Решение №054/06/31-644/2022 жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МБОУ «ООШ ... от 14 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-644/2022

 

14 апреля 2022 года                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие представителей:

рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МБОУ «ООШ № 84» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351300110322000001 на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ «ООШ № 84», начальная (максимальная) цена контракта 21 069 555, руб. 60 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Меньшиков Р.А. с жалобой на действия заказчика - МБОУ «ООШ № 84» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351300110322000001 на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ «ООШ № 84».

Суть жалобы ИП Меньшикова Р.А. заключается в следующем.

В извещении о проведении закупки заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.15 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признаками утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 2571) (работы по текущему ремонту зданий, сооружений): наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

Податель жалобы считает установление вышеуказанных требований неправомерным, поскольку характер и объемы работ, указанные в локальной смете, свидетельствуют о том, что в рамках данной закупки будет осуществляться капитальный ремонт объекта капитального строительства, а не текущий.

Указанное также подтверждается тем, что наименование рабочей документации, размещенной по данной закупке в ЕИС, - «Капитальный ремонт фасада здания».

МБОУ «ООШ № 84» в возражениях на жалобу ИП Меньшикова Р.А. сообщило следующее.

Открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ «ООШ № 84» размещен заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2120 «Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений» (далее – Постановление Правительства РФ № 2120). По мнению заказчика, перечень работ, определенных к выполнению согласно локально-сметным расчетам, предусматривает работы по текущему ремонту здания.

Рабочая документация «Капитальный ремонт фасада здания МБОУ «ООШ № 84» разработана ранее и утверждена до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 2120. Кроме того, согласно локально-сметному расчету и описанию объекта закупки часть работ, относящихся к капитальному ремонту, производиться не будет, в рамках данной закупки планируется выполнить работы, относящиеся к текущему ремонту фасада здания.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки – наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Согласно ч.1, ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по данной закупке в ЕИС размещена рабочая документация на капитальный ремонт фасада здания МБОУ «ООШ № 84», что свидетельствует о том, что работы, предусмотренные данной документацией, относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Таким образом, при формировании извещения о проведении закупки заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.10 приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571 (работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)). Довод жалобы подтвержден, заказчиком нарушены положения п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 2571.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что предметом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания МБОУ «ООШ № 84».

В соответствии со ст.49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Изучив положения извещения о закупке, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии у участников закупки членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Частями 4, 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Порядок определения размера штрафа установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрена ответственность подрядчика (поставщика, исполнителя), в соответствии с которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Вместе с тем, раздел 10 (ответственность сторон) проекта контракта не содержит вышеуказанные положения Правил.

Таким образом, ответственность сторон, определенная разделом 10 проекта контракта, не содержит порядка установления размеров штрафов в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, что является нарушением ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МБОУ «ООШ № 84» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351300110322000001 на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ «ООШ № 84» обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим положения п.1 ч.1 ст.31, п.3 ч.2 ст.31, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 2571, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042.

3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны