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» полагает, что жалоба ООО «ПРЕМЬЕР - НСК» является необоснованной и не подлежит удовлетворению.

Также ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» сообщает следующее.

Положения Закона о закупках устанавливают общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, направленные на обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики, развитие добросовестной конкуренции.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 4.6.1. раздела 4.6.Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий», разработанного в соответствии с типовым положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Приказом УК Новосибирской области от 29.11.2018 № 374, для оценки и сопоставления заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии:

1)           цена договора;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Требование к наличию у участников опыта работы, связанного с предметом закупки, установлено в целях исключения риска ненадлежащего исполнения договора. По смыслу ч. 1 ст. 1 Закона о закупках в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика. Следовательно, включение в документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям не является нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая большой объем закупаемого товара, необходимость выполнения работ по его монтажу в крайне сжатые сроки, Заказчик принял решение об установлении требования к опыту исполнения работ (поставки товара), связанных с предметом договора. В связи с тем, что объектом закупки является поставка и установка кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) для объекта общей вместительностью более 10000 человек, в требовании к опыту участника указано наличие исполненных контрактов (договоров) сопоставимого объема и характера именно для спортивных объектов с количеством мест не менее 10 000.

Наличие у поставщика опыта поставок аналогичного товара в определенном документацией и большем объеме является подтверждением способности участника не только обеспечить сроки поставки товара, его качество, а также своевременно осуществить монтаж поставляемого товара, что имеет важное значение в рамках исполнения обязательств Новосибирской области по организации и проведению Первенства мира по хоккею среди юниоров до 20 лет IIHF 2023.

По результату анализа Заказчиком рынка установлено, что как минимум 3 производителя соответствуют установленным требованием к опыту (ООО «Авангард» https://skavanRard.ru/proiects/chempionat-mira-po-futbolu-2018-rossiya/, Компания «Concept» https://www.theconcept.ru/ru/case/dinamo/, Компания «PIIROINEN» https://www.piiroinen.com/seating-auditoriums/seating-systems/seating- svstems-references/).

Условие о размере цены каждого контракта и/или договора, подтверждающего опыт, составляющем не менее 60% от начальной максимальной цены договора, определено исходя из разницы цен таких контрактов, заключенных в 2017 г. и 2021 г., с учетом инфляции и удорожания материалов.

Таким образом, установление в документации о закупке в качестве одного из критериев оценки заявок квалификации участника закупки, а именно наличие опыта поставки аналогичного товара с сопоставимым объемом, осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» представлены результаты исследования рынка на наличие производителей аналогичных объектов спорта, а также перечень организаций, имеющих опыт по успешному исполнению контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема.

Участник конкурса, не имеющий опыта исполнения контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, может победить в случае предложения наименьшей цены в составе заявке.

При указании характеристики материала обивочного текстильного дублированного и триплированного в пункте 2.9 описания объекта закупки заказчиком ошибочно указано слово «Интерьер» (в пунктах 1.9, 15.9, 15.10 описания объекта закупки аналогичная характеристика указана верно без слова «Интерьер»). Замена указанного материала аналогичным возможна.

По результату анализа Заказчиком рынка, установлено наличие продукции следующих поставщиков тканей с характеристиками, аналогичными материалу обивочному текстильному дублированному и триплированному «Интерьер»: ООО «Игида» (Республика Татарстан), ООО «Ижевск» (Удмуртская Республика), ООО «Треартек» (г. Москва), ООО ТД «ВЕЛИГА» (г. Тверь).

Принимая во внимание вышеуказанное, отсутствие в п. 2.9 предложения потенциального участника закупки слова «Интерьер» не является основанием для отклонения такой заявки организатором конкурсной процедуры.

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Арена» (далее - ГКУ НСО «Арена») сообщило следующее.

Решение по определению кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) принято лицом, осуществляющим авторский надзор за строительством объекта «Многофункциональная ледовая арена по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске», то есть применение текстильного дублированного и триплированного материала «Интерьер», заложено в проектной документации разработанной ООО «Проектно Строительная Мастерская «ПРОСТО», основываясь на таких факторах как срок использования изделий, сопротивляемость механическим повреждениям, эстетичный вид, тактильные свойства, а также опыт эксплуатации на ранее построенных и ныне действующих спортивных объектах. Таким образом, учитывая совокупность оптимальных параметров и технических характеристик используемого материала, данное решение отражено в утвержденной рабочей документации.

Данное решение контролируется авторским надзором проектного института, и должно быть выполнено в точном соответствии с разработанной и утвержденной рабочей документацией. Последующий контроль выполнения данных проектных решений осуществляется контролирующими органами (Ростехнадзор), в том числе в рамках мероприятий по вводу объекта в эксплуатацию. В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из документов необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 данного Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 данного Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 данного Кодекса.

Таким образом, в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется проверка соответствия содержания (требований) проектной документации, включая рабочую документацию фактической реализации данных проектных решений, включая используемые материалы и оборудования при строительстве объекта.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий», утвержденного Наблюдательным советом ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий (далее - Положение о закупке ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий»).

29.12.2021 г. года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ГАУ НСО «Дирекция Спортивных Мероприятий» объявлено о проведении конкура в электронной форме на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (извещение № 32110996494 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Пункты 5.1. и 5.2. документации о проведении конкурса в электронной форме на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (далее - документация о проведении конкурса) содержат инструкцию по заполнению первой и второй частей заявок. Согласно указанным пунктам, первая часть заявки может быть представлена в соответствии с рекомендуемыми формами, приведенными в данной документации «Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса» (Форма №1 «Первая часть заявки участника конкурса»). Согласно форме № 1, в первой части заявки указываются, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в конкурсе в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В пп. 3 п. 4.1. документации о проведении конкурса указано, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией.

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению технического задания (ТЗ), что вводит в заблуждение участников закупки и влияет на правильность заполнения заявки, поскольку в ТЗ указаны слова «не менее», «не более», «±» и т.д., не может быть принят как обоснованный.

Указание в п. 2.9 Описания предмета закупки, являющегося приложением № 1 к извещению и документации о проведении конкурса в электронной форме, о том, что сиденье и спинка одеты в чехол из материала «Интерьер», является опечаткой, поскольку согласно содержанию Описания предмета закупки, заказчику необходим материал обивочный текстильный дублированный и триплированный. Иных упоминаний о материале «Интерьер» документация о проведении конкурса в электронной форме не содержит. Согласно пояснениям заказчика, по результатам анализа рынка Заказчиком установлено наличие продукции следующих поставщиков тканей с характеристиками, аналогичными материалу обивочному текстильному дублированному и триплированному: ООО «Игида» (Республика Татарстан), ООО «Ижевск» (Удмуртская Республика), ООО «Треартек» (г. Москва), ООО ТД «ВЕЛИГА» (г. Тверь); отсутствие в п. 2.9 предложения потенциального участника закупки слова «Интерьер» не является основанием для отклонения такой заявки организатором конкурсной процедуры. Запросы подателем жалобы относительно данного требования заказчику не направлялись.

Кроме того, в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Пунктом 3 этой же нормы установлено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». Поскольку «Интерьер» не является товарным знаком, а также наименованием конкретного производителя, заказчик правомерно не указал в описании предмета закупки «(или эквивалент)».

Довод подателя жалобы о том, что ему непонятно значение знака многоточия в пункте 3.12 технического задания (толщина стенки пластика спинки и сиденья - мм 2,3…6), не может быть принят, поскольку использование знака: «...» (троеточие), с учетом положений пп. 3 п. 4.1. документации о проведении конкурса, Формы № 1, свидетельствует о том, что участнику необходимо указать конкретный показатель из заданного интервала (при этом крайние значения включены в требуемое значение и могут быть предложены участником).

Также согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

По доводу заявителя о том, что значения показателей товаров (в частности, согласно п. 10.1.7 описания предмета закупки – температурный режим эксплуатации в диапазоне от – 40 С до + 50 С) возможно привести только по результатам испытания готовой продукции, а следовательно, исполнить требование заказчика в данном случае способен исполнить тот участник, который имеет данный товар в наличии, при этом законодательство не возлагает на участников обязанности по приобретению товаров, используемых при выполнении работ, на стадии подачи заявок, установлено следующее.

Согласно позиции, изложенной в письме ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, на которую указывает податель жалобы, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Следовательно, не допускается устанавливать требования к химическим составам, компонентам товара, показателям технологий производства, испытания товара либо показатели товара, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

В данном случае описание объекта закупки, в том числе п. 10.1.7 «Температурный режим эксплуатации в диапазоне», не содержит таких требований, при этом податель жалобы не представил доказательств, подтверждающих необходимость проведения испытаний для определения указанной характеристики описания объекта закупки.

В свою очередь температурный режим эксплуатации указывается при описании характеристики материала и не требует проведения специальных испытаний приобретателем товара.

При этом согласно пояснениям заказчика, указанный показатель установлен исходя из особенностей самого объекта – стадиона для проведения соревнований и мероприятий с различным температурным режимом, в связи с чем данный довод жалобы является необоснованным.

Согласно ч. 2 документации о закупке, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

- Величина значимости критерия = 40%.

- Коэффициент значимости критерия = 0,40.

Согласно п. 2.1. документации о закупке, показатель С1i : Опыт участника закупки по успешному исполнению контрактов (договоров)  сопоставимого характера и объема

Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,4

Согласно пп. 2.1.1. документации о закупке, количество исполненных контрактов и/или договоров сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2017 г. по дату размещения извещения, цена каждого контракта и/или договора составляет не менее 60% от начальной максимальной цены договора настоящей закупки. Под контрактами (договорами) сопоставимого объема и характера для целей настоящей закупки  понимаются контракты (договоры) результатом исполнения которых является оснащение (изготовление и монтаж, поставка и установка)  спортивных объектов метами для сидения, трибунами с количеством мест не менее 10 000. 

Довод заявителя о том, что в п. 2.1 и 2.1.1 документации о закупке установлено требование к участникам, ограничивающее конкуренцию, поскольку с 2017 г. только одна компания в России имеет контракты с такими суммами и с количеством мест не менее 10 000, не нашел своего подтверждения.

Так, коэффициент значимости критерия составляет 0,40. При этом отсутствие опыта не является основанием для отклонения заявки.

Согласно пояснениям заказчика, требование к наличию у участников опыта работы, связанного с предметом закупки, установлено в целях исключения риска ненадлежащего исполнения договора. Учитывая большой объем закупаемого товара, необходимость выполнения работ по его монтажу в крайне сжатые сроки (согласно п. 6 Документации, сроки поставки товара: не позднее 01.09.2022 г.), Заказчик принял решение об установлении требования к опыту исполнения работ (поставки товара), связанных с предметом договора. В связи с тем, что объектом закупки является поставка и установка кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) для объекта общей вместительностью более 10000 человек, в требовании к опыту участника указано наличие исполненных контрактов (договоров) сопоставимого объема и характера именно для спортивных объектов с количеством мест не менее 10 000.

Наличие у поставщика опыта поставок аналогичного товара в определенном документацией и большем объеме является подтверждением способности участника не только обеспечить сроки поставки товара, его качество, а также своевременно осуществить монтаж поставляемого товара, что имеет важное значение в рамках исполнения обязательств Новосибирской области по организации и проведению Первенства мира по хоккею среди юниоров до 20 лет IIHF 2023.

По результатам изучения рынка Заказчиком установлено, что как минимум 3 производителя соответствуют установленным требованием к опыту (ООО «Авангард» https://skavanRard.ru/proiects/chempionat-mira-po-futbolu-2018-rossiya, Компания «Concept» https://www.theconcept.ru/ru/case/dinamo, Компания «PIIROINEN» https://www.piiroinen.com/seating-auditoriums/seating-systems/seating- svstems-references/).

Условие о размере цены каждого контракта и/или договора, подтверждающего опыт, составляющем не менее 60% от начальной максимальной цены договора, определено исходя из разницы цен таких контрактов, заключенных в 2017 г. и 2021 г., с учетом инфляции и удорожания материалов.

Участник конкурса, не имеющий опыта исполнения контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема может победить в случае предложения наименьшей цены в составе заявке.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018. Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПРЕМЬЕР-МСК» (вх. № 449э от 13.01.2022) на действия заказчика ГАУ НСО «Дирекция Спортивных Мероприятий» при проведении закупки на поставку и установку кресел (сидений) для стационарных трибун, конструкций трансформируемых трибун с креслами (сидениями) (№ в ЕИС 32110996494) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны