Решение №054/01/18.1-2171/2022 жалоба ООО «ТрейдПоставка» на действия МУП г. Новосибирска «... от 22 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-2171/2022

 

22 декабря 2022 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев жалобу ООО «ТрейдПоставка» (вх. №19555-ЭП/22 от 05.12.2022) на действия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении закупки на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида  алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32211813756).

в присутствии <...>

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ТрейдПоставка» (вх. №19555-ЭП/22 от 05.12.2022) на действия заказчика/организатора торгов- МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении закупки на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32211813756).

Заявитель сообщает следующее.

Закупка 32211813756 была признана Заказчиком несостоявшейся по причине: «до окончания проведения аукциона только один из допущенных к участию в аукционе участников подал свое ценовое предложение и комиссией принято решение о соответствии только одной второй части заявки на участие в электронном аукционе».

ООО «Трейдпоставка» подало заявку на участие в указанных торгах и его заявка была допущена и признана соответствующей как обязательным, так и квалификационным требованиям.

Согласно итоговому протоколу в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся, закупочная комиссия решила рекомендовать заказчику, заключить договор с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных аукционной документацией, в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «Гороводоканал» (далее- Положение о закупках).

Одновременно в план закупок Заказчиком была внесена новая планируемая закупочная процедура - проведение закупки у Единственного поставщика по предмету аукциона.

Из чего следует, что договор с ООО «Трейдпоставка» по итогам несостоявшейся процедуры не будет заключен.

Вместе с тем Положение о закупках заказчика не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, на что ссылается Заявитель, не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников, как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо. Оценка положений закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенная Заказчиком процедура удовлетворяет понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Положениями статей 447-448 названного кодекса не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем. Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения «иных форм» из числа торгов. Положениями статей 447-448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем, поскольку возможность проведения торгов в формах иных, помимо конкурса и аукциона, не снимает с заказчиков обязанности по заключению договора с победителем торговой процедуры; исключений для таких форм отбора контрагента действующим ГК РФ не установлено.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.

Проводимая заказчиком конкурентная процедура является торгами. В свою очередь предусмотренный заказчиком механизм, оставляющий за собой право отказываться от заключения договора, нарушает баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создает незаконные, необоснованные преимущества для Заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора с победителем.

В то же время, для победителя предусмотрена обязанность по заключению договора, а также неблагоприятные последствия в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Из положений пункта 4 статьи 447 ГК РФ не следует, что при проведении торгов в иной, помимо конкурса и аукциона форме, у организатора отпадает обязанность по заключению договора с победителем.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках) является рамочным и в полной мере не регулирует всего комплекса правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, положение о закупках не может.

Нормы, предусмотренные Положением о закупках и закупочной документацией в части наделения Заказчика правом отказаться от заключения договора, противоречат требованиям статей 1, 10, 447 ГК РФ, статей 3, 4 Закона о закупках, в связи с чем не подлежат применению и не могут являться основанием для отказа от заключения договора с обществом. Применению подлежат нормы действующего законодательства, регулирующие порядок проведения торгов и заключения договоров.

В связи с чем, процедура закупки подлежит завершению по правилам пункта 1 статьи 447 ГК РФ. В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей.

По мнению подателя жалобы, в действиях Заказчика содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 29 статьи 3.4 Закона о закупках, пункта 1 статьи 447 ГК РФ.

 

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» представило следующие возражения на жалобу ООО «ТрейдПоставка».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках закупочная деятельность МУП г. Новосибирска «Горводоканал» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «Горводоканал», размещенным в единой информационной системе (далее - Положение о закупке МУП г. Новосибирска «Горводоканал»).

Согласно подпункту 2 пункта 8.13.4 Положения и разделу 8 документации об аукционе в электронной форме, в случае если конкурентная процедура закупки признана несостоявшейся, закупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

До окончания проведения аукциона в электронной форме только один из допущенных участников подал свое ценовое предложение, в связи с чем, аукцион в электронной форме в соответствии с требованиями части 5 статьи 447 ГК РФ и пункта 7 раздела 7 документации об аукционе в электронной форме был признан несостоявшимся (Протокол подведения итогов аукциона № 2550945 от 24.11.2022).

Согласно требованиям пункта 8.13.1 Положения в целях осуществления закупки у единственного поставщика Заказчиком была определена и обоснована цена договора методом сопоставимых рыночных цен на основе коммерческих предложений ООО «Сибресурс», ООО «ТрейдПоставка», ООО «Алхим».

В связи с тем, что наименьшая цена договора была предложена ООО «Сибресурс», договор был заключен 02 декабря 2022 года с данным поставщиком (№ в реестре договоров ЕИС 55411100875220012570000).

Податель жалобы утверждает, что в действиях Заказчика содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 29, статьи 3.4 Закона о закупках от 18.07.2011г. № 223- ФЗ, пункта 1 статьи 447 ГК РФ. Это мнение считаем ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом выигравшим торги, но согласно протоколу подведения итогов аукцион признан несостоявшимся и победителя аукциона в данном случае нет.

Согласно пункту 29 статьи 3.4 Закона о закупках от 18.07.2011г. № 223-Ф3 договор по результатам конкурентной закупки заключается в соответствии с условиями документации о конкурентной закупки. В соответствии с разделом 8 документации об аукционе в электронной форме, если аукцион признан несостоявшимся Заказчик вправе повторно объявить о проведении аукциона, отказаться от повторного проведения аукциона, либо вынести на рассмотрение руководителя Заказчика или уполномоченным им лицом вопрос о проведении конкурентной процедуры отличной от аукциона или о заключении договора с единственным поставщиком.

В силу вышеизложенного заказчик считает, что аукцион в электронной форме на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32211813756) проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского У ФАС России установила следующее.

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» в своей закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках.

Согласно части 1  статьи 2 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Приказом директора МУП г. Новосибирска «Горводоканал» в редакции от 09.12.2022 утверждено Положение о закупке МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

02.11.2022 МУП г. Новосибирска «Горводоканал» объявлено о проведении закупки на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32211813756).

Дата начала срока подачи заявок - 02.11.2022 00:00.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 18.11.2022 09:00.

Начальная цена 59 160 000,00 руб.

На участие поступили 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям закупочной документации.

До окончания проведения аукциона только один из допущенных к участию в аукционе участников подал свое ценовое предложение и комиссией принято решение о соответствии только одной второй части заявки на участие в электронном аукционе - электронный аукцион признан несостоявшимся (протокол подведения итогов аукциона от 24.11.2022).

Так, ООО «ТрейдПоставка» подало ценовое предложение в размере 58 864 200,00 руб., с НДС.

В связи с признанием электронного аукциона (извещение ЕИС № 32211813756) «Поставка коагулянта на основе полиоксихлорида алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» несостоявшимся, в соответствии с условиями аукционной документации и Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «Горводоканал» - если аукцион признан несостоявшимся Заказчик вправе принять решение о заключении договора с единственным Поставщиком.

При этом договор заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (извещение ЕИС № 32211813756), и цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении аукциона (Начальная максимальная цена 59 160 000,00руб).

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» направило в адрес ООО «ТрейдПоставка», ООО «Сибресурс», ООО «Алхим».

02.12.2022 МУП г. Новосибирска «Горводоканал» заключило договор № 5 с ООО «Сибресурс». Цена договора составила 52 200 000 руб.

Давая оценку изложенным обстоятельствам, необходимо отметить, что согласно пункту 8 Аукционной документации, если аукцион признан несостоявшимся Заказчик вправе:

- повторно объявить о проведении аукциона;

- отказаться от повторного проведения аукциона;

- вынести на рассмотрение руководителем Заказчика или уполномоченным им лицом вопрос о проведении конкурентной процедуры отличной от аукциона;

- вынести на рассмотрение руководителем Заказчика или уполномоченным им лицом вопрос о заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). 

При этом договор должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении аукциона.

 Аналогичная норма содержится в пункте 8.4.5.1 Положения о закупке МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

Таким образом, ни закупочная документация рассматриваемых торгов, ни Положение о закупках МУП г. Новосибирска «Горводоканал» не допускают возможность заключения договора с единственным участником конкурентной процедуры торгов.

Вышеизложенные обстоятельства допускают произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов) в вопросе о заключении такого договора (в т.ч. дает право заключение договора с третьими лицами).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России также пояснил, что Заказчик в соответствии с Положением о закупке и закупочной документацией вправе отказать в заключении договора участнику закупки в случае признания торгов несостоявшимися и допуска к участию в закупочной процедуре одного участника.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что признание торгов несостоявшимися на указанном основании (подана единственная заявка, которая соответствует требованиям документации) не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (заказчик имеет возможность заключить договор с единственным участником, предложение которого является конкурентным, соответствует закупочной документации, а она, в свою очередь, не ограничивает условия для свободной конкуренции).

Схожая позиция сформулирована в письме ФАС России от 19.03.2020г. № МЕ/22136/20, которым установлено, что согласно части 2 статьи 2  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Кроме того, согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

ФАС России отмечает, что по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации.

Таким образом, при проведении рассматриваемой закупки Заказчик должен руководствоваться в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом признания равенства участников регулируемых им отношений в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено право Заказчика отказаться от заключения договора с победителем.

Согласно части 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

В соответствии с частью 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Частью 1 статьи 438 ГК РФ установлено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

При этом подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты, в случае, если заявка соответствует всем требованиям закупочной документации, в связи с чем у Заказчика возникает обязанность заключить договор с единственным допущенным участником на условиях, предусмотренных закупочной документацией.

Те обстоятельства, при которых заключение или незаключение договора с участником полностью зависит от волеизъявления Заказчика, что нарушает принцип равноправия сторон публичных правоотношений.

Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. Кроме того, оно не может изменять правовое регулирование, установленное федеральным законодательством для проведения торгов, и должно применяться в той мере, в которой не противоречит нормам Гражданского кодекса.

Учитывая изложенное, Новосибирского УФАС России России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения конкурентной закупки (в совокупности с не проведением повторных торгов), ввиду признания закупки несостоявшейся, являются неправомерными, поскольку по результатам проведения конкурентной процедуры, соответствующего всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках возникает обязанность заключить договор с единственным участником закупки, в том числе при наличии одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации о конкурентной закупке (при отсутствии невозможности проведения повторных торгов).

Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено исключений в части отказа от заключения договора по результатам проведения закупочной процедуры в виде признания процедуры несостоявшейся.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе от заключения договора с Заявителем (в совокупности с отказом от проведения повторных торгов), противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

 Сформулированные выше выводы Комиссии Новосибирского УФАС России подтверждаются правоприменительной практикой ФАС России (Решение ФАС России от 13.10.2022 по делу N 223ФЗ-399/22, предписание ФАС России от 13.10.2022 по делу N 223ФЗ-399/22)

Кроме того, оценка неправомерности установления положений о возможности отказа от заключения договора (по результатам конкурентной закупки) с добросовестным участником торгов дана Верховным Судом Российской Федерации  (Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2021 N 305-ЭС20-24181 по делу N А40-250588/2019, Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N 305-ЭС22-5853 по делу N А40-36361/2021, Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983 по делу N А40-222844/2020).

Верховный суд РФ отмечает обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что отказ организатора торгов от заключения договора с единственным участником, чья заявка была допущена к конкурентной процедуре, произведен в нарушение норм действующего законодательства.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что при изготовлении настоящего решения в полном объёме было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации», которое подтверждает сформулированные выводы по существу жалобы, разрешает спор об обязанности заказчика заключить договор по результатам проведения конкурентной процедуры в рамках Закона о закупках.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на соблюдение баланса прав и свобод заказчика (организатора торгов).

В отличие от правоотношений, складывающихся на основе норм ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок», организатор обязательных торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должен руководствоваться положением о закупке, а уполномоченные государственные органы, следуя требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, не вправе, не считаясь с волей организатора торгов, нарушать принципы свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Тем не менее, хотя лица, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не являются органами публичной власти, наличие публичных элементов в их статусе или в составе участников либо выполнение ими публично значимых функций во всяком случае предполагают повышенные требования к урегулированности правоотношений с их участием с учетом применимости к таким закупкам требования о поддержании доверия к действиям публичных субъектов.

Не должны создаваться и условия для ограничения конкуренции, для произвольного усмотрения в правоотношениях, в которых затрагиваются интересы иных лиц - потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг, порождающего в том числе коррупционные риски. Соответственно, условием реализации указанных принципов является отсутствие в положении о закупке предписаний, создающих условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Поэтому документами, регламентирующими закупки, включая соответствующее положение о закупке, не должна допускаться ситуация, когда заказчик (организатор торгов) действовал бы в отношениях с единственным участником торгов по своему произвольному усмотрению, не основанному на какой-либо регламентации, определенным образом предписывающей его поведение при признании торгов несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов.

Конституционный суд постановил, что не предполагается обязанность заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если в положении о закупке, принятом в соответствии с данным Федеральным законом, прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно.

Когда же в названном документе подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов) в вопросе о заключении такого договора, признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (заказчик имеет возможность заключить договор с единственным участником, предложение которого является конкурентным, соответствует закупочной документации, а она, в свою очередь, не ограничивает условия для свободной конкуренции).

Конституционный Суд РФ отмечает, что если организатор торгов имеет возможность выбора - либо заключить договор с участником закупочной процедуры, в отношении которого было принято решение о заключении договора, либо объявить ее повторно, то само по себе это не вступает в противоречие с основными началами гражданского законодательства, включая осуществление гражданских прав своей волей и в своем интересе и свободу договора.

 

Таким образом, МУП «Горводоканал», не заключив договор по результатам аукциона на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» с единственным участником закупки ООО «ТрейдПоставка» (в совокупности с бездействием по проведению повторных торгов), допустило нарушение порядка организации и проведения торгов.

Пункт 8.4.5.1 Положения о закупках МУП г. Новосибирска «Горводоканал»,  (в действующей на момент принятия настоящего решения редакции) противоречит Закону о закупках, ГК РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20  ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТрейдПоставка» (вх. №19555-ЭП/22 от 05.12.2022) на действия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении закупки на поставку коагулянта на основе полиоксихлорида  алюминия для водоподготовки на сооружениях МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32211813756) обоснованной.
  2. Выдать МУП г. Новосибирска «Горводоканал» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны