Решение №054/06/33-564/2019 в результате осуществления внеплановой проверки действий зак... от 23 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-564/2019

23 апреля 2019 года                                                                                              г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в результате осуществления внеплановой проверки действий заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона № 0351100006619000036 на оказание услуг по техническому диагностированию газификатора, согласно п. 2 ч. 15 ст. 99 ФЗ от 05.04.2017г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ), в связи с поступлением обращений граждан "...""...". и ООО «Крионика»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступили обращения граждан "...""..." и ООО «Крионика» о проведении проверки действий заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона № 0351100006619000036 на оказание услуг по техническому диагностированию газификатора.

  1. Суть обращения гр. "..." сводится к следующему.

Гражданин "..." полагает, что требования описания объекта закупки о наличии перечня документов и о наличии в штате специалистов определенного уровня квалификации являются неправомерными.

Документация о закупке устанавливает требования к участникам о представлении сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» на установку для обезжиривания криогенных резервуаров.

Описание объекта закупки предусматривает, что исполнитель предоставляет заказчику информацию о наличии:

  •  аттестованной технологии сварки НАКС, ОХНВП пункт 16 – Технологические трубопроводы и детали трубопроводов, в соответствии с требованиями РД 03-615-03.
  •  аттестованного сварочного оборудования (НАКС) в соответствии с требованиями РД 03-614-03.
  •  аттестованного специалиста сварочного производства.
  •  аттестованного персонала (НАКС) (для выполнения сварочных работ) в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-495-02.

Персонал исполнителя должен быть аттестован на право выполнения данных работ, в также:

  •  иметь протокол об аттестации в Ростехнадзоре по областям аттестации А1, Б8.26.
  •  иметь удостоверение слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования.
  • иметь удостоверение монтажника технологических трубопроводов.
  •  иметь удостоверение монтажника технологического оборудования и связанных с ним конструкций.
  •  иметь удостоверение работника, допускаемого к работе на высоте.

Среди требований к протоколам об областях аттестации в Ростехнадзоре отсутствует Б8.23, данное требование является обязательным при работе с сосудами, работающими под давлением.

Требования о наличии удостоверений слесаря по ремонту газового оборудования, монтажника технологических трубопроводов, монтажника технологического оборудования и связанных с ним конструкций также не являются правомерными.

Кроме того, в перечне работ указана «замена клапанов МС7968.000-160». Указанные клапаны не являются, по мнению гр. "...", заводскими к данным газификаторам, представляют собой контрафакт, не проходивший испытания на данном оборудовании, и не имеющий согласования по использованию с заводом-производителем данных газификаторов. Кроме этого данные клапаны невозможно приобрести, так как они выпускаются ООО «Монти-Сиб» только для собственного применения.

Описанные  требования, по мнению гр. Эйзнера А., являются неправомерными.

  1. Обращение ООО «Крионика» имеет тождественную обращению гр. "..."суть.
  2. Суть обращения гражданина "..."сводится к следующему.

Заявитель обращения полагает, что требования технического задания были сформированы под конкретного исполнителя услуг, а именно, ООО «Монти-Сиб».

"..." также полагает, что ООО «Монти-Сиб», в случае заключения с ним контракта, будет осуществлять исполнение в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.

В ответ на обращения "...""..." и ООО «Крионика» от заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России поступили следующие возражения.

  1. Газификатор холодный криогенный, являющийся предметом контракта, входит в состав опасного производственного объекта «Площадка организации ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России» и зарегистрирован в Федеральной службе по экологическому и атомному надзору, что подтверждается свидетельством о регистрации № А60-05265 от 12.05.2013 г., и является опасным производственным объектом.

Требование о предоставлении сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (далее - «технический регламент») на установку для обезжиривания криогенных резервуаров установлено в связи с тем, что указанный технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза и устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 5 указанного технического регламента действие технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, применяемые на опасных производственных объектах.

  1. В документации о закупке установлено требование к наличию у исполнителя протокола по области аттестации Б.8.23 - «Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах», а не по Б.8.26.
  2. Требования о наличии у персонала исполнителя удостоверения слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования в документации не установлены.
  3. Газификатор ГХК-8/1,6-50 представляет собой комплексный агрегат, состоящий из резервуара для хранения и выдачи жидкого продукта, испарителей, предназначенных для наддува газовой подушки резервуара и газификации жидкости, а также из арматуры и трубопроводов. Во время проведения диагностики всего комплекса оборудования газификатора возможно выявление различных дефектов на трубопроводах подачи медицинских газов потребителю, в том числе, микротрещин в сварных соединениях, послабление фланцевых соединений и тому подобное.

Для устранения выявленных дефектов у специалистов исполнителя должны быть навыки работы по сборке отдельных частей трубопроводов, их подгонке, шлифовке поверхностей деталей, а также вальцовке концов труб и подготовке кромок оборудования и концов труб под сварку.

  1. Требования в перечне работ «о замене клапанов МС7968.000-160» в документации об электронном аукционе не установлены.
  2. Требования к персоналу, осуществляющему сварочные работы, а также к сварочному оборудованию установлены ввиду следующего.

Согласно пп. 2.3. п. 2 «Основные требования» раздела II «Техническое задание» документации выполнение работ включает устранение дефектов путем ремонта, настройки, пуско-наладки, обновления или замены.

В перечне работ и материалов п. 6 описания объекта закупки предусмотрена замена гайки-рот в комплекте (ниппель, фланец, заглушка со страховочным тросиком). Гайка-рот крепится на трубопровод наполнения сосуда при помощи фланцев. Замена указанных фланцев возможна только методом демонтажа (обрезки) и последующего монтажа, то есть сварки трубопровода. Использование гайки-рот с поврежденным фланцем может привести к сбою в работе газификатора.

Газификатор холодный криогенный является опасным производственным объектом, подконтрольным органам Ростехнадзора. Согласно Постановлению Госгортехнадзора России от 30.10.1998 № 63 «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», Постановлению Госгортехнадзора России от 25.06.2002 № 36 «Об утверждении новой редакции «Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», Постановлению Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 103 «Об утверждении Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов» для выполнения сварочных работ на опасных производственных объектах должна предоставляться сертификация НАКС (саморегулируемая организация Ассоциация «Национальное Агентство Контроля Сварки»), а также представляться аттестационные требования к сварщику, подтвержденные в ходе аттестации о наличии достаточного для получения допуска к проведению сложных сварочных работ уровня своих профессиональных практических навыков и теоретических знаний.

Таким образом, по мнению заказчика, требования документации об электронном аукционе, установленные к аттестации сварщиков и сварочному оборудованию, полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

  1. Относительно требования о наличии у персонала исполнителя контракта удостоверения работника, допускаемого к работе на высоте, заказчик сообщил следующее.

Согласно пп. 6.3. п. 6 описания объекта закупки перечень работ, который исполнитель должен произвести на газификаторе, включает визуально-измерительный контроль кожуха и наружных коммуникаций, соответственно, необходимо произвести работы по визуальному контролю всего газификатора. Газификатор ГХК -8/1,6 -50 представляет собой комплексный агрегат, состоящий из резервуара (бочки) для хранения и выдачи жидкого продукта, испарителей, предназначенных для наддува газовой подушки резервуара и газификации жидкости, а также из арматуры и трубопроводов. Резервуар установлен вертикально и состоит из внутреннего сосуда и кожуха. Высота резервуара, составляет 5 604 мм. В самой верхней точке резервуара расположена предохранительная мембрана кожуха, которую необходимо визуально осмотреть.

Согласно п. 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 г. № 155н, к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.

Учитывая, что высота газификатора, подлежащего осмотру и ремонту, составляет более 5 метров, требование к персоналу исполнителя контракта о наличии удостоверения работника, допускаемого к работе на высоте, является, по мнению заказчика, правомерным и обоснованным.

Изучив полученную информацию, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Предметом данного электронного аукциона являлось оказание услуг по техническому диагностированию газификатора. Оказание данных услуг предполагало использование товаров. Кроме того, описание объекта закупки предусматривает ряд требований, которые предъявляются к исполнителю данного контракта, а также к трудовым и материальным ресурсам, а именно, к обладанию ими сертификатов соответствия или декларацией о соответствии продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» на установку для обезжиривания криогенных резервуаров, аттестованной технологии сварки НАКС, ОХНВП пункт 16 – Технологические трубопроводы и детали трубопроводов, в соответствии с требованиями РД 03-615-03; аттестованного сварочного оборудования (НАКС) в соответствии с требованиями РД 03-614-03; аттестованного специалиста сварочного производства; аттестованного персонала (НАКС) (для выполнения сварочных работ) в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-495-02; наличию у сотрудников исполнителя аттестата на право выполнения данных работ, протокола об аттестации в Ростехнадзоре по областям аттестации А1, Б8.26, удостоверения слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования, удостоверения монтажника технологических трубопроводов, удостоверения монтажника технологического оборудования и связанных с ним конструкций, удостоверения работника, допускаемого к работе на высоте.

  1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно норме ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Таким образом, указание описания объекта закупки на необходимость представления сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» является обоснованным требованием для надлежащего исполнения обязательств по данному контракту.

Закон о контрактной системе в сфере закупок допускает установление требований к квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, при проведении конкурсов (открытый конкурс в электронный форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме). Установление подобных требований при проведении электронного аукциона ФЗ № 44-ФЗ не допускается.

Описание объекта закупки содержит требования о наличии у исполнителя контракта:

  • аттестованной технологии сварки НАКС, ОХНВП пункт 16 – Технологические трубопроводы и детали трубопроводов, в соответствии с требованиями РД 03-615-03;
  • аттестованного сварочного оборудования (НАКС) в соответствии с требованиями РД 03-614-03;
  • аттестованного специалиста сварочного производства;
  • аттестованного персонала (НАКС) (для выполнения сварочных работ) в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-495-02.

Таким образом, в описании объекта закупки содержатся требования об обязанности исполнителя контракта предоставить аттестованные СРО Ассоциация «НАКС»: технологию сварки, сварочное оборудование, персонал. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанные требования являются избыточными и приводящими к ограничению числа участников закупки, поскольку данные требования являются требованием к материальным и трудовым ресурсам участников закупки.

Заказчик нарушил п.1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. При рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией заказчика было принято решение об отказе в допуске заявке № 61 в связи с непредставлением конкретных значений показателей товаров, содержащихся в описании объекта закупки.

При этом, протокол рассмотрения первых частей заявок содержит информацию о допуске заявки № 61 к участию в электронном аукционе. Таким образом, информация, размещенная в ЕИС, носит противоречивый характер.

Аукционная комиссия заказчика нарушила ч. 6 ст. 67 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Пункт 26.1 документации об электронном аукционе содержит требования к составу первых частей заявок участников, а именно, устанавливает требования о представлении согласия, а также конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак. Указанный пункт также содержит уточнение, что информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Описание объекта закупки содержит ряд требований к смазке ВНИИП-283: предел прочности при 50ºС Па, не менее 200; коллоидная стабильность, % не более 15; однородная мазь гладкой структуры светло-желтого цвета; узлы трения, работающие в контакте с газообразным кислородом при давлении до 25 МПа, в резьбовых соединениях при давлении кислорода внутри трубопровода до 100 МПа. Кроме того, в описании объекта закупки предъявлены требования к химическому составу товаров хладон растворитель 141b, метиленхлорид. Требования о соответствии документам, действующим в национальной системе стандартизации России, и техническим регламентам не установлены в отношении всех товаров.

Инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит указания о том, по каким показателям и каким образом необходимо представлять значения показателей товаров, содержащихся в описании объекта закупки.

Установление требований о представлении конкретных значений по показателям, становящихся известными только по результатам испытаний, по показателям, относящимся к химическому составу, приводит к искусственному ограничению конкуренции.

Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки содержит требования к смазке ВНИИП-283. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ВНИИП-283 является указанием на конкретного производителя. Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

5) Пункт 5 перечня товаров, используемых при выполнении работ, содержит указание на конкретного производителя клапана для вентиля запорного холодного – КС 7969.000-09. Подобное требование не отвечает требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, так как указывает на конкретного производителя товара. Заказчик нарушил ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

6) На участие в электронном аукционе № 0351100006619000036 было подано 4 заявки. К участию в электронном аукционе было допущено 3 заявки. При проведении процедуры электронного аукциона заявки с №№ 107, 5, сделали предложения о цене контракта с разницей в 7 секунд, с понижением цены контракта на 32 %. Заявка № 107 была признана победителем электронного аукциона. Вместе с тем, протокол подведения итогов электронного аукциона не содержит информации о принятом решении в отношении заявки № 107 о признании ее соответствующей либо не соответствующей требованиям документации о закупке. Аукционная комиссия заказчика нарушила ч. 1 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ.

7) Относительно доводов "..." Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта относится к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Данный контроль может быть осуществлен только после заключения контракта. Контракт по результатам данной закупки на момент проведения проверки законности действий заказчика при проведении данного электронного аукционе не заключен. Таким образом, установить нарушения в действиях сторон, которые будут совершены при исполнении контракта, не представляется возможным.

Комиссия Новосибирского УФАС России не обладает документально подтвержденной информацией о наличии каких-либо договоренностей между должностными лицами заказчика и ООО «Монти-Сиб».

Таким образом, доводы гражданина "...". своего подтверждения не нашли.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика – ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России нарушившим ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.
  2. Признать аукционную комиссию заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России нарушившей ч. 6 ст. 67, ч. 1 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны