Постановление №054/04/14.31-434/2020 в отношении АО «Новосибирскэнергосбыт» от 22 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-434/2020 
о назначении административного наказания

 

22 мая 2020 года                                                                                                 г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <…>, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-434/2020 от 11 марта 2020 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» (далее – АО «Новосибирскэнергосбыт»)  (ИНН 5407025576/КПП 540601001, ОГРН 1065407151127, дата регистрации: 15.12.2006, юридический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 32),
в присутствии законного представителя АО «Новосибирскэнергосбыт» – <…>, действующей по доверенности № 2-97 от 25.06.2018г.
УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.02.2020 года по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-2229/2019 от 14.11.2019 года АО «Новосибирскэнергосбыт» признано:
- занимающим доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем выставления счета на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку  ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, что является уклонением гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, и приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А.
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.
В Новосибирское УФАС России на рассмотрение поступило обращение ИП Вахрушевой О.А. по вопросу навязывания акционерным обществом «Новосибирскэнергосбыт» (далее – АО «Новосибирскэнергосбыт») дополнительных услуг при опломбировке прибора учета электрической энергии в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 27, счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19)  о произведении опломбировки прибора учета электрической энергии.
Энергоснабжение помещения заявителя по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 27 осуществляется на основании договора энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г.
Учет потребляемой помещением электрической энергии осуществляется с применением прибора учета (заводской № 05338632). Данный прибор учета был допущен в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке. Согласно паспортным данным прибора учета потребителя срок его поверки - это 1 квартал 2021 г., что следует из акта осмотра от 25.06.19г. 
10.06.19г. заявитель обратился в АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением (вх. № 27346/19) о необходимости распломбировки прибора учета в целях произведения электромонтажных работ. Распломбировка прибора учета была выполнена потребителем в присутствии представителя АО «Новосибирскэнергосбыт», о чем имеется акт осмотра от 25.06.19г.
После проведения электромонтажных работ в помещении, заявитель вновь обратился с заявлением (вх. № 31716/19 от 04.07.19г.) о необходимости опломбировки прибора учета. 
АО «Новосибирскэнергосбыт» в целях осуществления опломбировки заявителю было предложено осуществить оплату услуги «проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика». 
Согласно прайс-листу, утвержденному приказом № 609 от 31.07.19г., АО «Новосибирскэнергосбыт» осуществляет оказание дополнительных услуг, не являющихся бесплатными в силу действующего законодательства.
Стоимость услуги «проверка схемы учета трехфазного электросчетчика» (услуга № 28.1, (артикул к-32 3ф) согласно прайс-листу) составляет 1450 рублей (с НДС).
Согласно счету № 141328 от 09.07.2019 к оплате выставлена сумма 1450 руб. (с НДС) за товары (работы, услуги) «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27».
Пунктом 8 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442) предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений проверка схемы подключения прибора учета является одним из этапов, комплексом работ, осуществляемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Также на это указывают пункты 149, 172 Основных положений, согласно которым в случаях демонтажа прибора учета в целях замены, ремонта или поверки прибор учета (пункт 149 Основных положений) и проверки (плановой и внеплановой) расчетного прибора учета (пункт 172 Основных положений) сетевая организация или гарантирующий поставщик осуществляет проверку схемы подключения прибора учета, являющейся одним из этапов данных работ.
При этом по итогам осуществления данных действий по проверке схемы подключения прибора учета отдельный акт, помимо акта допуска прибора учета в эксплуатацию или акта проверки расчетного прибора учета, не оформляется.
Пунктом 81(14) Правил № 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, услуги по проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической энергии осуществляются субъектами розничных рынков безвозмездно за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными выше нормативно - правовыми актами. Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.05.2019 N Ф02-2244/2019 по делу N А69-2448/2018. 
В данном случае действия по нарушению пломбы или знаков поверки потребителем или третьи лицом не осуществлялись, распломбировка произведена гарантирующим поставщиком на основании соответствующей заявки ИП Вахрушевой О.А., соответственно, под исключение, предусмотренное положениями пункта 81 (14) Правил № 354, указанная ситуация не попадает.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Услуга допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, должна осуществляться, в том числе гарантирующим поставщиком, бесплатно. Таким образом, оказание данной услуги не образует товарный рынок для случаев, когда опломбировка должна осуществляться бесплатно. В данном случае услуга предоставляется гарантирующим поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии, и обусловлена необходимостью учета электрической энергии, поставляемой по прямому договору энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г., заключенному между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт», в котором указан прибор учета, подлежащий опломбировке.  
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах Новосибирской области, за период с 01.01.2018 по 31.08.2019 АО «Новосибирскэнергосбыт» занимало доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области.
В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью  2 статьи 13 вышеуказанного федерального закона указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Следовательно, услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, которые должны осуществляться без взимания платы, не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка ресурсоснабжения (электрической энергии).
Таким образом, действия АО «Новосибирскэнергосбыт» по выставлению счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19)  о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, указывают на уклонение гарантирующего поставщика от ввода  прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А. Следовательно, указанные действия АО «Новосибирскэнергосбыт» нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, АО «Новосибирскэнергосбыт» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Место совершения нарушения – 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 32.
Время совершения правонарушения  - 09.07.2019 (дата выставления счета № 141328 от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» по заявке потребителя ПУ № 05338632).
При составлении протокола представитель ответчика сообщила, что с протоколом не согласна, и  представила следующие пояснения.
По данному административному делу отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В составе административного правонарушения выделяются  объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).
При этом объектом выступает – общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. В данном случае, это соблюдение антимонопольного законодательства, а также права и интересы ИП Вахрушевой О.А. на ввод прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27.
Под субъектом выступает – виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.
Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, то есть показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние (действие либо бездействие).
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.      
Отсутствие состава административного правонарушения подтверждается отсутствием объективной стороны в данном правонарушении.
Согласно п. 81 (14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В рамках действующего договора энергоснабжения с потребителем ИП Вахрушевой О.А. учет потребляемой электрической энергии в нежилом помещении по адресу: Мичурина, 27 осуществляется с применением прибора учета с заводским номером 05338632. Данный прибор учета ранее уже был допущен в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке без взимания платы, что подтверждается актом выполнения работ по средствам учета от 30.03.2011г. Согласно паспортным данным срок поверки прибора учета истекает в первом квартале 2010г. Следовательно, в 2019 году срок его межповерочного интервала не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, необходимость в его распломбировке и демонтаже отсутствовала.
10.06.2019г. заявитель обратился в АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением (вх. №27346/19) о проведении распломбировки прибора учета в целях произведения электромонтажных работ.
25.06.2019г. прибор учета был распломбирован (пломба нарушена) потребителем в присутствии представителя АО «Новосибирскэнергосбыт», чтобы нарушение пломбы таким образом не было несанкционированным и не повлекло бы выявление безучетного потребления электрической энергии и, соответственно, доначисления платы законодательно установленными расчетными способами. Следовательно, присутствие сотрудника АО «Новосибирскэнергосбыт» было вызвано исключительно желанием потребителя избежать вышеуказанных рисков.
Факт присутствия сотрудника АО «Новосибирскэнергосбыт» не свидетельствует о том, что распломбировка была произведена гарантирующим поставщиком. Пломба была снята самим потребителем в присутствии инженера-инспектора АО «Новосибисркэнергосбыт», о чем была сделана соответствующая отметка в акте от 25.06.2019г.
Сотрудник АО «Новосибирскэнергосбыт» присутствовал при снятии потребителем пломбы с прибора учета и составлял об этом соответствующий акт исключительно с целью того, чтобы демонтаж пломбы был санкционированным. В противном случае, в случае выявления факта несанкционированного нарушения пломбы или знаков визуального контроля в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении такого потребителя должен составляться акт о неучтенном (безучетном) потреблении.
Однако, независимо от того, был ли факт нарушения пломбы потребителем санкционированным либо несанкционированным, последствия нарушения пломбы являются идентичными: прибор учета является нерасчетным для ввода его в эксплуатацию необходима повторная опломбировка.
Учитывая тот факт, что распломбировка прибора учета была осуществлена потребителем для проведения электромонтажных работ, то есть прибор учета был пригоден к расчетам и необходимости в снятии пломбы не имелось, то АО «Новосибирскэнергосбыт» полагает, что ситуация подпадает под исключение, описанное в п. 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, то есть ввод в эксплуатацию прибора учета должен производиться на возмездной основе, так как пломба была нарушена потребителем.
Следовательно, в сложившейся ситуации АО «Новосибирскэнергосбыт» не имело цели нарушить права потребителя на безвозмездное получение услуги по вводу в эксплуатацию прибора учета, а соблюдало порядок, установленный нормами действующего законодательства, а именно п. 81(14) Правил № 354, так как пломба на приборе учета была нарушена потребителем в целях проведения электромонтажных работ в помещении.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, АО «Новосибирскэнергосбыт», полагает, что в данном случае отсутствует объективная сторона правонарушения, так как действия АО «Новосибирскэнергосбыт» по выставлению счета на оплату услуги ИП Вахрушевой О.А. являлись правомерными и подпадали под исключение, предусмотренное нормами п. 81(14) Правил № 354.
В отношении субъекта и субъективной стороны АО «Новосибирскэнергосбыт» пояснило следующее.
Субъектом должно являться виновное лицо. Субъективная же сторона заключается в виновности в действиях субъекта.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и также оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенные выводы о том, что действия АО «Новосибирскэнергосбыт» по выставлению счета на ввод в эксплуатацию прибора учета по заявке ИП Вахрушевой О.А. осуществлялись в соответствии с требованиями действующего законодательства и были прямо предусмотрены в п. 81(14) Правил № 354, так как прибор учета ранее был введен в эксплуатацию, необходимость его замены или проверки отсутствовала и пломба была нарушена потребителем, что является основанием для взимания платы за допуск в эксплуатацию прибора учета в силу прямого указания на это в законе, то АО «Новосибирскэнергосбыт» полагает, что в данном случае Общество не имело цели нарушить права и законные интересы потребителя ИП Вахрушевой О.А., следовательно, в действиях гарантирующего поставщика отсутствуют признаки виновности деяния.
Таким образом, поскольку в соответствии  со ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу, дело об административном правонарушении Новосибирским УФАС России подлежит прекращению.    
Письмом вх. №6889э от 20.04.2020 ответчик дополнительно сообщил следующее.
В случае, если Новосибирским УФАС России усматривается состав нарушения в действиях АО «Новосибирскэнергосбыт» ответчик просит при назначении наказания учесть следующие обстоятельства.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
На основании п. 2-7 ст. 4.2 КоАП РФ к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, относятся в том числе добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
После вынесения предписания антимонопольным органом от 05.02.2020г. АО «Новосибирскэнергосбыт» добровольно в установленный срок до вынесения постановления  об административном правонарушении исполнило требования, установленные в предписании путем внесения изменений в действующий прайс-лист Общества об оказании дополнительных услуг, о чем своевременно уведомило Новосибирское УФАС России письмом от 06.03.2020г.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России АО «Новосибирскэнергосбыт» своевременно и в полном объеме предоставляло все необходимые запрашиваемые документы и пояснения, всегда обеспечивало явку представителей, тем самым содействовало антимонопольному органу в рассмотрении дела и установлении по делу фактических обстоятельств.
Согласно п. 4 ст. 4.2 КоАП РФ оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, также относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность.    
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, АО «Новосибирскэнергосбыт» полагает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. В том случае, если Новосибирское УФАС придет к выводу о наличии состава правонарушения, ответчик считает, что при назначении наказания должны быть учтены приведенные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.          

На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ответчика поддержал ранее представленные доводы, а также просил антимонопольный орган рассмотреть возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В отношении доводов ответчика Новосибирским УФАС России установлено следующее.
На основании абз. 2 пункта 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. (вх. № 31716/19 от 04.07.2019) по вопросу опломбировки прибора учета АО «Новосибирскэнергосбыт» направило в адрес заявителя счет № 141328 от 09.07.2019 на сумму 1450 руб. (с НДС) за услугу «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27», уведомления о несоответствии заявки требованиям действующего законодательства заявителю не направлялось.
         Пунктом 81(14) Правил № 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
        Согласно материалам рассматриваемого дела снятие пломбы перед демонтажем для проведения поверки прибора учета осуществлено потребителем в присутствии инженера-инспектора АО «Новосибирскэнергосбыт», что следует из акта осмотра измерительных комплексов учета от 25.06.2019. 
Вместе с тем факт нарушения пломбы или знаков поверки не зафиксирован, соответствующий акт не составлен. Следовательно, документальное подтверждение несанкционированного вмешательства потребителя или третьих лиц в работу прибора учета электрической энергии отсутствует.   
Таким образом, в данном случае установленный прибор учета должен быть  опломбирован и введен в эксплуатацию исполнителем без взимания платы с потребителя.
    В соответствии с частью 8 статьей 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Услуга допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, должна осуществляться, в том числе гарантирующим поставщиком, бесплатно. Таким образом, оказание данной услуги не образует товарный рынок для случаев, когда опломбировка должна осуществляться бесплатно. В данном случае услуга предоставляется гарантирующим поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии, и обусловлена необходимостью учета электрической энергии, поставляемой по прямому договору энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г., заключенному между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт», в котором указан прибор учета, подлежащий опломбировке.
Отказ от опломбировки приборов учета электрической энергии и взимание платы за допуск прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, действующим законодательством не предусмотрены.
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.02.2020 года по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-2229/2019 от 14.11.2019 года АО «Новосибирскэнергосбыт» признано, в том числе, нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем выставления счета на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку  ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, что является уклонением гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, и приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А. Данное решение, в указанной части,  АО «Новосибирскэнергосбыт» не обжаловано, вступило в законную силу.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
У АО «Новосибирскэнергосбыт» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в частности, произвести опломбировку электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 27 на безвозмездной основе. 
Таким образом, АО «Новосибирскэнергосбыт» не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 4, пункту 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются, в том числе оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль
При рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным органом в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтены обстоятельства, предусмотренные пунктом 4, пунктом 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В своих пояснениях заявитель указывает на то, что АО «Новосибирскэнергосбыт» допускает возможным применение в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельства, подпадающие под действие данной нормы, Новосибирским УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Новосибирскэнергосбыт» не установлены.
Обстоятельства, закрепленные статьей 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены.
Руководствуясь статьей 23.48 и частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,
ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать АО «Новосибирскэнергосбыт» (ИНН 5407025576) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31  КоАП РФ.
2. Применить к АО «Новосибирскэнергосбыт» (ИНН 5407025576) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 01141010031 140, ОКТМО 50701000. УИН 16100500000000526985.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 
Согласно требованиям статьи 29.11 КоАП РФ резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны