Решение №054/01/18.1-2140/2023 в отношении ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж ... от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2140/2023

25 октября 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев жалобу ИП Харчук <...> (вх. №  19192-ЭП/23 от 16.10.2023 г.) на действия заказчика государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» (далее – ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко») при проведении неконкурентной закупки с участием СМП в электронном виде на право заключения договора на поставку музыкальных инструментов (пианино акустическое) в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» (шифр: 073-15-2023-1687 от 26.05.2023) (извещение № 32312856666 на сайте <...>),

в отсутствие ИП Харчука <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» - <...> (представитель по доверенности от 24.10.2023 г.),  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ИП Харчук <...> (вх. № 19192-ЭП/23 от 16.10.2023 г.) на действия заказчика ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» при проведении неконкурентной закупки с участием СМП в электронном виде на право заключения договора на поставку музыкальных инструментов (пианино акустическое) в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» (шифр: 073-15-2023-1687 от 26.05.2023) (извещение № 32312856666 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

По мнению Заявителя нарушены заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также Положения о закупках ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» в связи со следующим.

1. Заказчиком проводится неконкурентная закупка с участием СМП в электронном виде посредством функционала электронной торговой площадки (ЭТП) <...>. В Извещении о закупке не приводится обоснования для проведения закупки именно неконкурентным способом, не поясняется выбор именно этого способа закупки. В Положении о закупках Заказчика приводится ссылка на часть 10 статьи 3.4 Закона о закупках, в которой также нет упоминания про возможность проведения закупки в неконкурентной форме. Вероятно, данная закупка не может проводиться в неконкурентной форме, вследствие чего нарушаются положения части 10 статьи 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

2. В Разделе «Описание предмета закупки» указано требование к поставке конкретного товара, с указанием товарного знака:

Наименование - Акустическое пианино Н.Рубинштейн

Согласно ст. 3 Закона о закупках, необходимо соблюдать следующие принципы закупки товаров, работ, услуг:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик указанным выше требованием необоснованно ограничивает возможных участников, предлагающих другие пианино, в том числе пианино производства Российской Федерации.

Нигде в Извещении нет упоминания о том, что возможна поставка «аналогичного» или «эквивалентного» товара, хотя согласно п. 6.2.1. Положения о закупках Заказчика, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

п.3 в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Кроме того, Заказчиком не приведено никакого обоснования, и пояснений, почему безальтернативно закупается конкретный товар «Акустическое пианино Н. Рубинштейн».

Тем самым также нарушаются положения Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, глава 2.1. Налицо факт недобросовестной конкуренции.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков (в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент.

Таким образом, в отношении конкурентных закупок упомянутым законом введен специальный режим регулирования, который обязывает заказчиков безальтернативно предусматривать в закупочной документации возможность использования эквивалентного товара.

3. Согласно части 5 п.6.3.6.1. Положения о закупке Заказчика, при обосновании закупки, а также начальной-максимальной цены договора необходимо использовать информацию о не менее чем двух эквивалентах закупаемого товара. В данном случае очевидно, что этот пункт Положения о закупках Заказчика нарушен, поскольку поставить требуется конкретный безальтернативный товар, и совершенно необоснованно эквиваленты заказчиком не рассматриваются, и при формировании извещения о закупке они также не рассматривались.

4. Согласно п. 3.2.6. Положения о закупках Заказчика, в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦД, заказчик направляет запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем трем поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров. Файл расчёта НМЦД закупки указывает, что информация по товарам, эквивалентным акустическому пианино Н. Рубинштейн заказчиком не запрашивалась, тем самым, Заказчик заранее планировал ограничить поставку акустических пианино других производителей, в том числе по величине НМЦД.

5. Согласно п. 4.6.1. Положения о закупке Заказчика, для оценки и сопоставления заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена договора;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В данном случае, Заказчик сам указывает в Извещении, что проводится неконкурентная закупка. Тогда на каком основании в п. 3.19 Извещения Заказчиком применяются такие критерии оценки заявок, как «цена договора» и «опыт участника по успешной поставке товара»?

Для неконкурентной закупки в Положения о закупках Заказчика не приводится информации о возможности использовать указанные выше критерии оценки заявок.

Практика УФАС в части запрета закупки конкретного товара без указания слов «аналог», «эквивалент»:

-           РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-158/21 https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/119165a6-d3e9-4fb1-90a4-e04f1fe6c40b/

-           РЕШЕНИЕ № 077/07/00-9253/2019 https://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/b471ab3d-820a-458c-ae2f-9959ec533e50/

На рассмотрении жалобы представитель ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» пояснил, что считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению по причине того, что указанная закупка является неконкурентной, проведена в соответствии с п. 6.12 Положения о закупках ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко», требования к конкурентной закупке на нее не распространяются.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

15.10.2023 ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» разместило в ЕИС извещение № 32312856666 о проведении неконкурентной закупки с участием СМП в электронном виде на право заключения договора на поставку музыкальных инструментов (пианино акустическое) в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» (шифр: 073-15-2023-1687 от 26.05.2023) (извещение № 32312856666 на сайте<...>).

Дата начала срока подачи заявок - 15.10.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика)  17.10.2023 12:00.

Дата подведения итогов - 20.10.2023.

Согласно приложению 1 к закупочной документации, к поставке требуется акустическое пианино Н. Рубинштейн. Предоставление эквивалента не предусмотрено.

 

 

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 3.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках то-варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ст. 3.6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 20(1) Положения № 1352, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает следующее:

а) осуществление закупки в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона;

б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;

в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом "г" настоящего пункта, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

е) определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом "д" настоящего пункта;

ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом "г" настоящего пункта, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.

Согласно Разделу 6.12. Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко», утвержденного наблюдательным советом ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1  им. А.С. Макаренко» (протокол № 5 от «02» августа 2023 г.) (далее – Положение о закупках), заказчик вправе осуществлять закупки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 7.2 Типового положения о закупке, неконкурентным способом. Порядок осуществления таких закупок, установленный заказчиком в положении о закупке, должен предусматривать следующее:

а) осуществление закупки осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ;

б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;

в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемых товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных пунктом «в» настоящего раздела, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом «г» настоящего раздела, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

е) определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом «д» настоящего раздела;

ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с пунктом «е» настоящего раздела, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом «г» настоящего раздела, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.

Согласно п. 7.2. Положения о закупках, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения закупок способами, установленными положением о закупке:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, указанная закупка не является конкурентной, на нее не распространяются требования к конкурентным закупкам. При этом выбор способа закупки соответствует вышеуказанным положениям Закона о закупках, Положения № 1352, Положению о закупках ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко».

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Харчук <...> (вх. №  19192-ЭП/23 от 16.10.2023 г.) на действия заказчика государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко» при проведении неконкурентной закупки с участием СМП в электронном виде на право заключения договора на поставку музыкальных инструментов (пианино акустическое) в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» (шифр: 073-15-2023-1687 от 26.05.2023) (извещение № 32312856666 на сайте <...>) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны