Предупреждение №054/01/15-550/2021 о прекращении действий (бездействия) администрации Тогучинск... от 26 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 054/01/15-550/2021
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
26марта2021 г.г. Новосибирск
В действиях (бездействии) администрации Тогучинского района Новосибирской области (633456, ул. Садовая, д. 9, г. Тогучин,Тогучинский район, Новосибирская область, ИНН: 5438315405, КПП: 543801001)установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренныеч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой установлен запрет Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаетсясоздание дискриминационных условий.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по поручению ФАС России проведен анализ реализуемых и внедряемых в субъектах Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию системы персонифицированного дополнительного образования детей (далее – Система), на предмет соответствия антимонопольному законодательству.
Внедрение Системы на территории Новосибирской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.03.2020 № 39-п «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Новосибирской области» (далее соответственно – Постановление, ПФДОД).
Порядок и условия функционирования системы ПФДОД определяются Правилами ПФДОД в Новосибирской области, утвержденными приказом министерства образования Новосибирской области от 31.03.2020 № 886 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Новосибирской области», нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в целях реализации указанных Правил.
В подпункте 5 пункта 5 Постановления, а также в подпункте 10 пункта 2 раздела I Правил, предусмотрен равный доступ организаций, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, к системе ПФДОД и включения в неё в качестве поставщика образовательных услуг.
Определение предельного объема лимитов бюджетных обязательств для различных типов исполнителей услуг не предусмотрено.
Подход к расчету размера финансового обеспечения единообразный для всех поставщиков образовательных услуг - номинал сертификата персонифицированного финансирования устанавливается в рублях, определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) в программе персонифицированного финансирования. Соответственно, различных размеров сертификатов для организаций, в зависимости от их организационно-правовой формы не предусмотрено.
Отдельных требований и ограничений, в том числе на количество детей, принимаемых на обучение по дополнительным общеобразовательным программа (далее – ДОП) по сертификатам персонифицированного финансирования для организаций, в зависимости от их организационно-правовой формы не предусмотрено.
ДОП включается в реестр образовательных программ персонифицированного финансирования на основании заявления поставщика образовательных услуг и по результатам проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (общественной экспертизы) (далее – НОК ДОП) в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом министерства образования Новосибирской области от 24.12.2019 № 3260 (прилагается). Не предусмотренные действующим законодательством требования к ДОП для их включения в реестр отсутствуют.
Согласно п. 115 Правил № 886, финансовое обеспечение муниципальных образовательных услуг, оказываемых муниципальными образовательными организациями, включенными в реестр поставщиков образовательных услуг, в рамках системы ПФ ДОД, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в установленном органами местного самоуправления порядке посредством предоставления муниципальным образовательным организациям субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, формируемого в соответствующих объемах для муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 120 Правил № 886, финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых частными образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, индивидуальными предпринимателями, государственными образовательными организациями, муниципальными образовательными организациями, в отношении которых органами местного самоуправления, осуществляющего финансовое обеспечение сертификата персонифицированного финансирования, не осуществляются функции и полномочия учредителя, включенными в реестр поставщиков образовательных услуг (далее - иные организации), в рамках системы ПФ ДОД, осуществляется за счет средств бюджета муниципального района и городского округа Новосибирской области посредством предоставления иным организациям грантов в форме субсидии в соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 78.1
Согласно п. 122 Правил № 886, порядок предоставления грантов в форме субсидий иным организациям из бюджетов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 123 Правил № 886, средства грантов в форме субсидии иным организациям подлежат перечислению в соответствии с заключенными с такими организациями (индивидуальными предпринимателями) соглашениями по форме, определяемой финансовыми органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на основании данных о фактическом (прогнозном) объеме реализации образовательных услуг с учетом пунктов 124 - 132 настоящих Правил.
Во исполнение указанных выше положений Правил № 886 администрацией Тогучинского района Новосибирской области принято Постановление от 16.04.2020 года № 385/п/93 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тогучинском районе Новосибирской области».
Однако, вопреки п. 120 Правил № 886 Постановление администрации Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2020 года № 385/п/93 исключает механизм доведения бюджетных средств до муниципальных образовательных организаций, в отношении которых администрация Тогучинского района Новосибирской области не осуществляет функции и полномочия учредителя, поскольку п. 3 указанного Постановления предписано утвердить Порядок предоставления грантов в форме субсидии частным образовательным организациям, организациям, осуществляющим обучение, индивидуальным предпринимателям, государственным образовательным организациям, в отношении которых администрация Тогучинского района Новосибирской области не осуществляет функции и полномочия учредителя, включенных в реестр поставщиков образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования, в связи с оказанием услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках системы персонифицированного финансирования согласно Приложению 2.
Кроме того, в п. 9 Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тогучинском районе Новосибирской области, являющихся приложением 1 к Постановлению администрации Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2020 № 385/П/93 (далее – Правила), также отсутствует механизм доведения бюджетных средств до муниципальных образовательных организаций, в отношении которых органами местного самоуправления Тогучинского района Новосибирской области не осуществляются функции и полномочия учредителя, включенным в реестр поставщиков образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования.
При этом и в Порядке предоставления грантов в форме субсидии частным образовательным организациям, организациям, осуществляющим обучение, индивидуальным предпринимателям, государственным образовательным организациям, в отношении которых администрация Тогучинского района Новосибирской области не осуществляет функции и полномочия учредителя, включенных в реестр поставщиков образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования, в связи с оказанием услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках системы персонифицированного финансирования, являющемся Приложением 2 к постановлению администрации Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2020 № 385/П/93 (далее – Порядок), также отсутствует механизм доведения бюджетных средств до муниципальных образовательных организаций, в отношении которых органами местного самоуправления Тогучинского района Новосибирской области не осуществляются функции и полномочия учредителя, включенным в реестр поставщиков образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Таким образом, в действиях администрации Тогучинского района Новосибирской области, выразившихся в принятии Постановления от 16.04.2020 года № 385/П/93 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тогучинском районе Новосибирской области» и утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии частным образовательным организациям, организациям, осуществляющим обучение, индивидуальным предпринимателям, государственным образовательным организациям, в отношении которых администрация Тогучинского района Новосибирской области не осуществляет функции и полномочия учредителя, включенных в реестр поставщиков образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования, усматриваются признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательствапутем совершения следующих действий:
1) внесения изменений в п. 3 Постановления администрации Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2020 года № 385/П/93 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тогучинском районе Новосибирской области», дополнив п. 3 Постановления администрации Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2020 года № 385/П/93 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тогучинском районе Новосибирской области», включив в перечень организаций, которым необходимо предоставить гранты в форме субсидий муниципальные образовательные организации, в отношении которых органами местного самоуправления Тогучинского района Новосибирской области не осуществляются функции и полномочия учредителя;
2) внесения изменений в п. 9 Правил, дополнив перечень исполнителей услуг муниципальными образовательными организациями, в отношении которых органами местного самоуправления Тогучинского района Новосибирской области не осуществляются функции и полномочия учредителя;
3) внесения изменений в наименование Порядка и п. 1, пп. 3 п. 3 Порядка, дополнив перечень исполнителей услуг муниципальными образовательными организациями, в отношении которых органами местного самоуправления Тогучинского района Новосибирской области не осуществляются функции и полномочия учредителя.
Указанное предписание необходимо исполнитьв срок до 10.06.2021 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.