Решение №054/01/15-378/2019 в отношении Территориального фонда медицинского страхования ... от 21 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/15-378/2019

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2019 года                                 г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 31 мая 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 054/01/15-378/2019 от 15.03.2019 года, возбужденное в отношении Территориального фонда медицинского страхования Новосибирской области (далее - ТФОМС НСО; 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, д. 42А; ОГРН: 1025402475020, дата присвоения ОГРН: 12.11.2002 года, ИНН: 5406019019, КПП: 540601001) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

заявителя – Федеральное государственное унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГУП «Московское ПрОП»): <...> (по доверенности от 09.01.2019 года № 10/01-1),

ответчика – ТФОМС НСО: <...> (по доверенности от 27.12.2018 № 6382-07),

УСТАНОВИЛА:

Новосибирским УФАС России рассмотрено обращение (вх. № 8598 от 16.10.2018 года) Федерального государственного унитарного предприятия «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Территориального фонда медицинского страхования Новосибирской области (далее - ТФОМС НСО) по отказу во включении ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России, в том числе Филиала «Новосибирский» ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России, в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.

По результатам рассмотрения указанного обращения в действиях ТФОМС НСО были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

16.01.2019 года ТФОМС НСО было выдано Предупреждение № 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на повторное рассмотрение уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, Новосибирского филиала ФГУП «Московское ПрОП» с учетом требований, установленных Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 года № 158н, в срок до 25.02.2019 года. О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Новосибирское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

ТФОМС НСО не выполнила Предупреждение № 2 от 16.01.2019 года в установленный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 38 от 15.03.2019 года о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В своих объяснениях по делу ТФОМС НСО сообщил следующее.

ФГУП «Московское ПрОП» направило 25.07.2018 года в ТФОМС НСО правоустанавливающие документы и Уведомление о включении его в Реестр медицинских организаций.

Рассмотрев представленные документы 16.08.2018 года ФГУП «Московское ПрОП» было сообщено о том, что предприятие не может быть включено в Реестр медицинских организаций.

Невозможность указанного включения обусловлена следующим.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 323-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам Закона № 323-ф3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам Закона № 323-ФЗ применяются нормы Закона № 323-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона № 323-ФЗ Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

В названном положении определены носители правоспособности в отношениях регулируемых Законом № 323-ФЗ. Закон отдельно в качестве самостоятельных субъектов указывает медицинские организации, иные организации, индивидуальных предпринимателей.

Законом № 323-ФЗ (пункт 11 статьи 2) дано определение понятию «медицинская организация» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

При этом данная норма содержит дополнение, согласно которому положения Закона № 323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Закона № 323-ФЗ к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Положение подтверждает и закрепляет самостоятельность, обособленность видов субъектов - «медицинские организации», «иные организации», «индивидуальные предприниматели».

При этом видовое объединение субъектов, приравнивание к «медицинским организациям» допускается исключительно для индивидуальных предпринимателей. При этом о «иных организациях» сказано только, что к ним применяются положения Закона № 323-ФЗ в части медицинской деятельности.

Иные организации - это самостоятельный вид субъектов в сфере охраны здоровья, которые осуществляют медицинскую деятельность, но не являются медицинскими организациями и таковыми не могут признаваться.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 года № 529н установлена номенклатура медицинских организаций.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона № 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.

Состав участников системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), установлен в статье 9 Закона № 326-ФЗ. Наряду с территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями, участниками системы ОМС являются медицинские организации (статья 9 Федерального закона № 326-ФЗ).

Именно медицинские организации непосредственно участвуют в обеспечении ОМС, предоставляя страховое возмещение по ОМС в виде оказания необходимой медицинской помощи застрахованным лицам.

При этом не все медицинские организация автоматически признаются участниками ОМС, а только те, которые заявляют о своем желании участвовать в системе ОМС.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр МО в сфере ОМС), организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Исходя из анализа совокупности приведенных норм законодательства, следует, что для осуществления деятельности в системе ОМС юридическое лицо должно отвечать следующим критериям соответствия:

- быть медицинской организацией;

- иметь право на осуществление медицинской деятельности;

- быть включенной в реестр МО в сфере ОМС.

Отсутствие у юридического лица одного их названных критериев делает невозможным отнесение его к медицинским организациям, осуществляющим деятельность (участвующим) в системе ОМС.

Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд. Форма уведомления о включении медицинской организации в названный реестр установлена в Приложении № 7 Методических указаний по предоставлению информации в сфере ОМС, утвержденных ФФОМС от 30.12.2011года.

Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом (части 2, 3 статьи 15 Федерального закона 326-ФЗ).

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 09.07.2013 года № 11-8/10/2-4936 «О деятельности медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования», на основании пункта 92 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом

Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 года № 158н, медицинская организация, имеющая право на осуществление медицинской деятельности, для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, направляет уведомление о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - уведомление) на бумажном носителе или в электронном виде до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования с указанием следующих сведений:

1) полное наименование медицинской организации;

2) краткое наименование медицинской организации;

3) адрес (место) нахождения медицинской организации;

4) КПП;

5) ИНН;

6) организационно-правовая форма медицинской организации;

7) фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факс руководителя, адрес электронной почты;

8) наименование, номер <...> дата выдачи и дата окончания действия разрешения на медицинскую деятельность;

9) виды медицинской помощи, оказываемые в рамках территориальной программы.

Также необходимо представить заверенные копии документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в уведомлении:

1. копии учредительных документов (устав, положение);

2. копии документов, подтверждающих право подписи уполномоченного лица (приказ о назначении и др.);

3. копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

4. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5. копия выписки из Единого государственного реестра юридических

лиц;

6. копия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

На основании представляемых документов определяются основные направления деятельности организации, и сведения об основных и дополнительных видах ее деятельности.

Правовая экспертиза уведомления и копий документов, представленных ФГУП «Московское ПрОП», установила следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 года № 60, осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов возложено на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России).

Минтруд России осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные министерству организации, в том числе через создаваемые федеральные государственные унитарные предприятия (пункты 10.15 постановления Правительства РФ от 19.06.2012 года № 60).

Согласно Уставу федерального государственного унитарного предприятия «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.08.2009 года № 639 (в ред. от 27.08.12; 15.10.15 № 726; 05.10.2016 № 556), предприятие находится в ведении Минтруда России, и создано для решения социальных задач, определенных полномочиями министерства.

Деятельность ФГУП «Московское ПрОП» направлена на оказание услуг по обеспечению населения техническими средствами реабилитации и реабилитационных услуг.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.07.2018 года № ЮЭ9965-18-5788784 основным видом деятельности предприятия по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является «13.92 Производство медицинских инструментов и оборудования».

Для отнесения организации к числу медицинских организаций, в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по ОКВЭД. Сведения об основном виде деятельности» в качестве основного вида деятельности указывается деятельность соответствующая коду ОКВЭД «Деятельность в области здравоохранения».

Кроме того, решение о создании медицинских организаций согласно виду медицинской деятельности в форме федеральных государственных унитарных предприятий принимает министерство здравоохранения Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608и приказ Минздрава России от 06.08.2013 № 529н).

При проведении проверки уведомления и документов, представленных в ТФОМС НСО, на соответствие их требованиям законодательства в области здравоохранения был сделан обоснованный вывод: ФГУП «Московское ПрОП» не является медицинской организацией, а относится к числу иных юридических лиц, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, в связи с чем не может быть включено в Реестр медицинских организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 323-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам Федерального закона № 323-ФЗ. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам Федерального закона № 323-ФЗ применяются нормы именно Федерального закона № 323-ФЗ.

В приведенной норме закреплено верховенство Федерального закона № 323-ФЗ над иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в сфере охраны здоровья.

Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона № 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 326-ФЗ).

Федеральный закон № 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношение и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 326-ФЗ одним из участников ОМС, на ряду с территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями, являются медицинские организации.

Легитимное понимание термина «медицинская организация» для сферы здравоохранения дано Федеральным законом 323-ФЗ, именно такое понимание воспринято Федеральным законом 326-ФЗ.

В связи с тем, что медицинская организация может работать как вне системы ОМС, так, может подать уведомление, и работать в системе ОМС, в части 1 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ установлено понятие «медицинская организация в сфере ОМС». К таковым относятся организации любой предусмотренной законодательством организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС.

Из данной нормы следует, что в системе ОМС может работать организация любой организационно-правовой формы, но она всегда изначально должна быть медицинской организацией.

Медицинскую деятельность, в силу закона, возможно осуществлять только при наличии лицензии на право оказания медицинской помощи по соответствующим виду и специальности. Лицензия выдается соискателю (медицинской организации или иному юридическому лицу, осуществляющему наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность) при соответствии его лицензионным требованиям. При этом получение лицензии на медицинскую деятельность не влечет изменение вида организации, а только подтверждает право на осуществление соответствующей деятельности.

Являясь социальным учреждением, ФГБП «Московское ПрОП» при реализации своих полномочий в социальной сфере предоставляет медицинские услуги (оказывает медицинскую помощь) на основании выданной лицензии, однако исполнение данных функций, не превращает данное предприятие автоматически в медицинскую организацию.

Порядок включения медицинской организации в Реестр медицинских организаций урегулирован Федеральным законом № 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года № 158н.

Названные акты определяют последовательность действий медицинской организации, имеющей желание участвовать в системе ОМС субъекта Российской Федерации.

Для медицинских организаций, желающих осуществлять деятельность в системе ОМС, предусмотрен уведомительный характер для включения в Реестр медицинских организаций.

В связи с тем, что ФГУП «Московское ПрОП» не является медицинской организацией в силу закона, на него не может распространяться указанный порядок, оно не может заявляться на участие в системе ОМС и оно не может быть включено в Реестр медицинских организаций.

Таким образом, ограничение установлено федеральным законом.

Решение ТФОМС НСО о невозможности включения ФГУП «Московское ПрОП» в реестр медицинских организаций в сфере ОМС было вынесено по результатам объективного, всестороннего рассмотрения пакета документов учреждения, в соответствии с требованиями законодательства.

Более того, отказ во включении «иных юридических лиц, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность» в Реестр медицинских организаций был предметом судебного разбирательства.

Арбитражный суд Новосибирской области, Седьмой Арбитражный апелляционный суд указали, что участником системы ОМС может стать только медицинская организация в соответствии с Законом № 323-ФЗ (А45- 213 84/2016, 07АП-1513/2017).

В ходе рассмотрения имеющихся материалов установлено следующее. 

Согласно пункту 9 статье 3, частям 1, 6 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 33, пунктом 15 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный фонд ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а Территориальный фонд ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1-3 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети «Интернет» и может дополнительно опубликовываться иными способами.

Порядок ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования установлен разделом VI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 года № 158н (далее – Правила ОМС), согласно которым Территориальный фонд вносит медицинскую организацию в реестр медицинских организаций и присваивает реестровый номер.

Как следует из пункта 92 Правил ОМС, медицинская организация, имеющая право на осуществление медицинской деятельности, для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, направляет уведомление о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - уведомление), на бумажном носителе или в электронном виде до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 92 Правил ОМС, в том числе, наименование, номер <...> дату выдачи и дата окончания действия разрешения на медицинскую деятельность.

В случае направления уведомления в электронном виде медицинская организация в течение семи рабочих дней с даты направления уведомления представляет в территориальный фонд копии документов, заверенные подписью руководителя медицинской организации и печатью медицинской организации, подтверждающие сведения, указанные в пункте 92 Правил ОМС.

При представлении уведомления на бумажном носителе одновременно представляются копии данных документов. В день получения документов территориальный фонд осуществляет проверку их на соответствие сведениям, предусмотренным пунктом 92 Правил ОМС, при установлении соответствия данных вносит медицинскую организацию в реестр медицинских организаций и присваивает реестровый номер (пункт 94 Правил ОМС).

Представитель медицинской организации вправе присутствовать при проверке соответствия документов и сведений, указанных в уведомлении (пункт 95 Правил ОМС).

При выявлении несоответствия представленных документов сведениям, представленным в уведомлении в соответствии с пунктом 93 Правил ОМС, медицинской организации предлагается внести уточнения в уведомление с учетом срока, установленного частью 2 статьи 15 Федерального закона (пункт 97 Правил ОМС).

Из изложенного следует, что порядок вступления медицинских организаций в отношения обязательного медицинского страхования является уведомительным. Единственное законодательно установленное ограничение - это ограничение по времени подачи уведомлений. При полном соответствии сведений, указанных в уведомлении согласно пункту 92 Правил ОМС, представленному в соответствии с пунктом 94 Правил ОМС организацией пакету документов, ТФОМС не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр.

Из материалов дела следует, что «Новосибирский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России направил в ТФОМС НСО соответствующее уведомление (исх. № 01/180 от 28.08.2018 года) с соблюдением требований пункта 92 Правил ОМС.

В соответствии с письмом от 31.08.2018 года исх. № 4149-13 ТФОМС НСО отказал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России (Новосибирский филиал) во включении в Реестр медицинских организаций, в связи с тем, что оно не является медицинской организацией, имеет статус «иной организации, осуществляющей наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность».

Новосибирское УФАС России не принимает данный довод, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся организации любой предусмотренной законодательством организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в Реестр в соответствии с настоящим федеральным законом. Заявитель имеет право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с лицензией. При этом в Реестр он должен быть включен на основании уведомления, предусмотренного частью 2 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ. Территориальный фонд не вправе отказать во включении в реестр медицинских организаций организации, имеющей право на осуществление медицинской деятельности.

ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России представило Лицензию
№ ФС-54-01-002151 от 14.07.2017 года на осуществление медицинской деятельности. Кроме того, пунктом 2.2.3 Устава ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.08.2009 года № 639, определено, что предприятие осуществляет в том числе медицинскую деятельность.

Таким образом, отказ ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России во включении в реестр не основан на действующем законодательстве.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на рынке медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области с 01.07.2018 года по 31.03.2019 года, выполненному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, действиях ТФОМС НСО по отказу ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Новосибирской области в 2019 году, привели к сокращению количества хозяйствующих субъектов, которые могли бы осуществлять деятельность на исследуемом рынке.

Таким образом, действия ТФОМС НСО по отказу ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Новосибирской области в 2019 году, нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При  рассмотрении дела № 054/01/15-378/2019 от 15.03.2019 года представитель ТФОМС НСО заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с подачей в АС НСО ФГУП «Московское ПрОП» заявления об обжаловании решения ТФОМС НСО до вступления в силу судебного решения, однако в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» это право антимонопольного органа, а не обязанность, указанное ходатайство отклоняется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ТФОМС НСО нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ТФОМС НСО предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения ТФОМС НСО необходимо повторно рассмотреть заявку ФГУП «Московское ПрОП» на включение в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 года № 158н.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5406019019, ОГРН 1025402475020