Решение №054/01/10-2229/2019 в отношении АО«Новосибирскэнергосбыт» от 5 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-2229/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена  22.01.2020 года                           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    05.02.2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

….

в присутствии на заседании:

….

рассмотрев дело № 054/01/10-2229/2019 от 14.11.2019 г. по признакам нарушения акционерным обществом «Новосибирскэнергосбыт» (далее – АО «Новосибирскэнергосбыт»)  (ИНН 5407025576, 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 32), далее – АО «Новосибирскэнергосбыт», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России на рассмотрение поступило обращение ИП Вахрушевой О.А. по вопросу навязывания акционерным обществом «Новосибирскэнергосбыт» (далее – АО «Новосибирскэнергосбыт») дополнительных услуг при опломбировке прибора учета электрической энергии в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 27, счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19)  о произведении опломбировки прибора учета электрической энергии.

 

 

По результатам рассмотрения представленных материалов установлено следующее.

В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 2 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 8 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442) предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.

Согласно пункту 154 Основных положений № 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

 

Согласно пояснениям, представленным АО «Новосибирскэнергосбыт», установлено следующее.

Энергоснабжение помещения заявителя по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 27 осуществляется на основании договора энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г.

В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах  и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление  прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем  коммунальных услуг, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пункту 81 (14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключения случаев, когда опломбирование  соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с  нарушением пломбы или знаков  поверки потребителем или третьим лицом.

Следовательно, кроме гарантирующего поставщика  опломбировку приора учета на помещение находящееся в многоквартирном доме также обязан производить исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, которым в данном случае является ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом».

Кроме того, согласно пункту 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической  энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012г. № 442 (далее – Основные положения № 442) допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, а также лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, (объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае, если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. 

Более того, на основании указанного пункта при допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и сетевой организации, владеющей на праве собственности  или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск указанных приборов учета самостоятельно.

Таким образом, для помещений  в многоквартирных домах обязанным лицом при проведении допуска в эксплуатацию прибора учета является исполнитель коммунальных услуг в лице, УК, ТСЖ или ЖСК, который должен соблюдать требования действующего законодательства, в том числе в части ввода в эксплуатацию без взимании платы.

Учитывая, что услугу по вводу в эксплуатацию может оказать не только гарантирующий поставщик, но и сетевая организация и исполнитель коммунальных услуг, то АО «Новосибирскэнергосбыт» не занимает доминирующее положение на данном рынке. АО «Новосибискэнергосбыт» полагает, что рынок должен быть определен как «рынок оказания услуг по допуску в эксплуатацию приборов учета», на котором АО «Новосибирскэнергосбыт» занимает доминирующее положение.

Учет потребляемой помещением электрической энергии осуществляется с применением прибора учета (заводской № 05338632). Данный прибор учета был допущен в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке. Согласно паспортным данным прибора учета потребителя срок его поверки - это 1 квартал 2021 г., что следует из акта осмотра от 25.06.19г.

10.06.19г. заявитель обратился в АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением (вх. № 27346/19) о необходимости распломбировки прибора учета в целях произведения электромонтажных работ. Распломбировка прибора учета была выполнена потребителем в присутствии представителя АО «Новосибирскэнергосбыт», о чем имеется акт осмотра от 25.06.19г.

После проведения электромонтажных работ в помещении, заявитель вновь обратился с заявлением (вх. № 31716/19 от 04.07.19г.) о необходимости опломбировки прибора учета.

В целях осуществления опломбировки необходимо осуществить проверку схемы прибора учета на предмет отсутствия несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

С учетом изложенного, заявителю было предложено осуществить оплату услуги «проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика».

Согласно прайс-листу, утвержденному приказом № 609 от 31.07.19г., АО «Новосибирскэнергосбыт» осуществляет оказание дополнительных услуг, не являющихся бесплатными в силу действующего законодательства.

Стоимость услуги «проверка схемы учета трехфазного электросчетчика» (услуга № 28.1, (артикул к-32 3ф) согласно прайс-листу) составляет 1450 рублей (с НДС).

Согласно счету № 141328 от 09.07.2019 к оплате выставлена сумма 1450 руб. (с НДС) за товары (работы, услуги) «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27».

Согласно пункту 81 (14) правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после ремонта, замены, поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется  исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки  потребителем или третьим лицом.

Учитывая, что ранее прибор учета уже был допущен в эксплуатацию, межпроверочный интервал его не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, то его распломбировка в целях проведения электромонтажных работ была сделана по инициативе потребителя. Следовательно, ввод в эксплуатацию такого прибора учета вновь после самостоятельного монтажа потребителем, относится к случаям повторного допуска в эксплуатацию прибора учета, что является исключением  в силу прямого указания  на это в пункте 81(14) Правил № 354 и не должно осуществляться на бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений № 442 в случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик не явились в предложенные заявителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные, согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком  или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер <...> сведения о лице, осуществившем  установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета. С даты направления  указанных документов в адрес  лица, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).

Следовательно, в случае неявки гарантирующего поставщика или сетевой организации, у потребителя имеется возможность самостоятельно, соблюдая установленный законодательством порядок, оформив надлежащим образом заявку на допуск прибора учета, направить подтверждающие документы в адрес гарантирующего поставщика. При этом, с момента получения указанных документов прибор учета  будет считаться допущенным к расчетам в установленном законом порядке. Тем самым исключена ситуация ущемления интересов потребителя, так как нормами действующего законодательства предусмотрен альтернативный  порядок допуска  прибора учета  без участия субъектов электроэнергетики.

Заявка потребителя на ввод прибора учета в эксплуатацию не соответствовала всем необходимым требованиям, приведенным в нормах действующего законодательства. Следовательно, получение несоответствующей заявки не влечет для гарантирующего поставщика возникновение обязанности по опломбировке прибора учета заявителя.

Со стороны гарантирующего поставщика  потребителю был выставлен счет на оплату соответствующей услуги по проверке схемы подключения прибора учета, а также в ходе устной консультации было разъяснено, что для допуска прибора учета в эксплуатацию  он также имеет право обратиться в сетевую организацию или к исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме.

После оплаты счета потребителем услуга по проверке схемы учета была осуществлена персоналом АО «Новосибирскэнергосбыт», прибор учета допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом от 30.09.2019.

                

Учитывая изложенное, Новосибирское УФАС России приходит к следующим выводам.

Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

В соответствии с пунктом 145 Основных положений под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета.

Согласно пункту 153 Основных положений собственник прибора учета обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика, сетевой организации.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

При этом пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.

Из содержания изложенных норм права следует, что в целях применения приборов учета электрической энергии в отношении них в обязательном порядке должна проводиться процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. По окончания проверки подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.

Данная процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, осуществляется, в том числе гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, бесплатно.

Между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт» заключен прямой договор энергоснабжения. В данном договоре указан прибор учета электрической энергии заводской номер <...> . В соответствии с Соглашением №СЭ-652 о расчетах за электрическую энергию от 23.05.2008, заключенным ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» с АО «Новосибирскэнергосбыт» управляющая компания осуществляет замену и поверку приборов учета, принадлежащих управляющей компании.

На заседании Комиссии представитель ИП Вахрушевой О.А. пояснил, что при обращении заявителя в ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» по вопросу опломбировки прибора учета, управляющая компания отказалась оказывать данную услугу, ссылаясь на наличие прямого договора энергоснабжения, заключенного между заявителем и АО «Новосибирскэнергосбыт».

Таким образом, при наличии прямого договора с АО «Новосибирскэнергосбыт» с указанием прибора учета,  опломбировку указанного прибора учета заявителя управляющая компания в данном случае не осуществляет.

Вместе с тем, АО «Новосибирскэнергосбыт» сообщило о том, что заявка ИП Вахрушевой О.А. не соответствовала всем необходимым требованиям, приведенным в нормах действующего законодательства, следовательно, получение несоответствующей заявки не влечет для гарантирующего поставщика возникновение обязанности по опломбировке прибора учета заявителя.

Однако в ответ на указанную заявку ИП Вахрушевой О.А. по вопросу опломбировки прибора учета АО «Новосибирскэнергосбыт» направило в адрес заявителя счет № 141328 от 09.07.2019 на сумму 1450 руб. (с НДС) за услугу «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27», уведомления о несоответствии заявки требованиям действующего законодательства заявителю не направлялось.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений проверка схемы подключения прибора учета является одним из этапов, комплексом работ, осуществляемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Также на это указывают пункты 149, 172 Основных положений, согласно которым в случаях демонтажа прибора учета в целях замены, ремонта или поверки прибор учета (пункт 149 Основных положений) и проверки (плановой и внеплановой) расчетного прибора учета (пункт 172 Основных положений) сетевая организация или гарантирующий поставщик осуществляет проверку схемы подключения прибора учета, являющейся одним из этапов данных работ.

При этом по итогам осуществления данных действий по проверке схемы подключения прибора учета отдельный акт, помимо акта допуска прибора учета в эксплуатацию или акта проверки расчетного прибора учета, не оформляется.

Пунктом 81(14) Правил № 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, услуги по проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической энергии осуществляются субъектами розничных рынков безвозмездно за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными выше нормативно - правовыми актами. Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.05.2019 N Ф02-2244/2019 по делу N А69-2448/2018.

В данном случае действия по нарушению пломбы или знаков поверки потребителем или третьи лицом не осуществлялись, распломбировка произведена гарантирующим поставщиком на основании соответствующей заявки ИП Вахрушевой О.А., соответственно, под исключение, предусмотренное положениями пункта 81 (14) Правил № 354, указанная ситуация не попадает.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Услуга допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, должна осуществляться, в том числе гарантирующим поставщиком, бесплатно. Таким образом, оказание данной услуги не образует товарный рынок для случаев, когда опломбировка должна осуществляться бесплатно. В данном случае услуга предоставляется гарантирующим поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии, и обусловлена необходимостью учета электрической энергии, поставляемой по прямому договору энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г., заключенному между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт», в котором указан прибор учета, подлежащий опломбировке. 

Частью 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах Новосибирской области, за период с 01.01.2018 по 31.08.2019 АО «Новосибирскэнергосбыт» занимало доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью  2 статьи 13 вышеуказанного федерального закона указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

 

Следовательно, услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, которые должны осуществляться без взимания платы, не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка ресурсоснабжения (электрической энергии).

Таким образом, действия АО «Новосибирскэнергосбыт» по выставлению счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19)  о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, указывают на уклонение гарантирующего поставщика от ввода  прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А. Следовательно, указанные действия АО «Новосибирскэнергосбыт» содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 14.11.2019г. № 236 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Новосибирскэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

 

В рамках рассмотрения настоящего дела, а также в ответ на Заключение об обстоятельствах дела АО «Новосибирскэнергосбыт» представило пояснения (вх. № 925э от 22.01.2020), суть которых заключается в следующем.

 

Между АО «Новосибирскэнергосбыт» и ИП Вахрушевой О.А. заключен договор энергоснабжения № О-990 от 10.01.2017 для энергоснабжения нежилых помещений, в том числе помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 27 (расположено в многоквартирном доме).

Отношения с потребителем электрической энергии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442.

Согласно п. 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию приборов учета после его ремонта, замены и проверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после проверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

В рамках действующего договора энергоснабжения с потребителем ИП Вахрушевой О.А. учет потребляемой электрической энергии  в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 27 осуществляется с применением прибора учета с заводским номером 05338632. Прибор учета был принят к расчетам и указан в договоре потребителя без каких-либо замечаний.

Данный прибор учета ранее уже был допущен в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке без взимания платы, что подтверждается актом выполнения работ по средствам учета от 30.03.2011. Согласно паспортным данным срок поверки прибора учета истекает в первом квартале 2021 года. Следовательно, в 2019 году срок межповерочного интервала не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, необходимость в его распломбировке и демонтаже отсутствовала.

10.06.2019 заявитель обратился в АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением  (вх. № 27346/19) о проведении распломбировки прибора учета  в целях произведения электромонтажных работ. При распломбировке прибора учета потребителем присутствовал сотрудник АО «Новосибирскэнергосбыт», что следует из акта осмотра от 25.06.2019. АО «Новосибирскэнергосбыт» присутствовал при снятии пломбы исключительно в интересах потребителя с целью исключения дальнейшего составления сетевой организацией акта о безучетном потреблении в связи с отсутствием пломбы. 

По собственной инициативе 27.06.2019 потребитель самостоятельно снял и привез прибор учета в АО «Новосибирскэнергосбыт» для осуществления внеочередной поверки прибора учета, которую наряду с гарантирующим поставщиком осуществляет множество коммерческих организаций на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. Персоналом АО «Новосибирскэнергосбыт» по заявке потребителя было организовано проведение очередной поверки, поставлена пломба государственного поверителя, срок очередной поверки продлен до 2029 года. После чего прибор учета был возвращен на руки потребителю для дальнейшего его монтажа собственными силами потребителя.

Впоследствии после проведения электромонтажных работ в помещении, заявитель самостоятельно установил прибор учета на место и вновь обратился с заявлением  (вх. № 31716/19 от 04.07.2019) о необходимости опломбировки прибора учета.

Учитывая тот факт, что потребитель не привлекал гарантирующего поставщика для осуществления монтажа прибора учета после проведения  электромонтажных работ, то в целях осуществления опломбировки необходимо было осуществить проверку схемы подключения прибора учета на предмет отсутствия несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также правильности его монтажа.

Согласно п. 81 (14) правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем  без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителе повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Учитывая, что ранее прибор учета уже был допущен в эксплуатацию, межповерочный интервал его не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, то нарушение потребителем пломбы (распломбировка) в целях проведения электромонтажных работ было осуществлено по инициативе потребителя. Следовательно, ввод в эксплуатацию такого прибора учета вновь после самостоятельного монтажа потребителем, относится к случаям повторного допуска в эксплуатацию прибора учета, что является исключением в силу прямого указания на это в п. 81(14) Правил № 354 и не должно осуществляться на бесплатной основе. Также необходимости в ремонте, замене или поверки прибора учета не имелось, так как прибор учета был исправен и срок его межповерочного интервала истекал только в 2021 году, следовательно, указанное обстоятельство также подтверждает тот факт, что основания для ввода в эксплуатацию на бесплатной основе, перечисленные в п. 81 (14) Правил отсутствовали.

Основными положениями № 442 установлен порядок ввода в эксплуатацию прибора учета, а также обязательные требования, предъявляемые к заявке потребителя. В случае, если потребителем был бы соблюден установленный порядок, то прибор учета считался бы допущенным без участия гарантирующего поставщика или сетевой организации. Следовательно, в данном случае исключена ситуация ущемления интересов потребителя, так как нормами действующего законодательства предусмотрен альтернативный порядок допуска прибора учета без участия субъектов электроэнергетики.

Деятельность гарантирующего поставщика по поставке электрической энергии относится к регулируемым видам деятельности в части установления  тарифов и сбытовой надбавки, в связи с чем, уполномоченным органом в области утверждения тарифов при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика не могут закладываться экономически необоснованные расходы, не соответствующие положениям действующего законодательства.

С учетом изложенного, АО «Новосибирскэнергосбыт» в полном объеме соблюдает  требования действующего законодательства и не осуществляет взимание с потребителей платы за ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, за их опломбировку в тех случаях, когда услуга должна представляться без взимания платы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 054/01/10-2229/2019 представитель заявителя поддержал ранее представленные пояснения по существу дела, а также представил копию обращения, направленного в ЖЭУ «СПАС-Дом», с просьбой пломбировать прибор учета электрической энергии (вх. № А-24 от 24.07.2019).

Представитель АО «Новосибирскэнергосбыт» поддержал ранее представленные пояснения по существу дела.

 

Новосибирское УФАС России относительно заявленных ответчиком  доводов отмечает следующее. 

 

На основании абз. 2 пункта 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. (вх. № 31716/19 от 04.07.2019) по вопросу опломбировки прибора учета АО «Новосибирскэнергосбыт» направило в адрес заявителя счет № 141328 от 09.07.2019 на сумму 1450 руб. (с НДС) за услугу «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27», уведомления о несоответствии заявки требованиям действующего законодательства заявителю не направлялось.

         Пунктом 81(14) Правил № 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

        Согласно материалам рассматриваемого дела снятие пломбы перед демонтажем для проведения поверки прибора учета осуществлено потребителем в присутствии инженера-инспектора АО «Новосибирскэнергосбыт», что следует из акта осмотра измерительных комплексов учета от 25.06.2019.

Вместе с тем факт нарушения пломбы или знаков поверки не зафиксирован, соответствующий акт не составлен. Следовательно, документальное подтверждение несанкционированного вмешательства потребителя или третьих лиц в работу прибора учета электрической энергии отсутствует.   

Таким образом, в данном случае установленный прибор учета должен быть  опломбирован и введен в эксплуатацию исполнителем без взимания платы с потребителя.

          В соответствии с частью 8 статьей 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Услуга допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, должна осуществляться, в том числе гарантирующим поставщиком, бесплатно. Таким образом, оказание данной услуги не образует товарный рынок для случаев, когда опломбировка должна осуществляться бесплатно. В данном случае услуга предоставляется гарантирующим поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии, и обусловлена необходимостью учета электрической энергии, поставляемой по прямому договору энергоснабжения № О-990 от 12.12.2016г., заключенному между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт», в котором указан прибор учета, подлежащий опломбировке.

Отказ от опломбировки приборов учета электрической энергии и взимание платы за допуск прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, действующим законодательством не предусмотрены.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия АО «Новосибирскэнергосбыт», занимающего доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, по выставлению счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19)  о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, указывают на уклонение гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А. Следовательно, указанные действия АО «Новосибирскэнергосбыт» нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Новосибирскэнергосбыт» занимающим доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать АО «Новосибирскэнергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем выставления счета на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку  ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, что является уклонением гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, и приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А.

3. Выдать АО «Новосибирскэнергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: не взимать плату за осуществление опломбировки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в случаях, когда документально не зафиксировано несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, а именно: нарушение пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НОВОСИБИРСКЭНЕРГОСБЫТ"
ИНН 5407025576, ОГРН 1065407151127