Решение №054/06/31-1762/2020 жалоба ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика – УСД в Республ... от 8 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-1762/2020

08 сентября 2020 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика – УСД в Республике Тыва при проведении электронного аукциона № 0312100008920000099 на выполнение работ по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения на объекте капитального строительства: «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва», начальная (максимальная) цена контракта 20 888 005 руб. 71 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ГАЛАКТИКА» с жалобой на действия заказчика - УСД в Республике Тыва при проведении электронного аукциона № 0312100008920000099 на выполнение работ по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения на объекте капитального строительства: «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва».

Суть жалобы ООО «ГАЛАКТИКА» заключается в следующем.

1. Податель жалобы полагает, что заказчиком в проекте контракта неправомерно не установлены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - Постановление Правительства РФ от N 1466), а именно, в проекте контракта отсутствуют положения п.п. 3-5  Постановления Правительства РФ от N 1466.

2. Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ смета является частью проектной документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит обязательной проверке на предмет достоверности ее определения. Порядок проведения такой проверки определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (далее – Положение), действовавшим на момент разработки проектно-сметной документации, на основании которой проводится данная закупка.

Согласно пунктам 24, 25 Положения результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия.

Однако в аукционной документации отсутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации. Отсутствие заключения государственной экспертизы по определению достоверности определения сметной стоимости либо на соответствие сметным нормативам, по мнению подателя жалобы, не позволяет определить объемы работ, подлежащих выполнению и соответствие им сметной документации, что влияет на определение начальной (максимальной) цены контракта и экономической целесообразности участия в данной закупке.

3. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно извещению и документации об аукционе предметом закупки является выполнение работ по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения на объекте капитального строительства: «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва».

Однако заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ № 99).

4.  В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Вместе с тем, в документации об электронном аукционе установлено требование о представлении участниками закупки копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по утвержденной  форме приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86), основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом которой является заявитель, за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии с положениями ГрК РФ, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31  Закона о контрактной системе (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты публикации извещения о проведении закупки, следовательно, по мнению подателя жалобы, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

УСД в Республике Тыва в возражениях на жалобу ООО «ГАЛАКТИКА» сообщило следующее.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем проведения электронных аукционов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В данном случае НМЦК составляет 20 888 005 руб. 71 коп. Таким образом, заказчиком не нарушены положения ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе.

2. Предметом закупки являются работы по строительству на объекте капительного строительства (монтаж системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения) в рамках инвестиционного проекта по федеральной целевой программе «Развитие судебной системы на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406.

На проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы от Красноярского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» за № 198-17/КРЭ- 2958/02 (реестровый номер <...> -1-1- 3-1737-17) от 04.07.2017.

Получено положительное заключение № 199-17/КРЭ2958/05 от 04.07.2017 проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва». Данные сведения отражены в аукционной документации.

В состав аукционной документации была включена проектная документация: раздел 5 -ИОС 5.6., раздел 9-ПБ 2.1., раздел 9-ПБ2.2., раздел 9-ПБ 2.3 СОТ; рабочая документация: 90(50- 16)-ПС-1, 90(50- 16)-ПС-2, 90(50-16)-ПС-3, сметная документация: JICP № 02-01-05, JICP № 02-01-05, JICP 03-01-05, JICP № 03-02-05, прошедшая государственную экспертизу и получившая положительное заключение. Таким образом, заказчиком в единой информационной системе была размещена вся необходимая информация.

3. 31.07.2020 Комиссией Новосибирского УФАС России была рассмотрена жалоба на аналогичную закупку, по результатам рассмотрения которой УСД в Республике Тыва было выдано предписание № 054/06/65-1453/2020 от 31.07.2020 с требованием исключить из документации об электронном аукционе излишние требования к участникам закупки, путем  исключения дополнительных требований, установленных Постановлением Правительства РФ № 99. Данное требование было исполнено заказчиком и размещена новая закупка.

4. По мнению заказчика, в документации об электронном аукционе не установлено излишних требований к выписке из реестра членов саморегулируемой организации.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе  заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В рамках проведения данной закупки заказчиком вышеуказанного требования не установлено. Таким образом, у заказчика отсутствует обязанность по применению типовых условий контрактов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от N 1466.

Кроме того, положения п.п. 3-5  Постановления Правительства РФ от N 1466 содержатся в п.п. 6.2.18 - 6.2.20 проекта контракта.  Довод жалобы подтверждения не нашел.

2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию.

В соответствии с требованиями к составу разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденными постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости не входит в состав проектно-сметной документации.

Таким образом, нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено размещение данного заключения в единой информационной системе. Довод жалобы подтверждения не нашел.

3. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ № 99 установлено требование о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Объектом данной закупки является выполнение работ по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения на объекте капитального строительства: «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва».

Таким образом, заказчиком при проведении данной закупки должно было быть установлено требование к участникам закупки, предусмотренное п. 2 Постановления Правительства РФ № 99. Однако в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком указанного требования в документации об электронном аукционе установлено не было.

Довод заказчика о том, что данное требование было исключено  из положений документации об электронном аукционе на основании решения и предписания Комиссии Новосибирского УФАС России № 054/06/65-1453/2020 от 31.07.2020 не находит своего подтверждения в силу следующего. Согласно указанным решению и предписанию заказчику было необходимо исключить из документации об электронном аукционе требование о представлении участниками закупки документов, предусмотренных п. 2 Постановления Правительства РФ № 99, в составе вторых частей заявок, ввиду того, что в соответствии с ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств. Указание на неправомерное установление заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 в решении и предписании Комиссии Новосибирского УФАС России № 054/06/65-1453/2020 от 31.07.2020 отсутствует.

4.  Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В силу ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно п. 5 документации об электронном аукционе участникам закупки во второй части заявки необходимо представить копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по утвержденной  форме приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86), основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом которой является заявитель, за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии с положениями ГрК РФ, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31  Закона о контрактной системе (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование к копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе, не противоречит действующему законодательству. Довод жалобы подтверждения не нашел.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Вместе с тем,  Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что участник закупки (ООО «Сельстрой»), который по результатам проведения электронного аукциона был признан победителем закупки, соответствует дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № 99. А именно, ООО «Сельстрой» во второй части заявки на участие в электронном аукционе были представлены копии исполненных контрактов, соответствующих п. 2 Постановления Правительства РФ № 99.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что допущенное нарушение в данном случае не привело к допуску участника закупки, не соответствующего дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 99, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика – УСД в Республике Тыва при проведении электронного аукциона № 0312100008920000099 на выполнение работ по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения, системы охранного телевидения на объекте капитального строительства: «Строительство здания Кызылского городского суда Республики Тыва» частично обоснованной (обоснован 3 довод).

2. Признать заказчика нарушившим ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны