Постановление №054/04/9.21-1683/2019 в отношении юридического лица – акционерного общества «Реги... от 18 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1683/2019

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

 

18 сентября 2019 года                                                                               г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.08.2019 и материалы административного дела, возбужденного исполняющим обязанности прокурора Октябрьского района советником юстиции … в отношении юридического лица –  акционерного общества «Региональные электрические сети»  (далее – АО «РЭС») (ИНН 5406291470/ КПП 540601001, дата регистрации юридического лица 01.10.2004, ОГРН 1045402509437, юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Якушева , д. 16а), в присутствии «…»

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением прокуратуры Новосибирской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.08.2019 г. установлено следующее.

Прокуратурой Октябрьского района г. Новосибирска проводится проверка исполнения АО «РЭС» требований законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.

На основании п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, АО «РЭС» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

АО «РЭС», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Согласно п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2006 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежит государственному регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Указанные Правила определяют, в том числе, порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий (п. 1).

В силу пунктов 15, 16 Правил № 861 сетевая организация направляет для подписания в адрес заявителя заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Договор должен содержать, в том числе, такие существенные условия, как:

  • перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
  • размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Постановление № 1178), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с п. 87 Постановления № 1178 лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Пунктом 7 Методических указаний по определению размера платы за техно­логическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее - Методические указания), установлены следующие виды ставок:

  • стандартизированные тарифные ставки согласно главе IV Методических указаний;
  • ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период

регулирования согласно приложению №       2 к Методическим указаниям,

рассчитанные в соответствии с главой III Методических указаний.

Этим же пунктом Методических указаний определено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Пунктом 3 статьи 307 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Процедура технологического присоединения, установленная пунктами 7-15 Правил № 861, предусматривает заключение договора технологического присоединения путем обмена следующими документами: направление заявителем в сетевую организацию заявки; направление сетевой организацией заявителю для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, с учетом изложенного, на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть предоставлена ему сетевой организацией. При предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Наличие у сетевой организации обязанности по предоставлению права выбора вида ставки при определении цены договора также подтверждается сформированной судебной практикой:            решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2017 №А76-14438/2017, постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 18АП- 901/2018, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2018 № Ф09-3978/18, определением Верховного суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 309-АД18-17881, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2019 № Ф04-4766/2017 по делу № А45-516/2017.

Неисполнение сетевой компанией вышеуказанной обязанности как на стадии заключения договора, так на стадии его исполнения суды признали нарушением п.п. 15, 16 Правил №861, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9 21 КоАП РФ.

Указанная позиция судов полностью опровергает выводы ФАС России в письме от 24.06.2019 № ВК/52640/19.

Проверкой установлено, что 27.06.2019 ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» обратилось с заявкой на осуществление технологического присоединения объектов электроснабжения с запрашиваемой максимальной мощностью 300 кВт в АО «РЭС» (вх.№ 53-165780).

На основании указанной заявки между АО «РЭС» и ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» был заключен Договор об осуществлении временнного технологического присоединения № 165780/5333919-вр от 24.07.2019 (далее - Договор).

Размер платы за технологическое присоединение по Договору (пункт 10) был определен АО «РЭС» в размере 250200 руб. (с учетом НДС) в соответствии с пунктом 38 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденного приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее - Методические указания № 1135/17); исходя из действующих на момент заключения Договора ставок платы за технологическое присоединение, утвержденных приказом департамента утвержденных приказом департамента от 27.12.2018 № 791-ЭЭ (далее - Приказ № 791-ЭЭ).

Расчет произведен исходя из ставки за единицу максимальной мощности.

Какие-либо сведения относительно того, что ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» не выбрало вид ставки либо выбрало в качестве ставки платы для расчета платы за технологическое присоединение его энергопринимающих устройств ставки за единицу максимальной мощности, АО «РЭС» не представлены.

В сопроводительном письме к Договору от 24.07.2019 № 19-23/165780-1 АО «РЭС» указало на виды ставок, утвержденных приказом № 791-ЭЭ, но расчет альтернативным методом исходя из стандартизированных ставок не привело.

При этом при расчете платы за технологическое присоединение на основании стандартизированных ставок (альтернативным методом), установленных Приказом № 791-ЭЭ, в соответствии с пунктами 29 и 30 Методических указаний № 1135/17 размер платы за технологическое присоединение по Договору составил бы 93 493 руб. 20 коп.

Таким образом, превышение размера платы за технологическое присоединение по Договору относительно альтернативного метода расчета составило 156 706,8 руб.

Включение в договор АО «РЭС» условий о размере платы за технологическое присоединение, значительно превышающем альтернативный вариант исчисления указанной платы, доступный предпринимателю, не обеспечив выбор ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» вида ставки платы, является нарушением права заявителя на справедливые договорные условия.

Предусмотренный Правилами № 861 порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения устанавливает обязанность сетевой организации, являющейся профессиональным участником, то есть сильной стороной соответствующих правоотношений, обеспечить предпринимателю возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение.

Таким образом, в нарушение пунктов 15, 16 Правил № 861, п. 87 Постановления № 1178, п. 7 Методических указаний № 1135/17 АО «РЭС» 24.07.2019 направило заявителю ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №   165780/5333919-вр на условиях заведомо невыгодных для заявителя, сформировав существенные условия договора о размере платы за технологическое присоединение таким образом, что у заявителя отсутствовала возможность самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение и заключить договор на более выгодных условиях, что привело к завышению цены договора для заявителя на 156 706,8 руб.

Нарушение установленного Правилами № 861 порядка заключения договора на технологическое присоединение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у не­го имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Ко­АП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не бы­ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «РЭС» имело возможность предоставить ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» право выбора наиболее предпочтительного для заявителя способа расчета платы по договору, исходя из стандартизированной тарифной ставки, и произвести по ней альтернативный расчет по договору, однако не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленного порядка ценообразования.

Виновность юридического лица АО «РЭС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждается Договором, справкой заместителя начальника отдела регулирования электроэнергетики департамента по тарифам Новосибирской области ююю от 29.08.2019, иными материалами проверки.

 

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск, ул. Якушева, 16а

Время совершения административного правонарушения – 24.07.2019.

 

Ответчиком по существу вменяемого административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении даны следующие объяснения.

 30.08.2019г. в отношении Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее - АО «РЭС») и.о. прокурора Октябрьского района советником юстиции Серебряковым Д.В. составлено постановление об административном правонарушении (далее по тексту - Постановление).

В отношении АО «РЭС» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Нарушение Правил технологического присоединения, по мнению прокуратуры Новосибирской области, выражается в том, что АО «РЭС» 24.07.2019 направило заявителю ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 165780/5333919-вр на условиях заведомо невыгодных для заявителя, сформировав существенные условия договора о размере платы за технологическое присоединение таким образом, что у заявителя отсутствовала возможность самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение и заключить договор на более выгодных условиях, что привело к завышению цены договора для заявителя на 156 706,8 руб.

АО «РЭС» не согласно с вменяемым правонарушением и считает необходимым дать следующие объяснения.

АО «РЭС» не допущено нарушений п.п. 15,16 Правил технологического присоединения, п. 87 Постановления №1178, п. 7 Методических указаний, поскольку расчет платы за технологическое присоединение и выбор ставки произведены в полном соответствии с действующим нормативным правовым регулированием.

В силу пп. «д» п. 16 Правил технологического присоединения одним из существенных условий такого договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики.

Согласно п. 87 Постановления №1178 в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

По пункту 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования:- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний;- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; - формула платы за технологическое присоединение.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт.

Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Значение слово «самостоятельно» - 1) свободно, осуществляясь своими силами, без посторонней помощи или чьего-либо руководства, 2) будучи способным к независимым действиям, суждениям; 3) обособленно от других; отдельно4.

Следовательно, исходя из буквального толкования Методических указаний Заявитель до заключения договора технологического присоединения своими силами, самостоятельно осуществляет выбор ставки платы за технологическое присоединение.

Однако, если Заявитель указанным правом не воспользовался, сетевая организация вправе самостоятельно определить ставку платы.

Для реализации права Заявителя по выбору ставки платы сетевая организации обязана соблюдать Стандарты раскрытия информации.

В соответствии с п.1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленном настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (согласно п.З Стандартов - по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации).

Согласно абз. «а» п. 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация раскрывает информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.

В силу п.З Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается, в том числе, путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.

АО «РЭС» надлежащим образом исполняется данная обязанность. В частности, на сайте АО «РЭС» (www.eseti.ru) в разделе «Клиентам», подразделе «Тарифы на технологическое присоединение» размещена информация о видах ставки платы.

Действующее законодательство исходит из того, что возможность выбора ставки платы за технологическое присоединение реализуется заявителем в следующем порядке:

  1. сетевая организация размещает на своем официальном сайте информацию о видах платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации;
  2. лицо, имеющее намерение подать заявку на технологическое присоединение, изучает информацию о тарифах (видах ставки платы), размещенных на сайте сетевой организации;
  3. при обращении в сетевую организацию заявитель имеет возможность указать выбранный вид ставки платы (п.87 Основ ценообразования, п.7 Методических указаний);
  4. сетевая организация направляет заявителю проект договора: если заявитель реализовал право выбора вида ставки платы, плата в проекте договора указывается в соответствии с выбором заявителя; если заявитель не реализовал данное право - сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и указать в договоре соответствующую плату (п.7 Методических указаний);
  5. после получения проекта договора заявитель имеет возможность в течение 30 дней ознакомиться с его условиями, в т.ч. о плате, и при несогласии с ним - направить в сетевую организацию мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения (п. 15 Правил технологического присоединения). Кроме того, заявитель не лишен права направить в сетевую организацию запрос о предоставлении разъяснений относительно полученного проекта договора.

Таким образом, п.п. 15,16 Правил технологического присоединения, п. 87 Постановления №1178, п. 7 Методических указаний не закрепляют обязанности сетевой организации по направлению в адрес заявителя разъяснений о возможности выбора варианта расчета платы за технологическое присоединение альтернативных расчетов платы. Соответственно, вышеуказанные действия/бездействия сетевой организации состав административного правонарушения не образуют, противоправность поведения АО «РЭС» отсутствует.

Изложенная позиция подтверждается:

- Разъяснениями ФАС России, изложенными в письме № ВК/52640/19 от 24.06.2019г., согласно которым «правилами не установлена обязанность сетевой организации при направлении оферты договора предлагать заявителю воспользоваться правом выбора способа расчета размера платы за технологическое присоединение».

- Постановлением УФАС НСО о прекращении производства по делу об административном правонарушении №054/04/9.21-907/2019 по аналогичному факту.

Также судебная практика исходит из того, что Методические указания предусматривают самостоятельный выбор ставки платы за технологическое присоединение Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения - Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 13АП-20858/2016 по делу А56-88134/2015.

Кроме того, необходимо отметить, что правовая позиция, изложенная в судебных актах по делам №А76-14438/2017, №А45-516/2017 (на которые ссылается прокуратура Октябрьского района), не может быть применена в рассматриваемом случае, так как в указанных судебных актах рассмотрены иные обстоятельства заключения договора технологического присоединения.

Предметом дела №А45-516/2017 являлся гражданско-правовой спор по определению необходимого приказа департамента по тарифам для определения платы за технологическое присоединение, в рамках которого рассматривались различные виды ставок плат по разным приказам, предоставлялись альтернативные расчеты. Соответственно, судом исследовались иные обстоятельства, и указанные акты не применимы к настоящему делу об административном правонарушении.

2. АО «РЭС» соблюдена процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО», право заявителя осуществить самостоятельный выбор ставки платы АО «РЭС» не ограничивалось.

Заявитель, исходя из информации, имеющейся на сайте сетевой организации о видах платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации, действуя разумно и добросовестно, самостоятельно может выбрать ставку, сообщив о своем выборе сетевой организации.

27.06.2019 ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» обратилось с заявкой на осуществление технологического присоединения объектов электроснабжения с запрашиваемой максимальной мощностью 300 кВт в АО «РЭС» (вх.№ 53-165780).

На основании указанной заявки АО «РЭС» в адрес ООО МФЦН «ОБЪЕКТ- ПРО» направлен проект договора об осуществлении временного технологического присоединения (далее - Договор) сопроводительным письмом, в котором АО «РЭС» были указаны виды ставок, утвержденные Приказом департамента по тарифам Новосибирской области №791-ЭЭ от 27.12.2018 (стандартизированные тарифные ставки и ставки рублей за киловатт).

Договор об осуществлении временного технологического присоединения № 165780/5333919-вр был заключен 24.07.2019.

Размер платы за технологическое присоединение по Договору (пункт 10) был определен в размере 250 200 руб. (с учетом НДС) в соответствии с решением Департамента по тарифам Новосибирской области (Приказ) №791-ЭЭ (пункт 6) от 27.12.2018.

При заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» не был избран вид ставки платы за технологическое присоединение строительных механизмов, поэтому сетевой организацией самостоятельно выбрана ставка и произведен расчет платы за технологическое присоединение.

Подписывая договор об осуществлении технологического присоединения Заявитель подтвердил, что согласен с выбранной сетевой организацией ставкой, возражения относительно условий не завил, протокол разногласий, предложения об изменении условий заявителем не направлялись.

Кроме того, ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» в своем ответе от 17.09.2019г., направленном в адрес сетевой организаций по факту составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, указало:

«Проект договора получен с сопроводительным письмом, в котором АО «РЭС» были указаны виды ставок, утвержденные Приказом департамента по тарифам Новосибирской области №791-ЭЭ от 27.12.2018 (стандартизированные тарифные ставки и ставки рублей за киловатт).

Таким образом, АО «РЭС» разъяснило нам наше право на выбор вида ставки платы за технологическое присоединение и предоставило право выбора вида ставки.

Мы заинтересованы в выстраивании партнерских отношений с сетевой организацией, с учётом взаимных прав и интересов друг друга, поэтому считаем, что заявители (в том числе и наша организация), действуя разумно и добросовестно. самостоятельно могут рассчитать плату за технологическое присоединение, исходя из данных. содержащихся в приказе департамента по тарифам Новосибирской области, и при желании осуществить выбор ставки.

По нашему мнению, не является добросовестным поведением со стороны заявителя - злоупотреблять своим правом, и требовать во всех случаях применения наиболее низкого вида ставки.

На основании вышеизложенного, претензий к АО «РЭС» у нас не имеется, при оформлении договора с нашей организацией АО «РЭС» не допустило нарушений действующего законодательства».

Таким образом, ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» отрицает факт нарушения прав Общества, кроме того, подтверждает, что любой заявитель имеет возможность самостоятельно осуществить выбор ставки платы.

Следовательно, вывод прокуратуры Октябрьского района о том, что АО «РЭС» не обеспечило выбор ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» вида ставки платы, нарушило права заявителя, является надуманным и недостоверным.

Соответственно, заключение договора об осуществлении технологического присоединения с ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» осуществлено в полном соответствии с действующем законодательством.

Также АО «РЭС» полагает об ошибочной позицию прокуратуры, согласно которой включение в договор условий о размере платы за технологическое присоединение, значительно превышающем альтернативный вариант исчисления указанной платы, является нарушением права заявителя на справедливые условия и является недобросовестным поведением со стороны сетевой организации.

Принцип добросовестности предполагает обязанность вести себя так, как ожидается от любого участника гражданского оборота при установлении, осуществлении и защите гражданских прав, исполнении обязанностей.

Признаками добросовестного поведения могут быть такие действия лица, когда

  • учитывает права и законные интересы другой стороны - сетевая организация не ограничивает право потребителя самостоятельно осуществить выбор вида ставки платы, заявитель либо осуществляет выбор ставки платы и информирует об этом сетевую организацию, либо нет (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 17);
  • содействует другой стороне, помогает ей получить необходимую информацию - сетевой организацией соблюдаются стандарты раскрытия информации, заявитель сообщает о своем желании применить ту, или иную ставку платы (п. 3 ст. 307 ГК РФ);
  • пытается предотвратить причинение вреда другой стороне - при осуществлении выбора ставки платы со стороны заявителя, сетевой организацией рассчитывается плата согласно выбору заявителя, в случаях отсутствия выбора, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение (баланс интересов сторон).

Одновременно, если заявитель во всех случаях будет требовать определение платы за технологическое присоединение из расчета наименьшей тарифной ставки (либо сама сетевая организация будет навязывать более низкий расчет), что само по себе не соответствует принципам экономической обоснованности, соблюдения баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей, такое поведение не будет соответствовать принципам добросовестного поведения:

  1. заявитель не учитывает права и законные интересы сетевой организации;
  2. заявитель не пытается предотвратить причинение вреда сетевой организации (деятельность сетевой организации по технологическому присоединению неизбежно будет носить убыточный характер).

Таким образом, в связи с тем, что в рассматриваемом случае в действиях АО «РЭС» отсутствуют признаки нарушения Правил технологического присоединения, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в действиях АО «РЭС» отсутствуют.

 

  По поводу изложенных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

ФАС России письмом № ВК/52640/19 от 24.06.2019 г. разъяснила, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, определено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое при соединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям на период регулирования утверждаются стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; формула платы за технологическое присоединение.

Технологическое присоединение регламентируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

Пунктами 15, 18 и 25(1) Правил предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.

Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 КВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если Заявитель при подаче заявки на технологическое присоединение не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Пунктом 38 Методических указаний установлено, что размер платы за технологическое присоединение для конкретного Заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию пункта 16 Методических указаний, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за единицу максимальной мощности по мероприятиям, реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного Заявителя, умноженной на объем присоединяемой максимальной мощности, указанный Заявителем в заявке на технологическое присоединение.

Правилами не установлена обязанность сетевой организации при направлении оферты договора предлагать заявителю воспользоваться правом выбора способа расчета размера платы за технологическое присоединение.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность сетевой организации по предложению заявителю при направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения на выбор двух вариантов проекта договора, предусматривающих различные способы расчета размера платы за технологическое присоединение, в случае если заявитель при подаче заявки о заключении договора в сетевую организацию не воспользовался своим правом выбора ставки платы.

Кроме того, необходимо отметить, что правовая позиция, изложенная в судебных актах по арбитражному делу № А76-14438/2017, А45-516/2017 не может быть применена в рассматриваемом случае, так как в указанных судебных актах рассмотрены иные обстоятельства, чем обстоятельства, при которых заключен договор между АО «РЭС» и ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО».

Из анализа материалов дела следует, что в рассматриваемом случае заявитель ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» на стадии заключения договора, в том числе, при подаче заявки в АО «РЭС», не проинформировал сетевую организацию о выборе им какого-либо вида ставки платы за технологическое присоединение, предусмотренного п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Из объяснений генерального директора Г.Е. Ратникова следует, что сумма платы за технологическое присоединение, указанная в договоре, оплачена заявителем в полном объеме.

Учитывая, вышеизложенное, а также, что АО «РЭС» представил документы  (письмо исх. №0919-18/1 от 18.09.2019 года), подтверждающие согласие ООО МФЦН «ОБЪЕКТ-ПРО» с условиями представленного сетевой организацией проекта договора в части платы за технологическое присоединение при его подписании,  в данном случае в действиях АО «РЭС» не усматривается признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, в связи с тем, что в рассматриваемом случае в действиях АО «РЭС» не усматривается признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, можно сделать вывод, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях АО «РЭС» отсутствуют.

Следовательно, имеются правовые основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении АО «РЭС» по факту нарушения АО «РЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 24.5, частью 2 ст. 29.4, пунктом 2 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-1683/2019, возбужденному в отношении юридического лицаАкционерного Общества «Региональные электрические сети» (ИНН 5406291470, ОРГН 1045402509437, КПП 540601001, дата регистрации: 01.10.2004 г., юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16а), по факту нарушения АО «РЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно требованиям ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                            Н.П. Камнева

 

 

 

Постановление о назначении административного наказания получено: «___»___________________ г.

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу: «___»_____________________ г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны