Постановление №054/04/9.21-1883/2021 МУЭП «Промтехэнерго» от 2 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1883/2021

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

2 декабря 2021 года                                                                                   г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-1883/2021 об административном правонарушении от 29.09.2021 и материалы административного дела в отношении юридического лицаМуниципального унитарного энергетического предприятия «Промтехэнерго» (далее МУЭП «Промтехэнерго») (ИНН 5433161180/ КПП 543301001, дата регистрации юридического лица 19.12.2005г., ОГРН 1055475043282, юридический адрес: 630559,  НСО, Новосибирский район, р.п. Кольцово, д. 20), в присутствии представителя МУЭП «Промтехэнерго» <…>, действующего по доверенности № 2 от 09.01.2020,

 

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление гр. <...> с жалобой на действия МУЭП «Промтехэнерго» по вопросу отказа переоформления документов о технологическом присоединении, а также от заключения договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям участка заявителя, находящегося по адресу: Новосибирская область, пгт. Кольцово, <...>, <...>, кадастровый номер <...>.

В настоящее время документом, устанавливающим и регламентирующим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с п. 2 Правил №861 их действие распространяется, в том числе, на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств

Пункт 3 Правил № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. В этом же пункте Правил № 861 указано, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации в соответствии с пунктом 6 Правил № 861.

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает подачу заявки, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, составление акта об осуществлении технологического присоединения.

Согласно п. 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

В п. 14 Правил № 861 в качестве заявителя указано физическое лицо, обратившееся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Гр. <...> является заявителем в соответствии с пунктом 14 Правил, так как обратилась в МУЭП «Промтехэнерго» с заявкой (вх. № 390/40/52 от 07.06.2021) на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств своего индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, мощностью 15 кВт.

Согласно анализу представленных документов, установлено, что между гр. <...> и МУЭП «Промтехэнерго» отсутствуют договорные отношения. Между гр. <...> и НП ВН «Дом в Кольцово», а также между гр. <...> и ООО УК «Дом в Кольцово» договорные отношения также отсутствуют.

Письмом исх. № 833 от 08.06.2021 МУЭП «Промтехэнерго» отказало гр. <...> в заключении договора на осуществление технологического присоединения ввиду наличия осуществленного технологического присоединения участка заявителя опосредованно через сети ООО УК «Дом в Кольцово» в рамках договора между НП ВН «Дом в Кольцово» и МУЭП «Промтехэнерго» № 122 от 10.04.2017, действовавшего на основании доверенности от администрации р.п. Кольцово.

Также МУЭП «Промтехэнерго» сообщило, что согласно императивной норме п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. На основании указанной нормы у сетевой организации МУЭП «Промтехэнерго» отсутствуют правовые и фактические основания для заключения с гр. <...> договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, предусматривающего повторное присоединение участка гр. <...> 

Однако, при обращении гр. <...> по вопросу выдачи переоформленных документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника (вх. № 730 от 15.06.2021) МУЭП «Промтехэнерго» документы, о технологическом присоединении, оформленные на гр. <...> не представило, а направило в адрес заявителя документы: акт о выполнении технических условий № 1118/9 от 25.06.2019, акт об осуществлении технологического присоединения № 1119/9 от 25.06.2019, составленные между МУЭП «Промтехэнерго» и администрацией р.п. Кольцово, не уведомив заявителя о возможности восстановления (составления или переоформления документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном разделом  VIII Правил № 861, что может подтверждать отсутствие у МУЭП «Промтехэнерго» документов о технологическом присоединении непосредственно в отношении энергопринимающих устройств потребителя.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003 г., п. 40(4) Правил № 861 владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

 Положениями указанных норм обязанность владельца объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенного к сетям сетевой организации, присоединять к своим сетям энергопринимающие устройства потребителей, не установлена.

В соответствии с пунктом 16(3) и подпунктом «г» пункта 25(1) Правил № 861 в договоре, заключенном с заявителем, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и в выданных данному заявителю технических условиях распределяются обязанности между сторонами. При этом мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляет сетевая организация. Следовательно, МУЭП «Промтехэнерго» при поступлении заявки гр. <...> (вх. № 390/40/52 от 07.06.2021) обязано согласовать присоединение строящегося индивидуального жилого дома <...> к электрическим сетям.

В связи с вышеизложенным, МУЭП «Промтехэнерго» неправомерно отказало гр. <...> в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к своим сетям принадлежащего заявителю индивидуального жилого дома, чем нарушило пункт 3 Правил № 861.

Услуги по передаче электрической энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ (ред. от 27.10.2020) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020 - 2024 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для МУЭП «Промтехэнерго», как для территориальной сетевой организации в Новосибирской области, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования  ее деятельности на 2020-2024 годы.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что МУЭП «Промтехэнерго» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, который является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении МУЭП «Промтехэнерго» настоящего дела по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения нарушения – р.п. Кольцово Новосибирской области

Время совершения правонарушения – 08.06.2021.

 

При составлении протокола представитель ответчика представил следующие пояснения.

Земельный участок заявителя расположен в <...> р.п. Кольцово и является надлежащим образом технологически присоединенным в рамках договора № 122 от 21.04.2017. Правомерность отказа от заключения договоров технологического присоединения с отдельными собственниками земельных участков 7, 7а мрн. р.п. Кольцово МУЭП «Промтехэнерго» уже была предметом рассмотрения Новосибирским УФАС России (Постановление о прекращении производства об административном правонарушении№ 02-13-101-2017 от 18 января 2018 года).

Вопрос правомерности отказа НП ВН «Дом в Кольцово» от исполнения условий договора № 122 от 21.04.2017 и расторжения данного договора в одностороннем порядке от своего имени, как самостоятельной стороны, также подлежит разрешению в судебном порядке. По результатам рассмотрения материалов административного дела № 054/04/9.21-484/2019 в полном объеме установлено, что рассмотренные действия МУЭП «Промтехэнерго», выразившиеся в отказе гражданам - собственникам участков, расположенных в микрорайоне 7 и 7а  р.п. Кольцово Новосибирской области от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения на основании исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 122 от 21.04.2017, не могут быть квалифицированы как нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, соответственно, отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Ко АП РФ.

Из-за отказа ООО УК «Дом в Кольцово» устранять препятствие перетоку электрической энергии на участки собственников земельных участков 7,7а мрн. р.п. Кольцово в добровольном порядке, часть из них разрешают данный вопрос в судебном порядке (решение по делу №2-3025/2021 Новосибирского районного суда). Из данного решения также следует, что вопрос легитимности договора №122 от 21.04.2017 судом разрешен, решение является преюдициальным. Считаем, что своими действиями ООО УК «Дом в Кольцово» нарушает Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, запрещающий иному владельцу электрических сетей препятствовать перетоку электрической энергии.

В настоящее время, из-за бездействия ООО УК «Дом в Кольцово», что, по мнению МУЭП «Промтехэнерго», является нарушением ст. 9.21 КоАП РФ, МУЭП «Промтехэнерго» не может исполнить обязательств по передаче электрической энергии не только на земельный участок гр. <...>, но и на земельные участки других граждан, расположенные 7,7а мрн. р.п. Кольцово.

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено следующее.

Согласно обращению гр. <...> МУЭП «Промтехэнерго» отказало в  переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца энергопринимающих устройств, а также в заключении договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям участка заявителя, находящегося по адресу: Новосибирская область, пгт. Кольцово, <...>, <...>, кадастровый номер <...>.

Согласно ответу гр. <...> на запрос антимонопольного органа у заявителя отсутствуют документы, свидетельствующие о технологическом присоединении участка по адресу: Новосибирская обл., пгт. Кольцово, <…>, от прежнего владельца данного участка.

Согласно пояснениям АО «Новосибирскэнергосбыт» гарантирующий поставщик заключает прямые договоры энергоснабжения, в том числе, на основании документов о технологическом присоединении: акт о выполнении технических условий № 1118/19 от 25.06.2019, акт об осуществлении технологического присоединения № 1119/19 от 25.06.2019, составленных между МУЭП «Промтехэнерго» и администрацией рабочего поселка Кольцово.

Письмом МУЭП «Промтехэнерго» №1019 от 06.07.2021 указанные документы были направлены в адрес гр. <...>

Таким образом, переоформление документов о технологическом присоединении участка по адресу: Новосибирская обл., пгт. Кольцово, <...>, невозможно, так как прежнему владельцу данного участка, иные документы о технологическом присоединении сетевой организацией не выдавались. Акт об осуществлении технологического присоединения № 1119/19 от 25.06.2019 является подтверждением надлежащего технологического присоединения участка заявителя к электрическим сетям и на его основании заявитель имел возможность заключить прямой договор с гарантирующим поставщиком, однако, согласно пояснениям АО «Новосибирскэнергосбыт» <...> по вопросу заключения договора энергоснабжения не обращался.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также наличие судебных актов (решение по делу № 2-2822/2017 от 18.12.2017 Новосибирского районного суда Новосибирской области, решение по делу №2а-492/2020 от 29.05.2020 Новосибирского районного суда Новосибирской области), в соответствии с которыми ООО УК «Дом в Кольцово» признано иным владельцем объектов электросетевого хозяйства и лицом, препятствующим перетоку электрической энергии, в действиях МУЭП «Промтехэнерго» отсутствует событие административного правонарушения.

Согласно пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Согласно п. 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-1883/2021, возбужденному в отношении МУЭП «Промтехэнерго» (ИНН 5433161180) по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны