Решение №054/01/18.1-2283/2023 в отношении ОАО «РЖД» от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2283/2023

 

13 ноября 2023 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецстройкомплект» (далее – ООО «Спецстройкомплект», Заявитель, вх. № 20551-ЭП/23 от 02.11.2023 г.) на действия организатора торгов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Организатор торгов, Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева (номер извещения на сайте https://company.rzd.ru/ – 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 от 27.09.2023 г., Лот № 1),

в присутствии представителей ООО «Спецстройкомплект» – <...> (представитель по доверенности № б/н от 10.11.2023 г.),

в присутствии представителей ОАО «РЖД» <...> (доверенность № З-СИБ ДМС-16/Д от 07.08.2023 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Спецстройкомплект» (вх. № 20551-ЭП/23 от 02.11.2023 г.) на действия организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева (номер извещения на сайте <...> – 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 от 27.09.2023 г., Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

Обжалуемые действия:

Незаконные действия Заказчика, направленные на нарушение конкуренции, а именно отклонение заявки участника на основании Протокола № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева от 23.10.2023 года.

Доводы жалобы:

1. Указание в Протоколе, как на основание отклонения заявки участника № 5 на то, что он не предоставил полную маркировку предлагаемых к поставке товаров не соответствует действительности и требованиям аукционной документации.

Согласно п. 1.2.1. пп. г. Протокола № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 от 23.10.2023 года рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева, заявка ООО «Спецстройкомплект» (участник № 4) была отклонена.

В качестве обоснования конкурсной комиссией Заказчика было указано п.п. г п. 1.2.1 Протокола, что «Заявка участника № 4, на основании пункта 3.6.6.1.  документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно: по позиции № 7 (ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, группа А-Б, сорт 1-2; сорт, типо-размер: 1700Х2745Х3,2) технического предложения участник указал в качестве производителя продукции  ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051), которому был отправлен запрос от 13.10.2023 г. № ИСХ-6403/З-СИБ ДМС  «о подтверждении производства продукции». На запрос получен ответ о том, что АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700Х2745Х3,2мм по СТО 00280459-013-2019, что не соответствует информации в части нормативных документов, указанных участником в его техническом предложении (ответ от 16.10.2023г № 10-2246). Таким образом, информация, указанная участником в техническом предложении о продукции по позиции № 7 не соответствует действительности».

Заявитель считает действия Заказчика незаконными в связи с изложенным ниже.

Согласно п. 3.3.2. аукционной документации «Участник закупки обязуется предоставить в составе заявки достоверные сведения и информацию о соответствии требованиям, условиям документации о закупке».

Согласно п. 3.3.3. аукционной документации «Подавая заявку на участие в закупке, участник гарантирует добросовестное и законное поведение при осуществлении прав и при исполнении обязанностей в ходе участия в закупке, заключения и исполнения договора.

Согласно п. 3.6.27. аукционной документации «Техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением № 1.1 к аукционной документации».

Так техническое предложение по позиции № 7 должно содержать следующие данные:

Согласно п. 1 (Наименование закупаемых товаров, их количество (объем), цены за единицу товара и начальная (максимальная) цена договора) - ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ, в количестве 100 М2, итоговая сумма - 8 454,96 руб.;

Согласно п. 2 (Требования к товарам):

 

 

Участником № 4 в техническом предложении участника были указаны следующие данные, относительно позиции № 7:

 

 

Пункт 2 Технического задания (Приложение № 1.1 к аукционной документации) содержит исчерпывающий перечень данных, которые следует предоставить участнику при подаче заявки для участия в аукционе, а именно:

 

Согласно таблице Технического задания Заказчика, в графе 8 указаны требования к качеству товара: Сертификат (карантинный сертификат на пиломатериалы, сертификат качества, паспорт качества, либо иные документы, подтверждающие качество продукции) при поставке продукции на склад. Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении.

Согласно таблице Технического задания Заказчика, в графе 10 указаны требования гарантийному сроку поставляемого товара, а именно «Гарантийный срок товара должен быть не менее гарантийного срока, указанного заводом-изготовителем».

С учетом требований к товару о том, что товар должен быть новым, не бывшим в употреблении и надлежащего качества, участником № 4 подтверждает действующим Сертификатом соответствия ФЦС RU.81447.ПP20.0113 на ПЛИТЫ ДРЕВЕСНО-ВОЛОКНИСТЫЕ МАРКИ Т, Т-С, ГРУППЫ А.

Данный сертификат удостоверяет, что плиты древесно-волокнистые марки Т, Т-С, группы А, выпускаются серийно по СТО 00280459-013-2019, предназначены для применения в строительстве, производстве мебели, столярных и других изделий и конструкций, защищенных от увлажнения и СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 4598-2018.

Из чего следует, что участник № 4 предоставил товар (позиция № 7), надлежащего качества в соответствии с требованиями Технического задания Заказчика, предусмотренного в Приложении 1.1.

Также необходимо отметить, аукцион в электронной форме № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева. Начальная (максимальная) договора составляет 33 267 444,19 (Тридцать три миллиона двести шестьдесят семь тысяч четыреста сорок четыре) руб. 19 коп. c учетом НДС. Участником № 4 была подана заявка на все восемь позиций из которых позиция № 7 плита древесно-волокнистая в количестве 100 кв.м. оценивается в 8 454,96 руб., что составляет менее одного процента от суммы договора.

Таким образом Заявитель считает, что в действиях Заказчика усматриваются незаконные действия, выразившиеся в отклонении заявки по надуманным основаниям, направленные на дискриминацию и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ОАО «РЖД» представило следующие возражения на доводы жалобы.

При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее - Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующей Аукционной документацией.

Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к закупаемым товарам, в соответствии с п. 215, п. 216 Положения о закупке ОАО «РЖД» определяются в документации о конкурентной закупке и формируются с учетом требования к закупаемым товарам, работам, услугам: должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики; должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика.

Требования к качеству товаров, работ, услуг подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (п. 218 Положения о закупке ОАО «РЖД»).

Частью 1 аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащихся в Техническом задании (приложение № 1.1.) (далее — Техническое задание).

Фрагмент Технического задания Заказчика

п/п

Наименование

Нормативные

документы,

согласно

которым

установлены

требования

Технические и функциональные характеристики товара

Марка, чертеж

Типо-размер

7

ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ

ГОСТ 4598- 2018

Марка T, группа А-Б, сорт 1 -2

1700X2745X3,2

 

Участником № 4 предоставлено техническое предложение.

Фрагмент Технического предложения участника № 4

п/п

Наименование

Нормативные

документы,

согласно

которым

установлены

требования

Технические и функциональные характеристики товара

Производитель товара с указанием ИНН

Марка,

чертеж

Типо-размер

7

ПЛИТА

ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ

ГОСТ 4598-2018

Марка T, группа А-Б, сорт 1-2

1700X2745X3,2

ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051)

 

В соответствии с п. 3.6.4 Аукционной документацией аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной, документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

На основании п. 204 Положения о закупках ОАО «РЖД» и п. 3.6.11., 3.6.12 Аукционной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет. Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке, и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.

Согласно п. 3.6.13 Аукционной документации требование, предусмотренное п. 3.6.11-3.6.12 аукционной документации применяется в равной степени ко всем участникам аукциона с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с требованиями Аукционной документации в адрес АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) был отправлен запрос от 13.10.2023г № ИСХ-6403/3-СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции».

В ответ на запрос Заказчика от АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) получен ответ от 16.10.2023 г. № 10-2246 согласно которому АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700X2745X3,2мм по СТО 00280459-013-2019.

Таким образом, технической предложение участника № 4 по позиции № 7 не соответствует действительности.

В соответствии с п. 3.6.6. Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в том числе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно п. 3.6.7. Аукционной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.

На основании вышеизложенного, в соответствии с требованиями Положения о закупке ОАО «РЖД», Аукционной документации заявка участника № 4 отклонена и в допуске к участию в аукционе № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 участнику отказано.

Законность и обоснованность отклонения участника аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева по позиции № 7 в связи с предоставлением информации не соответствующей действительности подтверждена решением Новосибирского УФАС России № 054/01/18.1-2211/2023 от 03.11.2023 г. по жалобе ООО «ЛПК «Авангард С» (вх. № 19934-ЭП/23 от 25.10.2023 г.).

В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, предоставлять достоверную информацию о предлагаемых товарах и не вводить в заблуждение Заказчика.

Целью п. 204, 331 Положения о закупке ОАО «РЖД» является недопущение преднамеренных попыток участников ввести Заказчика в заблуждение и недобросовестным образом обеспечить свое участие в Аукционе.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках», утвержденного 16.05.2018 г., принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Допуск Участника № 4, представившего недостоверные сведения о товаре, ставит в неравное положение других участников, надлежащим образом оформившими свои заявки, является нарушением принципа равноправия и справедливости, закрепленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также создает такому участнику преимущественные условия участия в данном Аукционе, «особое», приоритетное к нему отношение по сравнению к другим участникам, что прямо запрещено ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и не могло быть допущено Заказчиком.

У каждого потенциального участника Аукциона имелась равная возможность заранее изучить Аукционную документацию, ознакомиться с требованиями Заказчика, самостоятельно оценить свои возможности и представить максимальный пакет документов с достоверными сведениями о товаре.

Подавая заявку на участие в Аукционе, Заявитель жалобы ознакомился с условиями аукционной документации и согласился с тем, что результаты рассмотрения заявки будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика, что за любую его ошибку или упущение в представленной заявке ответственность целиком и полностью будет лежать на Участнике.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Закона является обеспечение полного удовлетворения потребностей ОАО «РЖД» в товарах с необходимыми показателями качества и надежности. Техническое задание Заказчик формирует на основании потребностей ОАО «РЖД».

Указанная в Техническом задании продукция используется для содержания и технического обслуживания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности и надежности работы объектов железнодорожного транспорта. Заказчик, чья деятельность регулируется Законом о закупках, обязан создать условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей железнодорожных предприятий. ОАО «РЖД» важно понимать, кто производит поставляемый товар и его соответствие требованиям стандартов.

На основании потребности предприятий на полигоне Западно-Сибирской железной дороги проводится аукцион в соответствии с указанной в заявке номенклатурой, техническими и функциональными характеристиками товара. Заказчиком заявлена, в том числе, ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; Марка Т, группа А-Б, сорт 1-2; 1700X2745X3,2.

Плита древесноволокнистая марки Т ГОСТ 4598-2018 требуется к поставке на Главный материальный склад в целях использования для укрывания пола, стен, а также укладки между рядами груза в вагоне при перевозке ТМЦ (в частности, лакокрасочной продукции). Согласно межгосударственного стандарта ГОСТ 4598-2018 в зависимости от назначения плиты подразделяются на типы, а также в зависимости от прочности, плотности и вида лицевой поверхности подразделяются на марки: Т - твердые плиты с необлагороженной лицевой поверхностью; ТС - твердые плиты с лицевым слоем из тонкодисперсной древесной массы. Отличие марки ТС от Т - наличие гладкой лицевой поверхности у марки ТС. При применении плиты марки ТС из-за «скользкой» поверхности высока вероятность смещения груза в процессе перевозки, что в свою очередь может привести к порче груза, имущества ОАО «РЖД» и как следствие причинение убытков ОАО «РЖД». В связи с этим, в техническом задании конкретизированы и прописаны характеристики требуемого к поставке товара (марка, ГОСТ, размер) с учетом производственной деятельности заказчика.

Указание Заказчиком в документации характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных служб России: по делу № 368/2011-3/2, по делу № 077/07/00-3791/2020, по делу № 023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к участникам, к составу их заявок, критерии и порядок оценки заявок, перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. При этом именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Доводы жалобы на незаконные действия Заказчика, направленные на нарушение конкуренции, выразившееся в «указание в Протоколе, как на основание отклонения заявки участника № 4 на то, что он не предоставил полную маркировку предлагаемых к поставке товаров» не соответствуют действительности.

Протоколом № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2709/0АЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева от 23 октября 2023 г. (далее - Протокол) заявка участника № 4 отклонена и в допуске к участию в аукционе отказано на основании: «Заявка участника № 4, на основании пункта 3.6.6.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно: по позиции № 7 (ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, группа А-Б, сорт 1-2; сорт, типо-размер: 1700X2745X3,2) технического предложения участник указал в качестве производителя продукции ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051), которому был отправлен запрос от 13.10.2023 г. № ИСХ-6403/3-СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции». На запрос получен ответ о том, что АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700X2745X3,2мм по СТО 00280459-013-2019, что не соответствует информации в части нормативных документов, указанных участником в его техническом предложении (ответ от 16.10.2023 г. № 10-2246).

Таким образом, информация указанная участником в техническом предложении о продукции по позиции № 7 не соответствует действительности.

Иных оснований отклонения участника № 4 Протоколом не предусмотрено.

Утверждение Заявителя о соответствии предложенного им товара по позиции № 7 требованиям технического задания аукционной документации необоснованно в виду следующего.

В соответствии с п. 3.7.1. Аукционной документации первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом аукциона, изложенным в приложении № 1.1 аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения

Как указано выше, техническим заданием к Аукционной документации требуется к поставке ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т.

Техническое предложение участника № 4 по позиции № 7 содержит информацию о товаре: ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, производитель товара - ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051).

АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) ответом от 16.10.2023 г. № 10-2246 не подтвердил информацию о производстве продукции соответствующей требованиям технического задания Заказчика и технического предложения участника № 4.

Ссылка Заявителя на сертификат соответствия ФЦС RU.B1447.IIP20.0113 на ПЛИТЫ ДРЕВЕСНО-ВОЛОКНИСТЫЕ МАРКИ Т, Т-С, ГРУППЫ А подтверждает, что плиты древесно-волокнистой марки Т, ТС, группа А, выпускаются по СТО 00280459-013-2019.

Таким образом, заявленный участником № 4 товар не соответствует требованиям аукционной документации.

В обосновании жалобы Заявителем необоснованно указано, «что в действиях Заказчика усматриваются незаконные действия, выразившиеся в отклонении заявки по надуманным основаниям, направленные на дискриминацию и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки».

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании вышеизложенного, Заказчиком сформирован и размещен аукцион, соответствующий целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств. Техническое задание к Аукционной документации № 2709/0АЭ-ЦДЗС/23 включает в себя позиции, требуемые к закупке и выделение Заявителем одной из них (в том, числе в процентном соотношении) не обоснованно.

Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, а так же Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. Таким образом, требованиями законодательства и нормативных документов определено недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В связи с подачей жалобы приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» просит признать жалобу ООО «Спецстройкомплект» необоснованной и прекратить ее рассмотрение.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

27 сентября 2023 года на официальном интернет сайте https://company.rzd.ru/ организатором торгов – ОАО «РЖД» было опубликовано извещение № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 и закупочная документация о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева в составе 1 лота (извещение № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на официальном интернет-сайте https://company.rzd.ru/). Начальная (максимальная) цена Договора 33 267 444,19 (Тридцать три миллиона двести шестьдесят семь тысяч четыреста сорок четыре) руб. 19 коп. c учетом НДС.

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «27» сентября 2023 г. Дата окончания срока подачи заявок - «13» октября 2023 г. в 06:00 ч. московского времени. Рассмотрение первых частей заявок осуществляется «23» октября 2023 г. Дата и время начала аукциона «25» октября 2023 г. в 10:00 ч. московского времени. Рассмотрение вторых частей заявок осуществляется «01» ноября 2023 г. Подведение итогов закупки осуществляется «01» ноября 2023 г.

Согласно Протоколу № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №2709/ОАЭ- ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева от 23.10.2023 г., к установленному документацией о закупке сроку подачи заявок поступили заявки:

Регистрационный номер/номер заявки участника

Дата и время подачи

Заявка участника №1

12.10.2023 11:25 (МСК)

Заявка участника №2

12.10.2023 13:16 (МСК)

Заявка участника №3

12.10.2023 13:41 (МСК)

Заявка участника №4

12.10.2023 19:00 (МСК)

Заявка участника №5

13.10.2023 03:21 (МСК)

Всего поступило 5 заявок участников

 

1.1. По итогам рассмотрения экспертной группой заявок участников, поступивших для участия в аукционе №2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 на соответствие заявок участников требованиям технического задания документации о закупке установлено, что:

1.2.1. Заявки на участие в аукционе №2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 отклоняются и в допуске к участию в аукционе №2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 отказано следующим участникам:

- Заявка участника № 1, на основании:

пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с представлением документов, предусмотренных пунктом 3.17.1 документации о закупке, содержащих неполную информацию, а именно: техническое предложение не содержит информацию о производителе товара с указанием ИНН по позиции № 1;

пункта 3.6.6.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно: по позиции №7 (ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, группа Б, сорт 2; сорт, типо-размер: 1700X2745X3,2) технического предложения участник указал в качестве производителя продукции АО «Лесосибирский ЛДК № 1» (ИНН 2454003302), которому был отправлен запрос от 17.10.2023г № ИСХ-6494/З-СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции». На запрос получен ответ о том, что АО «Лесосибирский ЛДК № 1» не производит ДВП толщиной 3,2мм (ответ от 19.10.2023г № б/н).

Таким образом, в техническом предложении участника по позиции №1 содержится неполная информация в соответствии с требованиями аукционной документации, а так же не соответствует действительности информация в техническом предложении участника по позиции № 7 о производителе ДВП указанной толщины.

- Заявка участника № 2, на основании пункта 3.6.6.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно:          по позиции №7 (ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, группа А, сорт 1, сорт 2; сорт, типо-размер: 1700Х2745Х3,2) технического предложения участник указал в качестве производителя продукции АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051), которому был отправлен запрос от 13.10.2023г № ИСХ-6403/З- СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции». На запрос получен ответ о том, что АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700Х2745Х3,2мм по СТО 00280459-013-2019, что не соответствует информации в части нормативных документов, указанных участником в его техническом предложении (ответ от 16.10.2023г № 10¬2246).

Таким образом, информация указанная участником в техническом предложении о продукции по позиции №    7 не соответствует действительности.

- Заявка участника № 4, на основании пункта 3.6.6.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно:          по позиции №7 (ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ; ГОСТ 4598-2018; марка, чертеж, модель: Марка Т, группа А-Б, сорт 1-2; сорт, типо-размер: 1700Х2745Х3,2) технического предложения участник указал в качестве производителя продукции ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051), которому был отправлен запрос от 13.10.2023г № ИСХ-6403/З- СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции». На запрос получен ответ о том, что АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700Х2745Х3,2мм по СТО 00280459-013-2019, что не соответствует информации в части нормативных документов, указанных участником в его техническом предложении (ответ от 16.10.2023г № 10¬2246).

Таким образом, информация указанная участником в техническом предложении о продукции по позиции №    7 не соответствует действительности.

1.2.2.   Соответствуют требованиям технического задания документации о закупке заявки следующих участников, представивших надлежащим образом оформленное техническое предложение, предусмотренное приложением № 1.3 к документации о закупке:

Заявка участника №3;

Заявка участника №5;

Всего отклонено 3 (три) заявки.

1.2.3.   Допускаются к участию в аукционе №2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 следующие участники:

Заявка участника №3;

Заявка участника №5;

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений аукциона № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 25.10.2023 г., результаты проведения электронного аукциона:

Порядковый номер заявки

Дата и время подачи лучшего ценового предложения

Сумма предложения,

без НДС

3

25.10.2023 10:08 (МСК)

27 307 027,08 (Российский рубль)

5

25.10.2023 10:07 (МСК)

27 445 641,44 (Российский рубль)

 

Относительно довода Заявителя о том, что отклонение Заявки № 4 ООО «Спецстройкомплект» на участии в аукционе является незаконным, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках), Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 215, п. 216 Положения о закупке ОАО «РЖД», требования к закупаемым товарам  определяются в документации о конкурентной закупке и формируются с учетом требования к закупаемым товарам, работам, услугам: должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики; должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика.

Согласно п. 218 Положения о закупке ОАО «РЖД», требования к качеству товаров, работ, услуг подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Частью 1 Аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащихся в Техническом задании (приложение № 1.1.) (далее - Техническое задание).

Фрагмент Технического задания Заказчика

п/п

Наименование

Нормативные

документы,

согласно

которым

установлены

требования

Технические и функциональные характеристики товара

Марка, чертеж

Типо-размер

7

ПЛИТА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ

ГОСТ 4598- 2018

Марка T, группа А-Б, сорт 1-2

1700X2745X3,2

 

Участником № 4 (ООО «Спецстройкомплект») предоставлено техническое предложение.

Фрагмент Технического задания участника № 4

п/п

Наименование

Нормативные

документы,

согласно

которым

установлены

требования

Технические и функциональные характеристики товара

Производитель товара с указанием ИНН

Марка,

чертеж

Типо-размер

7

ПЛИТА

ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТАЯ

ГОСТ 4598-2018

Марка T, группа А-Б, сорт 1-2

1700X2745X3,2

ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051)

 

В соответствии с п. 3.6.4 Аукционной документацией аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Согласно п. 3.6.13 Аукционной документации требование, предусмотренное п. 3.6.11-3.6.12 аукционной документации применяется в равной степени ко всем участникам аукциона с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п. 204 Положения о закупках ОАО «РЖД» и п. 3.6.11., 3.6.12 Аукционной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет. Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке, и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.

Руководствуясь данными положениями, ОАО «РЖД» направило в адрес АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (ИНН 6656000051) запрос от 13.10.2023 г. № ИСХ-6403/3-СИБ ДМС «о подтверждении производства продукции».

В ответ на запрос ОАО «РЖД» АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» дало ответ от 16.10.2023 г. № 10-2246, согласно которому АО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» выпускает плиту древесно-волокнистую марки ТС, группа А, 1 сорт размером 1700X2745X3,2мм по СТО 00280459-013-2019.

Исходя из этого, техническое предложение участника № 4 (ООО «Спецстройкомплект») по позиции № 7 не соответствует действительности.

Согласно п. 3.6.6. Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в том числе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно п. 3.6.7. Аукционной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.

На основании вышеизложенного, в соответствии с требованиями Положения о закупке ОАО «РЖД», Аукционной документации заявка участника № 4 отклонена и в допуске к участию в аукционе № 2709/ОАЭ-ЦДЗС/23 участнику ООО «Спецстройкомплект»  отказано.

В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, предоставлять достоверную информацию о предлагаемых товарах и не вводить в заблуждение Заказчика.

Целью п. 204, 331 Положения о закупке ОАО «РЖД» является недопущение преднамеренных попыток участников ввести Заказчика в заблуждение и недобросовестным образом обеспечить свое участие в Аукционе.

Необходимо также отметить, что представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Таким образом, пресечение со стороны Заказчика недобросовестных действий участников, выразившихся в предоставлении недостоверных сведений в целях одержания победы в торгах, не могут рассматриваться как нарушение действующего законодательства, поскольку направлены на обеспечение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следует отметить, что представление недостоверных, то есть не соответствующих действительности сведений в заявках участников конкурса в данном случае создавало бы существенные риски для заказчика по заключению договора с недобросовестным контрагентом, риски ненадлежащего исполнения обязательств по договору, возникновения у заказчика убытков и причинения ущерба репутации.

Подавая заявку на участие в конкурсе, Заявитель ознакомился с условиями документации и конклюдентно согласился с тем, что результаты рассмотрения всех заявок будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика.

Таким образом, Заявитель принял на себя риски по отклонению заявки, в том числе в случае предоставления в составе заявки недостоверной информации.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о законности действий ОАО «РЖД» при составлении аукционной документации, а также организации и проведения открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева, а также законности действий закупочной комиссии ОАО «РЖД» при рассмотрении и оценке заявок участников открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева (номер извещения на сайте <...> – 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 от 27.09.2023 г., Лот № 1).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Спецстройкомплект» (вх. № 20551-ЭП/23 от 02.11.2023 г.) на действия организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и изделий из дерева (номер извещения на сайте <...>– 2709 / ОАЭ-ЦДЗС / 23 от 27.09.2023 г., Лот № 1) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны