Заключение №054/01/15-444/2020 в отношении администрации г. Искитима Новосибирской области от 1 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела № 054/01/15-444/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

01 марта 2021                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело №  054/01/15-444/2020, возбужденное 16.03.2020 по признакам нарушения администрацией г. Искитима Новосибирской области (ул. Пушкина, 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209, ОГРН: 1035404788210, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: 5446112631, КПП: 544601001) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

 …

 

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области (вх. №12514э от 29.10.2019г.; №12940 от 06.11.2019г.) по вопросу исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Искитимакиоска  ИПКачисова П.М., расположенного по адресу мкр. Индустриальный 31.

По результатам рассмотренных материалов в действиях администрации г. Искитима Новосибирской области выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в незаконном исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Искитимакиоска  ИПКачисова П.М., расположенного по адресу мкр. Индустриальный 31.

На основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции»Администрации г. Искитима Новосибирской области было выдано Предупреждение №054/01/15-130/2020 от 27.01.2020г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Для исполнения предупреждения Администрации г. Искитима Новосибирской области необходимо было в срок до 28.02.2020г. осуществить действия, направленные на включение киоска «Куры-гриль» ИП Качисова П.М. в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Искитимана прежнее место (мкр. Индустриальный 31) либо на равнозначное по коммерческой привлекательности место.

О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в течении трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, то есть до 03.03.2020г.

Администрация г. Искитима не исполнила предупреждение, обратилась в Арбитражный суд НСО с заявлением о признании предупреждения №054/01/15-130/2020 от 27.01.2020г. недействительным.

Решением Арбитражного суда НСО по делу №45-8577/2020 от 21.092020г., оставленным без изменения Постановлением седьмого Арбитражного суда от 04.12.2021г., в удовлетворении заявленных администрацией г. Искитима требований отказано.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч.12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации г. Искитима Новосибирской области возбуждено дело № 054/01/15-444/2020 (Приказ № 45 от 16.03.2020 года) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Администрация г. Искитима предоставила следующие пояснения по делу.

Во исполнения предупреждения№054/01/15-130/2020 от 27.01.2020г., администрация г. Искитима НСО письмом №01-3-17-12124 от 21.12.2020г. предложила рассмотреть возможность установки нестационарного торгового объекта по адресным ориентирам в городской зоне II той же категории, где располагался киоск ИП Качисова П.М. и категории I, т.е. более привлекательной.

Однако, ИП Качисов П.М. не получил заказное письмо, которое вернулось обратно в администрацию г. Искитима.

 

Рассмотрев материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Решением Совета депутатов г. Искитима Новосибирской области от 23.12.2015 № 464 «Об утверждении положения о нестационарных торговых объектах на территории города Искитима Новосибирской области» утверждено положение о нестационарных торговых объектах на территории города Искитима Новосибирской области (далее – Положение).

Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, Уставом города Искитима и регулирует размещение нестационарных торговых объектов на территории города Искити-ма, порядок демонтажа и осуществления контроля за их размещением и эксплуатацией.

Согласно пункту 2.2 части 2 Положения размещение нестационарных торговых и мобильных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых и мобильных торговых объектов, утверждаемой постановлением администрации города Искитима (далее - схема размещения нестационарных объектов).

В соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Искитима, утвержденной Постановлением администрацией города Искитима №1304 от 06.06.2015г., нестационарный объект (киоск) «Куры-гриль», расположенный по адресу мкр. Индустриальный 31 включен в схему размещения нестационарных объектов под номером 73.

Согласно договору аренды №1226/1.3 от 18.06.2016г. администрация г. Искитима предоставляет ИП Качисову П.М. право на использование земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта киоска «Куры-гриль».

Пунктом 3.16 части 3 Положения установлено, что по истечении срока действующего договора аренды на земельный участок или на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют преимущественное право на заключение нового договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

После окончания данного договора ИП Качисов П.М. направил в адрес главы города Искитима заявление от 28.06.2017г. о заключении договора на размещение киоска «Куры-гриль» на 5 лет по адресу мкр. Индустриальный 31. На данном письме стоит печать администрации г. Искитима и подпись начальника отдела по труду <...>с пометкой «Согласовано».

Таким образом, ИП Качисову согласовано размещение киска «Куры-гриль» до 28.06.2022года.

В целях актуализации Схемы размещения нестационарных объектов администрация г. Искитима постановлением №848 от 04.06.2018г. исключила из схемы размещения нестационарных объектов киоск ИП Качисова П.М., размещенный по адресу мкр. Индустриальный 31.

В соответствии с пояснениями администрации г. Искитима (вх. №14792 от 02.12.2019г.) данное место было исключено из схемы в связи с реализацией проекта по реконструкции здания магазина другого хозяйствующего субъекта (ИП Болтрукевич А.В).

Таким образом, ИП Качисову П.М. созданы дискриминационные условия для осуществления хозяйствующей деятельности.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения.

Тогда как, в соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рас-смотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

По правилам статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления,определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке,установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).

Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» признаками ограничениями конкуренции в частности является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (без-действия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который в том числе регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данный земельный участок использовался хозяйствующим субъектом под установку нестационарного торгового объекта с целью получения доходов от эксплуатации торгового киоска. При этом, нестационарный объект, размещенный на земельном участке являлся функционирующим на момент исключения его из схемы размещения нестационарных объектов.

Исключение киоска ИП Качисова П.М. из схемы размещения нестационарных объектов, при наличии данного нестационарного торгового объекта в схеме приводит или может привести к прекращению осуществления предпринимательской деятельности данным хозяйствующим субъектом.

В то же время, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ), которые не должны противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О за-щите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Феде-рации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях (бездействии) администрации г. Искитима, выразившихся в исключении киоска «Куры-гриль» ИП Качисова П.М., расположенного по адресу мкр. Индустриальный 31 из схемы размещения нестационарных объектов г. Искитима, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИСКИТИМА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5446112631, ОГРН 1035404788210