Решение №054/06/104-67/2023 в отношении АО «ХАТМАН ГРУПП» от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-67/2023

«12» декабря 2023 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу – <...>, <...> (по доверенностям),

в присутствии представителей АО «ХАТМАН ГРУПП» – <...>, <...> (по доверенностям),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика – ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО «ХАТМАН ГРУПП» (ИНН 5047276074, КПП 504701001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 01.09.2022 № 2222320100742001391000073/0139100007322000074 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: Колония-поселение № 2 (пос. Орлово - Розово, Кемеровская область - Кузбасс) строительство бани-санпропускника с прачечной, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Чебулинский район, поселок 1-й, ул. Северная, д.28 «А», территория ФКУ КП-2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу (в рамках государственного оборонного заказа), ИКЗ 221420901327042050100100000934120413,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО «ХАТМАН ГРУПП» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 01.09.2022 № 2222320100742001391000073/0139100007322000074 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: Колония-поселение № 2 (пос. Орлово - Розово, Кемеровская область - Кузбасс) строительство бани-санпропускника с прачечной, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Чебулинский район, поселок 1-й, ул. Северная, д.28 «А», территория ФКУ КП-2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу (в рамках государственного оборонного заказа).

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и АО «ХАТМАН ГРУПП» в рамках государственного оборонного заказа был заключен государственный контракт от 01.09.2022 № 2222320100742001391000073/0139100007322000074 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: Колония-поселение № 2 (пос. Орлово - Розово, Кемеровская область - Кузбасс) строительство бани-санпропускника с прачечной, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Чебулинский район, поселок 1-й, ул. Северная, д.28 «А», территория ФКУ КП-2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу (далее – контракт).

Цена контракта – 65 328 300,00 рублей.

Согласно условиям контракта работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение № 1 к контракту):

 

п/п

Наименование работ (этапы выполнения работ (при их наличии) в соответствии с проектной документацией

Срок исполнения этапа

Сумма, подлежащая оплате за данный вид работ (тыс. руб.)

Начало (число, месяц, год)

Конец (число, месяц, год)

1

2

3

4

5

1

Общестроительные работы

29.08.2022

22.10.2022

31 908,37

2

Водопровод, объединенный хоз. питьевой В1

27.09.2022

07.10.2022

1 614,85

3

Системы горячего водоснабжения ТЗ, Т4

27.09.2022

07.10.2022

675,38

4

Системы производственного водоснабжения ВЗ, Т5

27.09.2022

07.10.2022

149,09

5

Канализация хоз. бытовая К1

27.09.2022

22.10.2022

653,54

б

Канализация производственная КЗ, КЗН

27.09.2022

27.10.2022

691,51

7

Вентиляция

07.09.2022

27.10.2022

3 479,54

8

Отопление

09.09.2022

29.09.2022

1 312,34

9

Теплоснабжение

09.09.2022

09.10.2022

357,68

10

Тепловой узел

13.09.2022

13.10.2022

545,42

11

Силовое электрооборудование

18.09.2022

01.11.2022

2 082,30

12

Электроосвещение

18.09.2022

17.11.2022

3 992,56

13

Сети связи

18.09.2022

17.11.2022

1 742,69

14

Технологическое оборудование

27.10.2022

24.11.2022

4 454,91

15

Пуско-наладочные работы 15% от стоимости оборудования

24.11.2022

08.12.2022

1 066,52

16

Кабельные линии 0,4кВ с дизель-генератором

10.10.2022

01.11.2022

4 477,99

17

Внутриплощадочные сети связи

12.10.2022

17.11.2022

617,96

18

Внутриплощадочные сети водоснабжения В1

10.10.2022

27.10.2022

4 106,92

19

Внутриплощадочные сети водоотведения

10.10.2022

27.10.2022

446,08

20

Вертикальная планировка

01.11.2022

08.12.2022

952,64

21

Сдача объекта

08.12.2022

15.12.2022

0,00

ИТОГО (сумма Государственного контракта в тыс. руб.):

65 328,30

 

В соответствии с п. 4.1 контракта, контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2022, а в части выполнения работ, финансовых и гарантийных обязательств до их полного исполнения согласно условиям контракта.

В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 контракта под конечным результатом выполненных работ, указанных в п. 1.1 контракта стороны понимают законченный строительством объект, в отношении которого подписан акт приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме № КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 № 100, а также получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Объект капитального строительства, не имеет заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не введен в эксплуатацию.

В соответствии с п.п. 2.3, 2.4 контракта заказчиком было перечислено АО «ХАТМАН ГРУПП» на лицевой счет Федерального казначейства аванс в размере 50% от цены контракта – 32 664 150,00 рублей.

На основании предоставленных подтверждающих документов ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу были утверждены сведения об операциях с целевыми средствами о расходовании авансового платежа на общую сумму 15 917 726,99 рублей с последующим снятием их с лицевого счета АО «ХАТМАН ГРУПП».

В соответствии с графиком выполнения работ сдача объекта должна была быть выполнена до 15.12.2022.

Вместе с тем, АО «ХАТМАН ГРУПП» фактически выполнено работ, соответствующих требованиям контракта, на сумму 10 822 261,19 рублей, что составляет 16,56 % от цены контракта. Данные работы приняты заказчиком в счет оплаты авансового платежа (акты приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме КС-3 №1, №2, №3).

По данному контракту числится дебиторская задолженность в размере 21 841 888,81 рублей, в том числе 5 095 465,80 рублей от суммы утвержденных сведений расходования авансового платежа.

По состоянию на 21.11.2023 начислена пеня в размере 8 997 608,33 рублей.

В связи с неисполнением условий контракта в адрес АО «ХАТМАН ГРУПП» направлены претензии от 28.09.2022 № исх-43/ТО/8/1-22Г73, от 06.10.2022 № исх-43/ТО/8/1-22750, от 19.10.2022 № исх-43/ТО/8/1-23852, от 24.10.2022 № исх-43/ТО/8/1-24146, от 27.10.2022 № исх-43/ТО/8/1-24441, от 03.11.2022 № исх-43/ТО/8/1-25060, от 18.11.2022 № исх-43/ТО/8/1-26406, от 05.12.2022 № исх-43/ТО/8/1-27622, от 21.12.2022 № исх-43/ТО/8/1-29165 от 23.01.2023 № исх-43/ТО/8/1-1372, от 03.05.2023 № исх-43/ТО/8/1-10004, от 14.03.2023 № исх-43/ТО/8/1-5520, от 07.07.2023 № исх-43/ТО/8/1-15679, от 16.08.2023 № исх-43/ТО/8/1-18868, от 28.09.2023 № исх-43/ТО/8/1-22598, от 30.10.2023 № исх-43/ТО/8/1-25305, от 07.11.2023 № исх-43/ТО/8/1 -26041.

26.10.2023 заказчиком было подано исковое заявление в Арбитражный суд Кемеровской области в отношении АО «ХАТМАН ГРУПП» в части возмещения неустойки в виде пени.

21.11.2023 заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании п.п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 14.5 контракта.

04.12.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.

АО «ХАТМАН ГРУПП» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения обязательств по контракту сообщило следующее.

21.11.2023 заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 14.5 контракта.

Не согласившись с данным решением, подрядчик направил в адрес заказчика возражения (исх. от 30.11.2023 № 11/3001), в которых выразил свое несогласие и просил данное решение отменить.

АО «ХАТМАН ГРУПП» считает, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является необоснованным и нарушает права и законные интересы общества. Мотивы, изложенные заказчиком в решении не объективны, носят искажающий характер, а само решение является необоснованным ввиду следующего.

  1. ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу не предоставило необходимую документацию по ранее выполненным работам на объекте предшествующей подрядной организацией, не согласовало необходимость выполнения дополнительных работ, о чем ранее заказчику неоднократно сообщалось.

До настоящего времени на объекте в полном объеме отсутствует рабочая документация со штампом «В производство работ». Документация, приложенная к аукционной документации, является не полной, является стадией «П», и без дополнительных изменений и уточнений не может быть использована для завершения строительства объекта.

Переданная рабочая документация требует корректировки в связи с отсутствием деталировочных решений, в том числе, устройство примыканий, устройство вентилируемых зазоров на кровле, устройство кирпичных перегородок.

Отсутствие исполнительной документации на ранее выполненные работы не дало возможность оценить правильность последующих технологических решений при производстве работ.

С учетом данных обстоятельств, АО «ХАТМАН ГРУПП» было вынуждено выполнить непредвиденные дополнительные виды работ, ранее не учтенные в проектно-сметной документации, требующие затраты дополнительного времени, также неучтенного в графике выполнения строительно-монтажных работ.

2. До настоящего времени ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу не выполнило свои обязательства, предусмотренные контрактом, а именно: не согласовало расходования в полном объеме денежных средств, предусмотренных как аванс по контракту.

Общая сумма денежных средств, перечисленных заказчиком в качестве аванса на казначейский счет АО «ХАТМАН ГРУПП» составила 32 664 150,00 рублей, из которых заказчиком санкционировано на использование – 15 917 726,82 рублей, а именно:

- 22.11.2022 разрешены к использованию денежные средства в размере 4 771 899,83 рублей;

- 10.02.2023 разрешены к использованию денежные средства в размере 11 145 826,99 рублей.

Так, в соответствии с п.п. 5.1.2 и 5.1.16 контракта заказчик выделяет аванс и утверждает расходование авансового платежа. В соответствии с казначейским сопровождением подрядчик обязан подготовить справку в соответствии с электронным бюджетом, с распределением по кодам расходования, к которым можно отнести авансовые платежи на закупку материалов и накладные расходы (заработную плату и т.д.). Данная справка о расходовании с указанием кодов, была подготовлена и загружена в Федеральное Казначейство на полную сумму аванса.

Однако заказчик на совещании в ноябре 2022 года настоял на уменьшении суммы аванса до 5 млн. руб. с подтверждением назначения платежей и приложением подтверждающих документов, что противоречит закону о выделении и доведении до подрядчика авансовых средств.

Таким образом, действия заказчика, создающие препятствия для пользования АО «ХАТМАН ГРУПП» аванса для целей исполнения контракта, негативным образом отразились на сроках выполнения контракта.

  1. Вследствие неполноценного финансирования АО «ХАТМАН ГРУПП» выполнены и приняты заказчиком работы на общую сумму 10 822 261,19 рублей.

Дополнительно в адрес заказчика направлены акты приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-2 и КС-3 на сумму 2 395,8 тыс. рублей с соответствующей исполнительной документацией, которые до настоящего времени находятся на рассмотрении заказчика.

Кроме того, по указанию заказчика выполнены дополнительные работы по монтажу теплотрассы, укладке кирпича, перекрытий, устройству кровли, утепление чердачного перекрытия, устройство фундамента под оборудование на чердаке, установка системы отопления, установка наружных сетей водопровода электричества сумму 2 761,2 тыс. рублей. До настоящего времени данные работы заказчиком не подтверждены и не выполнена корректировка проектной документации.

С учетом изложенного, АО «ХАТМАН ГРУПП» выполнены работу на сумму более 5 млн. рублей, которые заказчиком не приняты.

  1. В связи с уменьшением ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств возникла необходимость в согласовании новых условий контракта, в том числе, цены и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые должны осуществляться в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта» (далее – постановление Правительства РФ № 1090).

Согласно п. 2 постановления Правительства № 1090 в случае, если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг. Сокращение объемов работ при уменьшении цены контракта в данном случае осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства № 1090.

Письмом от 20.09.2023 № 43/ТО/8/1-218000 заказчик уведомил подрядчика о необходимости заключения дополнительного соглашения на уменьшение цены контракта (на сумму отозванных в доход бюджета лимитов бюджетных обязательств размер которой составляет 32 664,15 тыс. рублей), или в случае отсутствия соглашения расторгнуть контракт.

В ответ на данное письмо АО «ХАТМАН ГРУПП» письмом от 04.10.2023 исх. № 10/0403 уведомило ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о готовности заключения дополнительного соглашения с просьбой направить предложения об уменьшении объемов работ, подлежащих выполнению в соответствии с предлагаемым к заключению дополнительным соглашением к контракту.

Письмом от 12.10.2023 № 43/ТО/8/1-23918 заказчик запросил информацию об имеющихся ресурсах для объекта строительства, на что 16.10.2023 исх. № 10/1604 АО «ХАТМАН ГРУПП» направлено предложение в адрес ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о включении в корректируемую смету следующих видов работ: черновая отделка, отделка фасада, отопление внутреннее, электроснабжение и электрооборудование.

Направленные со стороны АО «ХАТМАН ГРУПП» предложения по корректировке сметы контракта, с указанием видов и объемов работ, подлежащих выполнению в связи с уменьшением ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчиком не согласованы.

Для объективной и всесторонней оценки действий (бездействия) сторон контракта АО «ХАТМАН ГРУПП» инициировал проведение строительно-технического экспертного исследования, по результатам которого получено Заключение от 11.12.2023 № 2153, выданное экспертной организацией АНО «Экспертно-Консалтинговый Центр».

Также в материалы рассматриваемого обращения АО «ХАТМАН ГРУПП» представлена переписка сторон по контракту, свидетельствующая о доводах общества.

Кроме того, АО «ХАТМАН ГРУПП» сообщило, что образовано в 2013 году и специализируется на выполнении подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.

Общество наделено правом осуществлять деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Лицензии от 28.02.2023 № МКРФ- 23141 (номер лицензии в Едином реестре учета лицензий Л040-00103-00/00641987).

АО «ХАТМАН ГРУПП» является действующим исполнителем по государственным и муниципальным контрактам, в том числе, в рамках реализации национальных проектов «Демография», «Образование», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», а также исполнения государственного оборонного заказа.

На основании изложенного, АО «ХАТМАН ГРУПП» просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком 21.11.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено в единой информационной системе и получено АО «ХАТМАН ГРУПП».

В соответствии с п. 4.1 контракта, контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2022, а в части выполнения работ, финансовых и гарантийных обязательств до их полного исполнения согласно условиям контракта.

Согласно п. 4.2 контракта дата начала срока выполнения работ считается с даты подписания сторонами контракта.

Согласно п. 4.3 контракта дата окончания срока выполнения всего комплекса работ по контракту до 15.12.2022.

Из п. 4.6 контракта следует, что объем и содержание работ определены проектной, рабочей документацией объекта и контрактом.

В п. 4.7 контракта указано, что виды работ и сроки их выполнения указываются в графике выполнения работ (приложение № 1 к контракту), который разрабатывается подрядчиком в соответствии с техническим заданием, проектной документацией и условиями контракта, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что АО «ХАТМАН ГРУПП» в установленные контрактом сроки не исполнило обязательства по выполнению всего комплекса работ, объект заказчику не сдан.

АО «ХАТМАН ГРУПП» фактически выполнено работ, соответствующих требованиям контракта на сумму 10 822 261,19 рублей, что составляет 16,56 % от цены контракта. Данные работы приняты заказчиком в счет оплаты авансового платежа (акты приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме КС-3 № 1, № 2, № 3).

Дополнительных соглашений о продлении сроков исполнения обязательств по контракту между сторонами не заключалось.

В силу ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при оценке обстоятельств рассматриваемого обращения, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что при исполнении обязательств по контракту между сторонами возник спор в части предоставления необходимой для исполнения обязательств документации, а также санкционирования и использования авансового платежа.

Для объективной и всесторонней оценки действий (бездействия) сторон АО «ХАТМАН ГРУПП» инициировал проведение строительно-технического экспертного исследования, по результатам которого получено Заключение от 11.12.2023 № 2153, выданное экспертной организацией АНО «Экспертно-Консалтинговый Центр».

Согласно представленному в материалы рассматриваемого обращения Заключения от 11.12.2023 № 2153, специалистом АНО «Экспертно-Консалтинговый Центр» сделаны следующие выводы:

1. По первому вопросу: Согласно требованиям нормативно-правовых актов, предъявляемых к аналогичным видам работ, возможно ли производить строительно­-монтажные работы по государственному контракту от 01.09.2022 № 0139100007322000074 без рабочей документации со штампом «в производство работ».

Установлено, что выполнять работы по контракту от 01.09.2022 № 0139100007322000074 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Колония-поселение № 2 (пос. Орлово - Розово, Кемеровская область - Кузбасс) строительство бани-санпропускника с прачечной, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Чебулинский район, поселок 1-й, ул. Северная, д.28 «А», территория ФКУ КП-2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу», без рабочей документации со штампом «в производство работ» на бумажном носителе или в составе пакета электронных документов, заверенных электронной подписью, - не представляется возможным на основании СП 48.13330.2019 «Организация строительства» (п. 5.5, п. 5.8, п. 5.9, п. 5.10, п. 8.1.1, п. 9.1.7), ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации» (п. 4.2.1, п. 5.1.2, п. 8.2.1, п. 8.2.2, п. 8.2.3, п. 8.2.4, п. 8.2.5, п. 8.2.6, п. 8.2.7 приложение Д, приложение Ж).

  1. По второму вопросу: Определить, возможно ли подрядчиком производство работ согласно графику выполнения строительно-монтажных работ по государственному контракту от 01.09.2022 № 0139100007322000074 при имеющихся неучтенных в технической документации работах на стадии подготовительных и общестроительных работ.

ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу не выполнило свои обязательства, предусмотренные контрактом, а именно: не согласовало расходования в полном объеме денежных средств, предусмотренных как аванс по контракту. Общая сумма денежных средств, перечисленных заказчиком в качестве аванса на казначейский счет АО «ХАТМАН ГРУПП» - 32 664 150,00 рублей, из которых заказчиком дано разрешение (санкционировано) на использование исполнителю 15 917 726,82 рублей.

Полное и своевременное авансирование по контракту необходимо было для формирования устойчивых взаимоотношений с поставщиками (с учетом сложностей в логистике) для системных поставок строительных материалов на объект в необходимых объемах (исх. от 16.12.2022 № 12/1603, исх. от 30.11.2023 № 11/3001, исх. от 10.02.2023 № 02/1002, исх. от 05.05.2023 № 05/0511, исх. от 13.11.2023 № 11/1304, исх. от 31.03.2023 № 03/3102, исх. от 27.12.2022 № 12/2702, исх. от 26.12.2022 № 12/2606), что не соответствует п. 2.3 контракта.

Заказчиком не предоставлен полный объем исполнительной документации выполненных предыдущим подрядчиком работ до выхода генерального подрядчика на площадку АО «ХАТМАН ГРУПП». Исполнительная документация, переданная представителю генерального подрядчика, выполнена с существенными нарушениями, а именно: отсутствуют отклонения по вертикали возведенных кирпичных стен от осей на всю высоту, что может повлечь за собой дополнительные работы по выравниванию плоскости стен; при укладке плит не указаны отклонения по каждой стороне плиты; при устройстве перемычек не указаны высотные отметки для проверки высотных отметок проемов, что приводит к дополнительным срокам освидетельствования и согласованию дополнительных видов работ и увеличению сроков строительства, что не соответствует п. 5.1.13 контракта, ст. 720 ГК РФ (исх. от 06.10.2022 № 10/0603, исх. от 07.11.2022 № 11/0701, исх. от 08.11.2022 № 11/0805, исх. от 11.11.2022 № 11/1108, исх. от 02.12.2022 № 12/0203, исх. от 12.05.2023 № 05/1203, исх. от 12.01.2023 № 01/1207).

Установлено, что рабочая документация со штампом «в производство работ» на бумажном носителе или в составе пакета электронных документов, заверенных электронной подписью для выполнения работ по строительству объекта подрядчику не передана.

Кроме того, АО «ХАТМАН ГРУПП» были выполнены дополнительные работы по монтажу теплотрассы, укладке кирпича, очистке и замене кирпичной стены от следов коррозии, перекрытий, устройству кровли, утеплению чердачного перекрытия, устройству фундамента под оборудование на чердаке, установке системы отопления, установке наружных сетей водопровода, электричества на сумму 2 761,2 тыс. руб., не предусмотренные проектно-сметной документацией получившей положительное заключение, о чем сообщается в письмах исх. от 26.12.2022 № 12/2606, исх. от 15.12.2022 № 12/1505, исх. от 12.01.2023 № 01/1207, исх. от 13.01.2023 № 01/1305, исх. от 15.03.2023 № 03/1508, исх. от 12.05.2023 № 05/1203, исх. от 21.09.2023 № 09/2103, исх. от 13.11.2023 № 11/1304.

Также заказчик согласовал выполнение работ собственными силами: теплоснабжение; внутриплощадочные сети водоснабжения В1; тепловой узел (от 17.10.2022 № исх-43/ТО/8/1-23647).

Для выполнения работ по устройству теплотрассы, а также строительства котельной, которая в дальнейшем не сможет обеспечить в полном объеме нагрузку необходимую для полноценной работы бани сан.пропуска, должна была быть предусмотрена проектно-сметная документация, выполненная заказчиком по отдельному договору. Данная документация должна была пройти экспертизу проектной документации и экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости, а также должна быть согласована с балансодержателем данных сетей, согласно п. 11.2, п. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Для полноценной работы бани сан.пропуска без полноценного проекта и расчетов АО «ХАТМАН ГРУПП» не может гарантировать полноценную работу объекта (исх. от 15.12.2022 № 12/1505, исх. от 26.12.2022 № 12/2606, исх. от 15.12.2022 № 12/1505, исх. от 12.01.2023 № 01/1207, исх. от 13.01.2023 № 01/130, исх. от 15.03.2023 № 03/1508, исх. от 12.05.2023 № 05/1203, исх. от 21.09.2023 № 09/2103, исх. от 13.11.2023 № 11/1304).

Заказчиком не была выполнена корректировка проектно-сметной документации по монтажу теплотрассы, мостика кровли, снегозадержателей, переходного мостика на сумму 2 161,2 тыс. рублей (исх. от 13.11.2023 № 11/1304 в ответ на претензии от 30.10.2023 № исх-43/ТО/8/1-25305 и от 07.11.2023№ исх-43/ТО/8/1-26041).

В связи с долгим согласованием со стороны заказчика сведений об устройстве, прокладке и монтажу теплотрассы, а также источнике финансирования и оплате выполненных работ (исх. от 15.03.2023 № 03/1508, исх. от 12.05.2023 № 05/1203, исх. от 21.09.2023 № 039/2103), выполнение работ по внутренней отделке не представлялось возможным, в следствии выполнении дополнительных видов работ, которые не предусмотрены условиями контракта.

Обобщая вышеизложенное, специалистом АНО «Экспертно-Консалтинговый Центр» установлено, что при имеющихся не учтенных проектных решений на дополнительные работы, а также ввиду не предоставленной в полном объеме исполнительной документации, не санкционированного использования денежных средств по контракту, выполнение в срок строительно-монтажных работ согласно графику выполнения работ не представлялось возможным.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что возникшие в ходе исполнения контракта разногласия сторон свидетельствуют о наличии гражданско-правового спора, оценку которому, антимонопольный орган давать не вправе. Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.

Оценивая действия АО «ХАТМАН ГРУПП», направленные на исполнение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы, проведя оценку действий сторон контракта в рамках компетенции, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о совершении АО «ХАТМАН ГРУПП» необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по контракту.

Так обществом предпринимались попытки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, о чем свидетельствует переписка сторон.

Также представляется, что невозможность исполнения обязательств АО «ХАТМАН ГРУПП» могла являться следствием неисполнения заказчиком встречных обязательств по предоставлению необходимой документации, а также санкционированию авансового платежа.

При этом обществом выполнялись дополнительные работы на объекте, не предусмотренные условиями контракта, что также свидетельствует о действиях, направленных на исполнение контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Комиссией Новосибирского УФАС России из представленных сведений и документов установлено, что АО «ХАТМАН ГРУПП» не имело намерений (умысла) отказываться от исполнения контракта, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении АО «ХАТМАН ГРУПП», направленном на неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.

На основании изложенного, сведения в отношении АО «ХАТМАН ГРУПП» включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО «ХАТМАН ГРУПП» (ИНН 5047276074, КПП 504701001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 01.09.2022 №2222320100742001391000073/0139100007322000074 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: Колония-поселение № 2 (пос. Орлово-Розово, Кемеровская область-Кузбасс) строительство бани-санпропускника с прачечной, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Чебулинский район, поселок 1-й, ул. Северная, д.28 «А», территория ФКУ КП-2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу (в рамках государственного оборонного заказа), ИКЗ 221420901327042050100100000934120413, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны