Решение №054/05/18-1811/2023 в отношении АО «Банк Русский стандарт» от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«13» октября 2023г.                                                                                                г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/05/18-1811/2023, возбужденное по факту распространения 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) на абонентский номер <...> с абонентского номера <...> по сетям электросвязи информации с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие:

заявителя: физическое лицо <…>,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187) (уведомлено надлежаще),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх.№12802-эп/23от 14.07.2023г.) о нарушении требований ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» при распространении 14.07.2023г. рекламной информации посредством сетей электросвязи.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

Согласно детализации оказанных услуг связи, представленной заявителем, 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) на абонентский номер <...> поступил звонок с абонентского номера <...>. Из содержания записи телефонного разговора следует, что звонок осуществлен АО «Банк Русский Стандарт»:

<начало записи> «Банк Русский стандарт. Мы приготовили для Вас предложение до пятисот тысяч рублей по льготной ставке без дополнительных комиссий и без обязательных справок. Возможно у Вас есть планы и Вы смогли бы найти применение этой сумме. давайте расскажу подробнее. Для этого нажмите 1. Если Вам неинтересно, нажмите 9» <окончание записи>.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу требований, установленных ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу требований, установленных ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе», не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В силу требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как сообщается заявителем, согласия, предусмотренного ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», им какому-либо лицу не давалось.

АО «Банк Русский стандарт» предоставил следующие пояснения по существу рассматриваемого дела.

Абонентский номер <...> выделен Банку на основании договора об оказании услуг связи №5659/20 от 05.02.2020 между АО «Банк Русский Стандарт» и АО «Авантел».

14.07.2023г. Банк в целях доведения информации до своих клиентов, выразивших соответствующее согласие, о возможности оказания услуг, а также действующих банковских продуктах, самостоятельно проводил информационную кампанию путем ручного набора телефонных номеров работниками Банка.

При осуществлении телефонного звонка 14.07.2023 на абонентский номер, владельцем которого является клиент АО «Банк Русский Стандарт», работником Банка, осуществляющим телефонный набор номера, была допущена ошибка и как следствие - ошибочно произведен звонок на номер <...>.

Банк не имел цели звонить абоненту, который не является клиентом Банка и который соответствующего согласия не давал.

В настоящее время Банком не осуществляется и впредь не планируется осуществление направления какой-либо информации, в том числе и рекламной, на абонентский номер <...>.

Добровольное устранение АО «Банк Русский Стандарт» совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В данном случае выдача предписания нецелесообразна.

Также АО «Русский стандарт» поясняет, что процедура телефонной коммуникации с клиентами Банка регламентирована Инструкцией АО «Банк Русский Стандарт» по осуществлению телефонных коммуникаций с использованием Interactive Voice Response (IVR) в рамках реализации маркетинговых кампаний (далее - Инструкция) и предусматривает участие человека (работника Банка) как на этапах сегментирования клиентской базы, так и на этапе непосредственного контакта (распространения рекламных предложений).

В соответствии с п. 1.2 Инструкции основной задачей Инструкции является реализация маркетинговой политики как Банка в целом, так и продуктов Банка, а именно - осуществление исходящих телефонных звонков в режиме ручного набора номера с использованием Interactive Voice Response (далее - IVR) в рамках реализации маркетинговых кампаний. Interactive Voice Response (IVR) - это технология, которая позволяет взаимодействовать с человеком (вызывающим абонентом) с помощью голосового ввода и DTMF-ввода (двухтональный многочастотный режим) с помощью клавиатуры (п. 1.2.1).

Пунктом 2.4 Инструкции предусмотрен следующий алгоритм действий работников Банка, осуществляющих звонки:

«2.4. При осуществлении исходящего вызова с использованием IVR с клиентами Банка Работникам Банка необходимо руководствоваться следующим алгоритмом действий:

1.         Для инициации вызова через IVR работнику необходимо набрать номер из сети банка 7012.

2.         Набрать номер вызываемого телефона Клиента (10 цифр, без префикса +7/8).

3.         При соединении клиент прослушивает ролик с предложением. Если клиент хочет узнать подробнее и нажимает соответствующую кнопку на телефоне, то происходит соединение с Работником Банка для дальнейшего общения и предложения услуг Банка.

Изучив обстоятельства данного дела, Новосибирское УФАС России приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что на момент осуществления 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) звонка на абонентский номер заявителя <...> с абонентского номера <...>, АО «Банк Русский стандарт» не имело надлежащего согласия абонента на получение рекламной информации.

Следовательно, действия АО «Банк Русский стандарт» содержат нарушение ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

АО «Банк Русский Стандарт» выдана Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2289 от 19.11.2014 г., Общество является финансовой организацией, оказывает финансовые услуги.

Согласно ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Ст. 96 ГК РФ закреплено требование наличия в фирменном наименовании акционерного общества его наименования и указания на то, что общество является акционерным.

В ст. 1473 ГК РФ указано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что в соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вместе с тем, рассматриваемая информация не содержит фирменного наименования лица, оказывающего финансовые услуги – Акционерное общество «Банк Русский Стандарт».

Таким образом, действия АО «Банк Русский Стандарт» содержат нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Нарушение требований ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе», материалами дела не подтверждается.

Ответственность за нарушение требований ч.1 ст.18 несет рекламораспространитель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 7 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламораспространителем и рекламодателем является Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187).

Следовательно, именно в действиях данного лица содержится нарушение ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

1. Признать рекламную информацию, распространенную 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) посредством телефонного звонка на абонентский номер <...> с абонентского номера <...>, следующего содержания: «Банк Русский стандарт. Мы приготовили для Вас предложение до пятисот тысяч рублей по льготной ставке без дополнительных комиссий и без обязательных справок. Возможно у Вас есть планы и Вы смогли бы найти применение этой сумме. давайте расскажу подробнее. Для этого нажмите 1. Если Вам неинтересно, нажмите 9», ненадлежащей, а Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187)) нарушившим ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать АО «Банк Русский Стандарт» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме "26" октября 2023г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны