Решение №РНП-54-578 обращение администрации Купинского района Новосибирской обла... от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № РНП-54-578

3 ноября 2022 года                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

заказчика – администрации Купинского района Новосибирской области - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

подрядчика - ООО «ПромГражданСтрой» (ООО «ПГС») – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение администрации Купинского района Новосибирской области о включении сведений об ООО «ПГС» (ИНН 5406662580) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Многоквартирный жилой дом, предназначенный для служебного жилья отдельных категорий граждан, и для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенный в городе Купино Купинского района Новосибирской области» (закупка №0151200006022000105),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ «Центр закупок Купинского района Новосибирской области» о включении сведений об ООО «ПГС» (ИНН 5406662580) в реестр недобросовестных поставщиков в связи м расторжением контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Многоквартирный жилой дом, предназначенный для служебного жилья отдельных категорий граждан, и для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенный в городе Купино Купинского района Новосибирской области» (закупка №0151200006022000105), а также в связи с расторжением контракта на строительство двух жилых домов блокированной застройки в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с подпунктом «а» пункта 52 статьи 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (закупка № 0151200006022000101). Указанные обращения рассмотрены Комиссией Новосибирского УФАС России в рамках одного заседания. В ходе заседания установлено следующее.

Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Администрацией Купинского района Новосибирской области с ООО «ПГС» было заключено два контракта, а именно, муниципальный контракт №0151200006022000105 от 14.06.2022 на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства – многоквартирный жилой дом (далее - контракт №1) и муниципальный контракт №0151200006022000101 от 20.06.2022 на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства – жилые дома блокированной застройки (таунхаусы) (далее - контракт №2).

Работы по строительству объектов в рамках муниципальных контрактов осуществляются поэтапно.

ООО «ПГС» выполнило, заказчик принял без замечаний 1-ый этап работ по двум контрактам, а также выполнил часть работ по 2-ому этапу, которая на данный момент не принята и не оплачена заказчиком.

По контракту №1 подрядчиком выполнены и заказчиком приняты следующие виды работ: земляные работы и ленточные фундаменты. Подрядчик полагает, что выполнил, но заказчик ему не оплатил работы на сумму 955599 руб., в т.ч. наружные сети водоснабжения, канализации, обратная засыпка фундаментов. По контракту №2 выполнены и приняты следующие виды работ: земляные работы, фундамент, приямки по дому №1 и №2. Выполнены, но не оплачены работы на сумму 5975194 руб., в т.ч. стены, перегородки, перемычки, наружные сети водоснабжения, канализации, стены (фронтоны), фундамент (обратная засыпка).

В процессе выполнения работ подрядчиком были выявлены недочеты и существенные нарушения в переданной заказчиком проектной документации, которые препятствуют дальнейшему выполнению работ и влияют на их качество.

Пунктом 1 ст. 716 ГК РФ и п. 5.4.7 муниципальных контрактов на подрядчика возложена обязанность по приостановке выполнения работ, если имеется угроза качеству/прочности выполненных работ, а также уведомлению заказчика об этом.

Согласно п. 5.4.7 муниципальных контрактов подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный муниципальным контрактом срок.

В соответствии с п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно условиям муниципальных контрактов подрядчик обязан качественно выполнить работы по строительству объекта (п. 5.4.2), обязан обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством РФ (п. 5.4.4), обязан обеспечить бесперебойное функционирование инженерных сетей и оборудования при нормальной эксплуатации объекта (п. 5.4.5.3), гарантирует качество выполненных работ, в т.ч. соблюдение требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами (п. 6.1).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО «ПГС» неоднократно уведомляло заказчика о необходимости внесения изменений в проектную документацию.

Часть предлагаемых изменений, которые были согласованы заказчиком, касалась непосредственно повышения качества работ (предлагались более качественные материалы, более надежные проектные решения) без изменения стоимости строительства. При этом, согласовывая соответствующие изменения, заказчик не исполнял свою обязанность по внесению изменений в саму проектную документацию.

Часть изменений была связана с отсутствием в проекте тех или иных обязательных работ, с чем заказчик, также согласился и согласовал внесение изменений в проектную документацию (не предусмотрены работы по устройству приямка для ввода водопровода, обратная засыпка песком и т.д.).

ООО «ПГС» неоднократно уведомляло заказчика о несоответствии проектной документации установленным государственным стандартам и невозможностью продолжения выполнения работ.

По контракту №2 (письма исх. №15 от 15.06.2022 г., №16 от 16.06.2022 г., №23 от 07.07.2022 г., №49 от 21.09.2022 г.) заказчик был уведомлен о следующих нарушениях.

Нарушения п. 10.5 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», в соответствии с которыми расстояние от резервуаров до домов должно быть не менее 30 метров. В представленной проектной документации расстояние обозначено от резервуаров до домов составляет 8 метров.

В соответствии с п. 10.5 СП 8.13130 расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости, до открытых складов горючих материалов и оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости или горючие газы, должно быть не менее 30 метров, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 метров.

Объекты по контрактам № 1 и № 2 относятся к III и IV степеням огнестойкости.

Согласно экспертному заключению ООО «Региональная Негосударственная Экспертиза» от 02.11.2022 разработанные проектные документации по двум контактам в части устройства наружного водоснабжения выполнены с нарушением п. 10.5 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», что недопустимо.

Письмом №2293/01-23 от 16.06.2022 заказчиком было отказано в согласовании скорректированного плана по переносу пожарных резервуаров за пределы земельного участка. Заказчиком было дано указание выполнить работы в соответствии с проектом, что нарушило бы требования, установленные государственными стандартами.

Кроме того, отсутствие в проектной и рабочей документации отдежуренной топоосновы от границ участков до точек подключения наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения и территории между границами участков 54:15:011401:173 и 54:15:011401:273, по мнению подрядчика, препятствует выполнению подземных работ по прокладке соответствующих коммуникаций.

По контракту №1 (письма от 04.07.2022 исх. №21 и от 21.09.2022 исх. №49) заказчик уведомлен о следующих нарушениях: указание разной высоты 1-го этажа от верха монолитной плиты 1-го этажа до низа перекрытия 2-го этажа; отсутствие указания толщины и длины стен, простенков, перегородок, дополнительно не указаны их привязки к осям здания; на 1-м этаже расстояние от верха оконных проемов до низа перекрытия составляет 370 мм, а для монтажа перемычек над окнами (250 мм) и монолитного пояса (250 мм) требуется расстояние минимум 500 мм.

ООО «ПГС» сообщило, что данные недочеты проектной документации не являются единичными. Часть проектных решений была изменена заказчиком по просьбе подрядчика, однако, указанные недостатки так и не были устранены.

ООО «ПГС» полагает, что строительство объекта по контракту №1 (в проектной документации отсутствуют пожарные резервуары) технологически неразрывно связано с объектами по контракту №2 (проектной документацией предусмотрены пожарные резервуары), в связи с чем неустранение нарушений в проектной документации по контракту №2 в части устройства наружного водоснабжения (нарушение п. 10.5 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности») препятствует выполнению работ и по контракту № 1.

Неправильное расположение резервуара по отношению к таунхаусу №1 (первый объект строительства по контракту №2) непосредственно влияет на строительство как таунхауса №2 (второй объект строительства по контракту №2), так и многоквартирного дома (объект строительства по контракту №1) в связи с тем, что предусмотренное п. 10.5. СП 8.13130 расстояние от пожарного резервуара должно соблюдаться не только по отношению к конкретному проектируемому зданию, но и другим окружающим резервуар зданиям. Иными словами, в окружении пожарного резервуара не должны находиться здания в пределах 30 метров.

ООО «ПГС» пояснило, что разделы 5.2 проектной документации (система водоснабжения) противоречат нормативно-техническому регулированию.

В силу п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

Согласно п. 5.3.4, 5.3.5 муниципальных контрактов подрядчик вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ и получать содействие при выполнении работ.

В соответствии с п. 5.2.5 муниципальных контрактов при получении от подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ заказчик обязан рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ. Решение о продолжении выполнения работ при необходимости корректировки сроков этапов выполнения работ принимается заказчиком и подрядчиком совместно и в течение 3 рабочих дней оформляется дополнительным соглашением к контракту.

Согласно п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 данной статьи (процитирована выше), в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Пунктом 5.3.7 муниципальных контрактов также предусмотрено право подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с законодательством РФ.

В нарушение данных положений муниципальных контрактов, действующего законодательства, заказчиком не предпринято действий по устранению препятствий к исполнению муниципальных контрактов, связи с чем подрядчиком были приняты решения о приостановке работ по двум контрактам (письмо №49 от 21.09.2022).

О намерении подрядчика продолжать выполнение работ и после уведомления о приостановке свидетельствует письмо от 21.09.2022. Так, ООО «ПГС» заявило, что готово рассмотреть в случае необходимости выполнение собственными силами корректировок проектных решений, составление актуальных смет, сопровождение прохождения экспертизы.

Однако письмом №4171/01-24 от 13.10.2022 администрация Купинского района НСО настаивала на продолжении выполнения работ согласно проектной документации, в т.ч. с имеющимися в ней нарушениями.

14.10.2022 ООО «ПГС» приняло решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов. Данные решения 14.10.2022 размещены в ЕИС.

Согласно ч.19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч.20.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч.19 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч.21 ст.95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае – 25.11.2022.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пп. «в» п.15 Постановления Правительства РФ № 1078 от 30.06.2021 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если установлено, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Согласно п.1 ст.716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности представленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Участвующие в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что проектная документация имеет недочеты в части устройства наружного водоснабжения, пожарных резервуаров, а также отсутствия указания толщины и длины стен, простенков, перегородок, дополнительно не указаны их привязки к осям здания.

Недостатки в проектной документации, указанные ООО «ПГС», подтверждаются письмом проектировщика ООО «Перспектива» №35-2022-09 от 01.11.2022, а также экспертным заключением ООО «Региональная Негосударственная Экспертиза» от 02.11.2022.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ООО «ПГС» действовало в соответствии с действующим законодательством, неоднократно извещало заказчика о замечаниях к технической документации, следовательно, действия подрядчика были направлены на надлежащее исполнение условий контракта. Вместе с тем, заказчик не представил подрядчику откорректированную проектно-сметную документацию, необходимую для исполнения обязательств по контрактам в полном объеме и надлежащим образом.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что принятие ООО «ПГС» решений об одностороннем отказе от исполнения контракта было основано на положениях действующего законодательства и ввиду возникновения обстоятельств, не зависящих от воли подрядчика.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, сведения об ООО «ПГС» не подлежат включению в реестр недобросовестных.

Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ № 1078, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения администрации Купинского района Новосибирской области о включении сведений об ООО «ПГС» отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны