Уведомление №16251 жалоба АО «РЭС» на действия заказчика ООО «ПС Тепличная» от 14 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

[уведомление о поступлении жалобы

и о приостановлении торгов]

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (вх. № 16251э от 10.09.2021 года, вх. № 16251 от 10.09.2021 г.) на действия заказчика общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее – ООО «ПС Тепличная») при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

ООО «ПС Тепличная» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положением о закупке товаров, работ и услуг Общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее – Положение о закупке) выступает Заказчиком конкурентной закупки – анализ конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Извещение и документация о закупке размещены в единой информационной системе (на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru) и на электронной торговой площадке (на официальном сайте по адресу: www.roseltorg.ru) 06.09.2021 г., номер закупки – 32110617774.

Согласно п. 15 Информационной карты Документации дата и время окончания срока подачи заявок – 10.09.2021 г. в 09:00 (время Кемеровское).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию осуществления закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При проведении настоящей конкурентной закупки Заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках – нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Документацией о закупке установлены необоснованно ограничивающие конкуренцию условия оценки предложений участников.

В силу п. 8 Информационной карты предмет договора – оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Согласно пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

  • документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:
  • справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.
  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.
  • копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1) оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2) планово-предупредительные работы;

3) текущее обслуживание объектов,

соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

В соответствии с разделом 7 Документации:

Заявки участников, допущенные к участию в закупке, оцениваются по следующим критериям:

– Цена договора – коэффициент значимости 70%.

– Квалификация участника – коэффициент значимости 30%.

Согласно п. 5 раздела 9 Документации:

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

В силу п. 5 раздела 9 Документации:

Показатель «Квалификация участника» оценивается по балльной системе по установленной шкале:

Оценка, баллов

Объём предоставленных сведений

0

Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера, непредоставление сведений.

50

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

100

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

 

Исходя из указанного, необоснованно ограничивающими конкуренцию являются следующие условия Документации:

1) Учет при оценке квалификации участника опыта оказания соответствующих услуг только в течение 1 года до даты размещения извещения о закупке (с 06.09.2020 г. по 05.09.2021 г.).

Невозможность учета при оценке квалификации участника опыта оказания соответствующих услуг в иные предыдущие периоды времени (например, за предыдущие 3 года) является необоснованной. Данное условие может несправедливо «отсечь» организации, которые в целом имеют многолетний опыт оказания соответствующих услуг на объектах электросетевого хозяйства, но не имеют по определенным причинам опыт оказания таковых на энергообъектах одного из классов напряжения на установленную сумму именно в течение последнего года.

2) Учет при оценке квалификации участника только тех договоров, которые включают именно комплекс всех трех услуг – а) оперативно-техническое обслуживание, б) планово-предупредительные работы, в) текущее обслуживание объектов.

Объективных причин невозможности учета при оценке квалификации участника договоров, которые имеют своим предметом одну/несколько из указанных услуг и могут быть учтены в совокупности, не имеется.

3) Существенная разница в количестве баллов (50), присваиваемых:

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ);

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ).

Каких-либо различий в осуществлении оперативно-технического обслуживания, планово-предупредительных работ, текущего обслуживания объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и классом напряжения 220 кВ не имеется.

Таким образом, вышеуказанные условия грубо нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Необходимо учитывать, что право заказчика на формирование условий закупочной документации не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки, их дискриминации.

Соответственно, АО «РЭС» полагает, что условия закупки ограничивают конкуренцию по отношению к АО «РЭС» с учетом, в частности, нижеследующего.

2. Условия закупки № 32110617774 были намеренно сформированы Заказчиком в целях ограничения конкуренции по отношению к АО «РЭС», по результатам изучения документов, представленных Обществом при проведении Заказчиком предыдущей несостоявшейся закупки № 32110595059.

Ранее ООО «ПС Тепличная» в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке выступало Заказчиком конкурентной закупки – анализ конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Извещение и документация о закупке были размещены в единой информационной системе (на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru) и на электронной торговой площадке (на официальном сайте по адресу: www.roseltorg.ru) 29.08.2021 г., номер закупки – 32110595059.

АО «РЭС» направило 02.09.2021 г. заявку на участие в указанной закупке с приложением требуемых документов (согласно Уведомлению о подаче заявке порядковый номер заявки Общества – 2).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок № 32110595059-2 от 03.09.2021 г.:

1) анализ конкурентных предложений в электронной форме был признан несостоявшимся в связи с отклонением заявок обоих участников;

2) заявка № 2 (АО «РЭС») отклонена по двум основаниям:

А) срок действия заявки не соответствует требованиям п. 6 раздела 5 Документации о закупке: «Заявка на участие в закупке должна быть действительна в течение срока, указанного участником закупки в заявке. В любом случае этот срок не должен быть менее 90 (девяносто) календарных дней со дня, следующего за днем окончания приема заявок на участие в закупке. Указание меньшего срока действия является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Участником закупки установлен срок действия заявки не указан (0 дней).

Б) участником не представлены документы, предусмотренные подпунктом 16 пункта 4 раздела 5 Документации: Сведения и документы, подтверждающие соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), предприятий-изготовителей требованиям, установленным в документации о закупке или справку о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), выполняющие более 5% объема поставок, работ, услуг участником привлекаться не будут.

3) принято решение о проведении повторной закупки тем же способом без изменения предмета закупки.

 

Во-первых, АО «РЭС» полагает необходимым заметить, что заявка АО «РЭС» была отклонена необоснованно.

А) Форма заявки на участие в закупке (Приложение № 1 к Документации) не предусматривала графу с указанием срока ее действия.

При этом согласно п. 6 раздела 5 Документации о закупке только указание меньшего срока действия является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Соответственно, неуказание срока действия заявки презюмировало ее действие не менее 90 дней и не являлось основанием для отклонения заявки (при этом Заказчик только в Документации о повторной закупке указал, что неуказание срока действия заявки является основанием для ее отклонения).

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках № 223 договор по результатам конкурентной закупки в любом случае должен быть заключен не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Б) Отсутствие намерения Общества привлекать к оказанию услуг соисполнителей следовало из представленных справки о наличии собственного оборудования и других материальных ресурсов и справки о наличии собственного персонала.

Во-вторых, при проведении повторной закупки № 32110617774 (после изучения документов, представленных АО «РЭС» при подаче заявке на участие в первоначальной закупке) Заказчик изменил условия ее проведения:

 

Условие первоначальной закупки № 32110595059

Условие повторной закупки

№ 32110617774

Пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации

Заявка на участие в закупке должна содержать:

Справку в свободной форме о выполнении участником без применения штрафов и неустоек в течение 3 (трёх) лет до даты размещения извещения о закупке аналогичных (сопоставимых) по характеру и объему работ, оказания услуг на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора с приложением копий договоров и копий актов выполненных работ/оказанных услуг, выполненных в качестве исполнителя, либо соисполнителя, с указанием контактной информации Заказчиков для возможной проверки сведений.

Сопоставимыми по характеру оказания услуг признаются договоры на оказание услуг на оперативно-диспетчерское управление и текущее оперативное и техническое обслуживание оборудования электроподстанций уровнем напряжения не ниже 110кВ.

Заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

– документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:

– справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.

– копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.

– копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1) оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2) планово-предупредительные работы;

3) текущее обслуживание объектов,

соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

П. 5 раздела 9 Документации

Показатель «Квалификация участника» зависит от общей суммы исполненных участником аналогичных договоров (руб. с НДС) в течение 3 (трёх) лет до даты размещения извещения о закупке, указанной участником в соответствующей справке.

Критерий оценивается по балльной системе и отражают степень превышения показателей заявки участника закупки по данному критерию над требованиями, установленными в документации о закупке.

В зависимости от степени отклонения в большую сторону показателя участника по данному критерию, оценка производится по установленной шкале:

Оценка, баллов

Степень превышения показателей заявки участника закупки (в руб.) по критерию «Квалификация участника» над требованиями, установленными в документации о закупке

0

0%...10%

1

10,1%...20%

2

20,1%....30%

3

30,1%...40%

4

40,1%....50%

5

50,1%....60%

6

60,1%...70%

7

70,1%....80%

8

80,1%...90%

9

90,1%....100%

10

Более 100%

 

Показатель «Квалификация участника» оценивается по балльной системе по установленной шкале:

Оценка, баллов

Объём предоставленных сведений

0

Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера, непредоставление сведений.

50

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

100

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

 

Также стоит отметить, что Заказчиком были внесены изменения в Техническое задание.

Необходимо принимать во внимание, что АО «РЭС» является системообразующим электросетевым предприятием Новосибирской области, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и включено в реестр субъектов естественных монополий. К основным видам деятельности АО «РЭС» относится, в том числе техническое обслуживание и техническая эксплуатация объектов электроэнергетики.

В зоне ответственности компании находятся объекты напряжением 110 кВ:

– 6 859,45 км линий электропередачи напряжением 110 кВ;

– 168 подстанций напряжением 110 кВ (что составляет более 70% всех ПС-110 кВ на территории области).

Соответственно, АО «РЭС» осуществляет оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание вышеуказанных объектов.

Кроме того, АО «РЭС» эксплуатировало и обслуживало в 2019-2021 гг. по договорам 9 подстанций напряжением 220 кВ, принадлежащих АО «Электромагистраль» (т.е. половину всех подстанций 220 кВ, расположенных на территории Новосибирской области), а также линии электропередачи напряжением 220 кВ.

При подаче заявки на участие в закупке № 32110595059 АО «РЭС» направило, в частности, справку о выполнении аналогичных по характеру и объему работ за 3 предшествующих года с приложением подтверждающих договоров и актов об оказании услуг.

Проанализировав заявку АО «РЭС» и приложенные к ней документы, Заказчик смог установить, что:

  • оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей напряжением 220 кВ АО «РЭС» производило до 2020 г.;
  • в настоящее время АО «РЭС» обслуживает только собственные энергообъекты напряжением 110 кВ;
  • по некоторым договорам АО «РЭС» оказывало только часть сопоставимых услуг.

В связи с указанным Заказчик включил в Документацию повторной закупки условия о том, что при оценке квалификации участника:

  1. учитываются услуги только за год, предшествующий размещению Извещения;
  2. учитываются договоры только с комплексом всех услуг (без учета договоров на оказание части услуг);
  3. услуги в отношении объектов напряжением только 110 кВ оцениваются в 50 баллов, в отношении объектов и 110 кВ, и 220 кВ – в 100 баллов.

Из указанного очевидно, что приведенные условия закупки намеренно сформулированы в целях ограничения конкуренции по отношению к АО «РЭС».

Данные условия закупки необоснованно занижают АО «РЭС» как сетевой организации, имеющей значительный профессиональный опыт осуществления соответствующей деятельности, критерий оценки «Квалификация участника закупки» и могут препятствовать (даже при предложении меньшей цены) быть победителем закупки, что свидетельствует о нарушении принципа равноправия и ограничивает конкуренцию.

Антимонопольная и судебная практика также исходит из того, что недопустимо создание преимуществ одному участнику перед другими и включение в закупочную документацию дискриминационных положений (Решение ФАС России от 30 июня 2021 г. N 223ФЗ-338/21, Решение ФАС России от 30 июня 2021 г. N 223ФЗ-338/21, Решение ФАС России от 25 мая 2021 г. N 223ФЗ-266/21, Решение ФАС России от 5 марта 2021 г. N 223ФЗ-121/21, Решение ФАС России от 4 марта 2021 г. N 223ФЗ-114/21, Решение от 25 февраля 2021 г. N 05-12/699 по делу N 003/01/17-839/2020 Бурятское УФАС России, Постановление АС Московского округа от 3 февраля 2021 г. по делу N А40-237225/19 и др.).

Информация о поступлении указанной жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: www.novosibirsk.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

На основании вышеизложенного ООО «ПС Тепличная» надлежит представить в Новосибирское УФАС России в срок до 17.09.2021 года документы и сведения, указанные в части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением установленного требования, является ничтожным.

Рассмотрение жалобы по существу состоится комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области 21.09.2021 года            в 10-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, кабинет 915.  

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей (при наличии доверенностей на участие в рассмотрении жалобы или документов, подтверждающих полномочия руководителя; документов, удостоверяющих личность).

Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и письма ФАС России от 19.03.2020 № ПЗ/21986/20 уведомляем о рассмотрении жалобы 21.09.2021 года в 10-00 часов путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке:<...>и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении жалобы в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лица, участвующего в рассмотрении жалобы или его представителя, жалоба может быть рассмотрена в отсутствие указанного лица.

При этом представители лица вправе участвовать при рассмотрении жалобы лично. Рассмотрение состоится по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, этаж 9, каб. 915,  регистрация в кабинете 1016, этаж 10. Представители допускаются к рассмотрению при соблюдении масочного режима и иных мер, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Примечание:

Ответственность за непредставление информации антимонопольному органу либо представление недостоверных сведений предусмотрена статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны