Решение №054/06/103-2078/2021 ФГКУ «СибЦМТО Росгвардии» от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/103-2078/2021

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«20» октября 2021 г.                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

«…………….»

- врио руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…………….»

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

«…………….».

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в отсутствие представителей Федерального казенного учреждения «Сибирский центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»,

в результате осуществления внеплановой проверки по обращению Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (исх. от 06.09.2021 г. № 51-18-12/10-8624) содержащее материалы ведомственного контроля, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации от 17.08.2021 г. № 1/6991 «О направлении материалов», указывающие на признаки нарушения действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа Федеральным казенным учреждением «Сибирский центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – ФГКУ «СибЦМТО Росгвардии»),

 

УСТАНОВИЛА:

На основании распоряжения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 03.06.2021 г. 1/874-р Управлением финансового контроля и аудита Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации проведена плановая документарная проверка соблюдения ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения нужд войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, за период с 01.09.2019 г. по 31.05.2021 г.

Управлением финансового контроля и аудита Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации установлены следующие нарушения требований законодательства ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа.

По итогам электронного аукциона (извещение от 30.04.2020 г. № 0851400002220000091) между ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» и ООО «Подкова плюс» заключен государственный контракт от 01.06.2020 г. № 2020180101682000000002020/168 (реестровый номер 1541006611720000082) на поставку шин пневматических. Цена контракта 6 694 329,80 рублей (далее - контракт).

В нарушение требований части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» не направляло информацию о приемке поставленных товаров для последующего ее размещения в реестре контрактов, заключаемых заказчиками.

Так, ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» не направило в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Федеральное казначейство) комиссионный акт приемки от 22.10.2020 г. № 3/57 на общую сумму 1 676 325,82 рублей, а также комиссионный акт приемки от 16.11.2020 г. № 3/62 на общую сумму 688 588,32 рублей.

При этом ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» направляло в Федеральное казначейство универсальные передаточные документы, которые в соответствии с пунктом 3.5 контракта являлись документами, сопровождающими поставку товара.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 13 части 1, части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ информацией, направляемой в Федеральное казначейство, подтверждающей приемку поставленного товара, является документ о приемке в случае принятия решения о приемке товара.

В соответствии с применяемыми в контракте терминами, приемка заканчивается оформлением заказчиком акта о приемке поставленного товара.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 4.2.10 контракта, документом, подтверждающим приемку товара, являлся утвержденный заказчиком акт о приемке товара.

Как следует из представленных пояснений заказчика акты о приемке товара не размещались в реестре контрактов, заключаемых заказчиками ввиду отсутствия в них подписей и печатей поставщика - ООО «Подкова плюс».

В результате, в качестве документов, подтверждающих приемку товара ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» направляло универсальные передаточные акты.

При этом в реестре контрактов, заключаемых заказчиками 09.12.2020 г. ФКУ «СибЦМТО» Росгвардии разместило требование о выплате пени за нарушение срока поставки товара, приложениями к которому были утвержденные заказчиком акты о приемке товара.

Таким образом, в действиях (бездействии) заказчика усматривается признак административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По фактам выявленных нарушений ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» пояснило, что товар по государственному контракту от 01.06.2020 г. № 2020180101682000000002020/168 поставлялся несколькими партиями.

После каждой поставки заказчиком размещались документы о приемке товара в реестре контрактов, заключаемых заказчиками.

Так, 10.08.2020 г. в реестре контрактов размещен акт о приемке товара от 07.08.2020 г. № 3/18, 27.08.2020 г. размещен акт о приемке товара от 24.08.2020 г. № 3/24, 07.10.2020 г. размещен акт о приемке товара от 06.10.2020 г. № 3/38.

В октябре-ноябре 2020 года по другим государственным контрактам в качестве документов, подтверждающих приемку товара, ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» также размещало акты о приемке товара, однако направленная информация не проходила контроль Федерального казначейства по причине несоответствия пункта «н» части 2 правил ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.

В ходе телефонного разговора специалист Федерального казначейства пояснил, что в реестре контрактов в качестве документов об исполнении контракта следует размещать документы, подписанные и заверенные печатями заказчика и поставщика, на основании которых будет осуществлять оплата товаров, поскольку с 30.09.2020 г. формирование денежных обязательств осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (ранее осуществлялось в Электронном бюджете).

Документом-основанием для формирования денежного обязательства является документ, размещенный в карточке контракта в реестре контрактов.

Иные документы отличные от вышеуказанных, со слов специалиста Федерального казначейства, являются ненадлежащими и размещению не подлежат. Таким образом, в случае размещения актов о приемке товара, информация о приемке не будет проходить контроль.

В связи с этим, заказчиком в дальнейшем размещались универсальные передаточные документы: 23.10.2020 г. УПД от 03.09.2020 г. № 7850, УПД от 07.09.2020 г. № 7979; 16.11.2020 г. УПД от 30.10.2020 г. № 8902.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

По итогам электронного аукциона (извещение от 30.04.2020 г. № 0851400002220000091) между ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» и ООО «Подкова плюс» заключен государственный контракт от 01.06.2020 г. № 2020180101682000000002020/168 (реестровый номер 1541006611720000082) на поставку шин пневматических (далее - контракт).

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Таким образом, условия о порядке и сроках приемки товара, работы, услуги формируются заказчиком при осуществлении каждой конкретной закупки индивидуально.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России обращает внимание на то, что Федеральным законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с документальным оформлением приемки поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы.

Учитывая изложенное, заказчик имел право установить порядок приемки товара по контракту самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется поставить и передать заказчику в установленный контрактом срок товар, свободный от прав третьих лиц, в количестве, качестве, и ассортименте в соответствии со спецификацией поставляемого товар, являющейся неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 3.1 контракта определено, что днем исполнения поставщиком обязательств по поставке товара считается дата утверждения акта о приемке товара, иные документы и акты оформляемые и подписываемые в процессе оценки соответствия товара, приемкой не являются.

В соответствии с применяемыми в контракте терминами, приемка заканчивается оформлением заказчиком акта о приемке поставленного товара. Из смысла пунктов 3.2 и 4.2.10 контракта, также определено, что документом, подтверждающим приемку товара, являлся утвержденный заказчиком акт о приемке товара.

Более того, пунктом 4.2.3 контракта установлено, что в случае если экспертиза соответствия товара условиям контракта, проводится силами заказчика, то акт о приемке товара имеет силу экспертного заключения, который в свою очередь так же подлежит размещению в реестре контрактов, заключаемых заказчиками.

Согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, заказчик в качестве документа о приемке должен был размещать в реестре контрактов именно акт о приемке товара, который в свою очередь в соответствии с частью 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ может быть подписан только заказчиком.

Учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заказчик, не разместивший в реестре контрактов, заключаемых заказчиками документ о приемке, а именно акт о приемке товара, нарушил требования пункта 13 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ - ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

 

 

Ко всему Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта).

В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа является, в том числе, содержание факта хозяйственной жизни.

При этом частью 5 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ к обязательным реквизитам первичного учетного документа относятся подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление.

Таким образом, только документ, содержащий обязательные реквизиты первичного учетного документа, надлежаще подписанный сторонами сделки, принимается к учету.

В свою очередь, в рассматриваемом случае, размещаемые заказчиком в реестре контрактов универсальные передаточные акты являются документами первичного учета, подтверждающие факт оплаты контракта заказчиком (исполнения контракта).

Следовательно, соответствующая информация и документы также подлежат размещению в реестре контрактов, заключаемых заказчиками на основании пункта 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.  Установить в действиях ФКУ «СибЦМТО Росгвардии» нарушение пункта 13 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

2.         Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны