Решение №054/01/18.1-1679/2023 в отношении ГАУ НСО «Арена» от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1679/2023

25.08.2023                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев  жалобу ООО «Клин Лайф» (вх. №14729-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия заказчика ГАУ НСО «Арена» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на «Многофункциональной ледовой арене по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске» (№ в ЕИС 32312624616),

в присутствии представителей <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Клин Лайф» (вх. №14729-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия заказчика ГАУ НСО «Арена» (вх.№14729-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия ГАУ НСО «АРЕНА» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на «Многофункциональной ледовой арене по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске» (№ в ЕИС 32312624616).

 

Заявитель сообщает следующее.

Заказчиком предъявлены не соответствующие объекту закупки требования к опыту и квалификации потенциальных участников, ограничивающие возможность участия потенциальных исполнителей.

В Подпункте 2 п.17 Извещения и документации по закупке (стр. 16) установлены требования к квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

К оценке принимаются контракты, договоры по оказанию услуг по уборке помещений и (или) прилегающей территории объектов спорта, объектов общего назначения.

Площадь объекта и (или) прилегающей территории, на которой осуществляется уборка по каждому контракту, договору должна составлять не менее 1 500 кв. м.

Значимость критерия: 40 %.

Коэффициент значимости: 0,4.

Показатель: C1i «Опыт участника по успешному оказанию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости».

Оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера - опыт по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов спорта площадью не менее 1 500 кв.м. (данное минимальное значение указано как для площади помещений, так и для площади территории).

Оценке подлежат данные за период с 01.01.2017 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.

Подтверждается копиями исполненных контрактов, договоров на оказание услуг по уборке помещений и/или прилегающей территории (с учетом правопреемства в случае реорганизации участника), с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ), которые подтверждают исполнение таких государственных (муниципальных) контрактов (договоров), договоров в полном объеме.

Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.

  • при отсутствии информации по данному показателю, при применении неустоек (штрафов, пеней, а также при отсутствии копий подтверждающих документов - 0 баллов;
  • от 1 до 40 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 0 баллов;
  • от 41 до 45 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 50 баллов;
  • от 46 и более договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 100 баллов.

Величина значимости показателя = 70%. Коэффициент значимости показателя = 0.70

Показатель: C2i «Опыт участника по успешному оказанию услуг по уборке общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости».

Оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера - опыт по оказанию услуг по уборке помещений объектов спорта, объектов общего назначения площадью не менее 1 500 кв.м. Оценке подлежат данные за период с 01.01.2017 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.

Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.

  • при отсутствии информации по данному показателю, при применении неустоек (штрафов, пеней, а также при отсутствии копий подтверждающих документов - 0 баллов;
  • от 10 до 30 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 0 баллов;
  • от 31 до 60 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 50 баллов;
  • от 61 и более договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 100 баллов.

Величина значимости показателя = 15%. Коэффициент значимости показателя = 0.15

Показатель: СИ «Опыт участника по успешному оказанию услуг по уборке прилегающей территории».

Оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера - опыт по оказанию услуг по уборке, прилегающей к зданиям территории площадью не менее 1 500 кв.м. Оценке подлежат данные за период с 01.01.2017 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.

Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.

  • при отсутствии информации по данному показателю, при применении неустоек (штрафов, пеней, а также при отсутствии копий подтверждающих документов - 0 баллов;
  • от 10 до 30 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 0 баллов;
  • от 31 до 50 (включительно) договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 50 баллов;
  • от 51 и более договоров (контрактов) с актами приемки оказанных услуг (выполненных работ) - 100 баллов.

Величина значимости показателя = 15%.

Коэффициент значимости показателя = 0.15.

В действиях Заказчика при организации и проведении процедуры закупки имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного установления в пункте 17 Документации ненадлежащего дискриминационного порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки».

В связи с выявленным нарушением, по мнению заявителя, Заказчику необходимо выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении закупки, путем возврата поступивших заявок и внесения изменений в Документацию, устраняющих дискриминационные условия оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» на основании опыта исполненных договоров/контрактов на выполнение работ/оказание услуг по уборке общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости; возобновления срока подачи заявок на участие в закупке; проведения и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке, нормами Закона N 223- ФЗ.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Федерального закона.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 17 Документации определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

а) цена договора, значимость критерия 60%;

б) квалификация участника закупки, значимость критерия 40%.

В соответствии с пунктом 17 Документации о проведении конкурса в электронной форме единственным показателем критерия «Квалификация участника закупки» является «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» со следующим порядком оценки в зависимости от количество исполненных договоров.

При оценке заявок по данному показателю при расчете баллов комиссия не учитывает договоры (контракты), заключенные до 01.01.2017, договоры (контракты), не исполненные до даты подачи заявки на участие в конкурсе, договоры/контракты, исполненные с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней), договоры/контракты, не подтвержденные копиями документов (копиями договоров/контрактов), дополнительных соглашений к таким договорам/контрактам) (при наличии) и копиями актов выполненных работ (оказанных услуг), иных документов, подтверждающих надлежащее оказание услуг/выполнение работ.

При этом отсутствие указанных документов/копий документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Таким образом, положительная оценка предложения участника закупки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника закупки» присваивается, в том числе по принципу отнесения обслуженных помещений и/или территории зданий к объектам физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости».

При этом, рамках рассматриваемой процедуры закупки с учетом удельного веса критерия «Квалификация участника закупки» в 40% потенциальные участники закупки, не обладающие опытом исполненных договоров/контрактов на выполнение работ/оказание услуг по комплексному обслуживанию (уборке) помещений и/или территории зданий, являющихся объектами физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости», объективно не имеют возможности занять первое место по итогам процедуры закупки в случае участия в такой закупке лица, обладающего указанным в пункте 17 Документации опытом.

Установление таких критериев является дискриминационным и влечет неоправданное ограничение количества участников закупки, которые могли бы претендовать на участие и победу в закупке, не снизив при этом значительно стоимость оказываемых услуг, являющихся предметом закупки.

Заказчик с учетом специфики и перечня необходимых для выполнения работ по уборке помещений и прилегающей территории не обосновал свою потребность при установлении квалификационных требований об оказании аналогичных услуг исключительно на объектах физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости.

Объекты (помещения), включенные в Описание предмета закупки и Техническое задание, являются объектами спортивного назначения, а сама уборка помещений и прилегающих территорий не отличается от уборки иных объектов массового посещения людей (к примеру, офисных помещений, общежитий, образовательных учреждений), контрольно-пропускной режим, проведение мероприятий такой особой специфики квалификации и опыта исполнения (как только организацией, занимающейся ранее уборкой именно объектов физкультурно-­оздоровительного и (или) спортивного назначения) не несут.

Учитывая отсутствие в конкурсной документации каких-либо особых условий и требований к порядку оказания услуг в рамках закупки, обуславливающих необходимость именно указанного опыта в названной совокупности, Заказчиком незаконно применен дискриминационный порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки», неправомерно ограничивающий права потенциальных участников закупки в отсутствие значимых объективных предпосылок.

Проведение закупки на таких условиях влечет за собой наступление несоизмеримых неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке

Кроме того, необходимо учесть также, что при оценке квалификации участников принимаются договоры на оказание услуг по уборке на площади от 1500 кв. м., то есть несравнимо (в десятки раз) меньше, чем площадь помещений и территории на Сибирь-Арене.

Само по себе наличие опыта по оказанию услуг на объекте спортивного назначения с высокой степенью посещаемости площадью 1500 кв.м. не означает, что будут успешно и качественно оказаны услуги при высокой степени посещаемости объекта площадью 40 066,9 м (01.07.2022 № 307-ЭС22-10770 по делу № А56-14214/2021) и прилегающей территории на объекте общей площадью 41 124,20 м2.

Это дополнительно подтверждает, что сам по себе опыт уборки объектов физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения не имеет значения в рамках оценки опыта.

Значение имеет именно опыт оказания услуг по уборке в помещениях с большой площадью и высокой степенью посещаемости.

Дополнительно заявитель обращает внимание на количество договоров, которое затребовал Заказчик в подтверждение опыта и квалификации: чтобы набрать баллы по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или)  спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости, необходимо предоставить минимум 41 исполненный и закончивший свое действие договор - для получения всего 50 баллов по данному критерию.

Для получения 100 баллов необходимо предоставить минимум 46 аналогичных договоров.

Чтобы набрать баллы по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории общественных зданий физкультурно-оздоровительного    и (или) спортивного            назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости, необходимо предоставить минимум 31 исполненный и закончивший свое действие договор.

Для получения 100 баллов необходимо предоставить минимум 61 аналогичный договор.

Чтобы набрать баллы по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг по уборке прилегающей территории», необходимо предоставить минимум 31 исполненный и закончивший свое действие договор.

Для получения 100 баллов необходимо предоставить минимум 51 аналогичный договор.

С учетов вышеизложенного и учитывая, что в каждом договоре площадь оказания услуг минимум 1500 кв.м., истребуемое количество исполненных договоров является чрезмерным и не способно подтвердить опыт и квалификацию потенциального участника для оказания услуг на объекте закупки Сибирь-Арена.

 

В Описании предмета закупки не указана высота козырька второго этажа, высота ригелей, а также витражей и фасадов внутренней и внешней сторон здания, подлежащие уборке и мойки, что препятствует формированию обоснованного ценового предложения потенциальным исполнителем

В пп. 7 п. 4 Описания предмета закупки указано, что в состав услуг входят «Сезонные услуги ежедневной комплексной уборки прилегающей территории «Многофункциональной ледовой арены»:

  • в летний период (твердые покрытия 29 910,0 м2, лестницы, козырек (стиллобат) 2-го этажа 11 214,2 м2);
  • в зимний период, включая механизированную уборку снега в места временного хранения (без учета вывоза снега) (твердые покрытия 29 910,0 м2, лестницы, козырек 2-го этажа 11 214,2 м2).

Подпунктами 8 и 9 п. 4 Описания предмета закупки установлено, что в состав услуг входят:

  • мойка фасадов и витражей наружной стороны здания основного здания, КПП общей площадью 15 837,61 м2.
  • мойка витражей, ригелей (стекло 15 061,61 м2, ригель 9426,00 м2) внутри помещений основной арены, малой арены и универсальной арены (зала)».

При этом, Заказчиком в Описании предмета закупки не указано, на какой высоте находится козырек 2 этажа.

Также не указана высота витражей и фасадов наружной и внутренней сторон здания.

Ригель - опорная балка, на которую опираются другие несущие элементы строительного сооружения (балки, стойки, колонны, стены).

В описании объекта закупки не указано, каким образом и на какой высоте располагаются ригели.

Потенциальный участник закупки не может сформировать достоверное ценовое предложение, так как в описании предмета закупки отсутствует необходимая информация о высотных работах.

Невозможно оценить необходимость включения в ценовое предложение расходов на привлечение специализированного субподрядчика, который занимается оказанием услуг на высоте (уборка козырьков, мойка фасадов), либо обучение собственных сотрудников и приобретение необходимого инвентаря для оказания услуг на высоте, дополнительное страхование и обеспечение иных мер безопасности сотрудников.

В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п.7 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н (далее - Правила), работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее - наряд-допуск).

При этом, согласно п.8 Правил работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6 также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.

Меры безопасности при проведении указанных работ должны быть изложены в технологических картах, инструкциях по охране труда или производственных инструкциях с учетом требований данных Правил.

Согласно п.6 Правил при невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе, путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

В пункте 4 Описания предмета закупки указано на необходимость очистки козырька 2 этажа, ригелей, фасадов и витражей наружных и внутренних.

В указанной части описание предмета закупки не соответствует п. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель считает необходимым обязать Заказчика включить в описание объекта закупки сведения о высоте, на которой необходимо проводить уборку козырька второго этажа, мойку фасадов, витражей и ригелей внутренней и внешней сторон зданий.

Данная информация является значимой для потенциального исполнителя при оказании услуг по контракту.

 

В состав одного лота включены не связанные между собой технологически и функционально услуги.

В раздел 4.1. Уборка помещений Описания предмета закупки в состав Клиринговых услуг включены:

Комплексная уборка помещений 1-го этажа:

  • места общего пользования (тамбур, коридор, фойе, гардероб, санузел и аналогичные помещения) общей площадью 6275,0 м2 при условии ежедневной уборки;
  • служебные и административные помещения общей площадью 376,1 м2 при условии ежедневной уборки;
  • технические помещения (АТС, ВОЛС, венткамера, склады и аналогичные помещения) общей площадью 4709,0 м2 при условии уборки 1 раз в месяц;
  • производственные помещения ресторана (цеха) на 1 этаже - 250,0 м2 при условии ежедневной уборки;
  • помещения, используемые во время проведения тренировок и хоккейных матчей (раздевалки, тренерские, помещения судей и аналогичные помещения) общей площадью 2500,0 м2 при условии ежедневной уборки;
  • спортивные и тренажерные залы общей площадью 1114,2 м2 при условии ежедневной уборки;
  • скамейки запасных, борта и ограждение ледовых площадок общей площадью 6185,6 м2 при условии уборки после проведения тренировок и хоккейных матчей.

Комплексная уборка помещений 2-го этажа:

  • места общего пользования (фойе, лестничные клетки, тамбур), производственные и служебные помещения общей площадью 9115,1 м2 при условии ежедневной уборки;
  • венткамеры общей площадью 1337,4 м2 при условии уборки 1 раз в месяц.

Уборка помещений 3-го этажа:

  • помещения VIP-лож общей площадью 2617,3 м2 по отдельным заявкам Заказчика после проведения хоккейных матчей в соответствии с календарем проведения соревнований;
  • места общего пользования (тамбур, коридор, фойе, гардероб, санузел и аналогичные помещения) общей площадью 4800,0 м2 при условии ежедневной уборки.

Уборка помещений 4-го этажа:

  • фойе, санузлы, лестничные клетки общей площадью 6500,0 м2 в дни проведения спортивных мероприятий по отдельным заявкам Заказчика.

Комплексная уборка помещений 5-го этажа:

  • служебные и производственные помещения (аппаратная, серверная, коридор) общей площадью 1342,0 м2 при условии ежедневной уборки.

Уборка внутренних помещений КПП общей площадью 1527,35 м2.

Сезонные услуги ежедневной комплексной уборки прилегающей территории «Многофункциональной ледовой арены»:

  • в летний период (твердые покрытия 29 910,0 м2, лестницы, козырек (стиллобат) 2-го этажа 11 214,2 м2);
  • в зимний период, включая механизированную уборку снега в места временного хранения (без учета вывоза снега) (твердые покрытия 29 910,0 м2, лестницы, козырек 2-го этажа 11 214,2 м2).

Мойка фасадов и витражей наружной стороны здания основного здания, КПП общей площадью 15 837,61 м2.

Мойка витражей, ригелей (стекло 15 061,61 м2, ригель 9426,00 м2) внутри помещений основной арены, малой арены и универсальной арены (зала).

Заказчиком необоснованно в один лот объединены разные технологические процессы:

  • клининговые услуги - уборка помещений и прилегающей территории,
  • мойка фасадов и витражей с внутренней и внешней стороны здания - что представляет собой высотные работы, накладывает на потенциального исполнителя определенные требования к наличию специализированного персонала и оборудования.

В разрезе настоящего открытого аукциона мойка фасадов и витражей не могут быть связаны с уборкой внутренних помещений и прилегающей территории, так как представляют собой разные технологические процессы, требуют разной квалификации персонала и опыта потенциального исполнителя в оказании соответствующих услуг. Функциональная связь услуг по уборке внутренних помещений, очистке козырька и мойке внешних фасадов зданий отсутствует.

Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Объектом закупки являются услуги по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на МФЛА «Сибирь-Арена».

Отсутствует обоснование необходимости включения в описание объекта закупки двух не связанных между собой услуг.

Услуги по уборке и услуги мойке фасадов, очистке козырьков не идентичны между собой. Деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по уборке, и лиц, оказывающих услуги по мойке фасадов, витражей, очистке кровель (в целом высотные работы), реализованы на различных рынках, результаты услуг не тождественны и не сопоставимы.

Таким образом, в данном случае, объединив в состав одного объекта закупки (одного лота) оказание услуг технологически и функционально не взаимосвязанные между собой и объектом закупки, заказчик ограничил количество участников закупки.  

Согласно ч.4.1 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, является административным правонарушением.

Таким образом, доводы подателя жалобы сводятся (помимо прочего):

- к несогласию с правилами и порядком оценки опыта работы потенциального участника торгов по предмету торгов;

- к установлению недостаточности описания объекта закупки;

- объединению в один лот товаров, работ, услуг не связанных между собой технологически и функционально.

ГАУ НСО «Арена»  представило в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «КлинЛайф» (вх. №15305/23 от 23.08.2023).

В жалобе не приводятся аргументы и примеры в чем конкретно выразился дискриминационный характер установленных критериев оценки заявок.

Доводы жалобы основываются только на мнении заявителя без ссылок на конкретные нормы закона.

Учитывая техническое и функциональное назначение объекта «Многофункциональной ледовой арены», Заказчик вправе предусмотреть опыт участника закупки в отношении объектов физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости.

Законодательство не содержит ограничений и (или) запретов на установлении такой потребности Заказчика в качестве критерия оценки.

По данному показатели осуществляется присвоение соответствующего количества баллов, а не допуск к участию в закупке.

Загрязнения на объектах спортивного назначения возникают ввиду использования специального оборудования и (или инвентаря), таким образом оказания услуг на подобных объектах имеют свою специфику (загрязнения на спортивных площадях отличаются от загрязнений в помещениях иного назначения).

Довод заявителя о том, что объекты спортивного назначения не имеют какой-либо специфики по оказанию услуг согласно закупки, является оценочным и неподтвержденным аргументами.

Заказчик определил площадь объектов, исходя из потребности в опыте именно на большом количестве самих объектов, а не их площади. Законодательство не содержит запрета на установление такого показателя.

Доводы об избыточности или недостаточности избранных критериев оценки (в части площади территории) являются субъективным мнением лица, которое не подтверждается нормами действующего законодательства.

Также стоит отметить, что коэффициент значимости критерия по «Квалификации участника» составляет только 40%, в тоже время как коэффициент значимости критерия по «Цене договора» составляет 60%. В связи с чем, всегда существуют вероятность того, что участник способен получить максимальные баллы по одному лишь критерию «Цена договора».

Законодательство не содержит норм, согласно которым Заказчик обязан предоставлять информацию о высоте козырька второго этажа, высоте ригелей, а также витражей и фасадов внутренней и внешней сторон здания.

Наличие высотных работ предполагается из самого характера услуг в отношении части здания, располагаемых выше первого этажа.

Заявитель не приводит конкретные аргументы каким образом конкретная высота козырька, ригелей, фасадов и витражей может влиять формирование ценового предложения.

Кроме этого, к зданию «Многофункциональной ледовой арены» имеется общий доступ. При необходимости можно осмотреть каркас и фасады здания.

Стоит отметить, что в данной закупке приняли участие три организации, у которых не вызвало затруднений при формировании ценовых предложений.

ООО «Клин Лайф» не принимало участие в данной закупке, заявка не подавалась.

Заявитель ссылается на нормы Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые в данной закупке не применяются. ГАУ НСО «Арена» осуществляет свою деятельности в области закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Довод о том, что услуги по уборке внутренних помещений и прилегающей территории является технологически разными процессами и не подлежат объединению в один лот, является несостоятельным.

Данные услуги направлены на поддержание чистоты объекта и устранению загрязнений на различных частях здания, включая прилегающую территорию. Данный вид комплексных услуг является обычным для рынка такого рода услуг.

ГАУ НСО «Арена» уже размещало подобную закупку, в которой приняло участие несколько участников. В настоящей закупке также приняло участие три организации, что свидетельствует о возможности оказания таких услуг комплексно.

Заявитель вновь ссылается на нормы Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые в данной закупке не применяются.

Таким образом, оказание услуг по комплексной уборке, включая прилегающую территорию не может нарушать ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», так как данные виды услуг являются типичными для участников рынка в данной сфере услуг. Организации/индивидуальные предприниматели участвуют в подобных закупках на постоянной основе, конкурентная среда никак не нарушается.

Доказательств о нарушения в области конкуренции заявитель никаких не приводит.

 

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ГАУ НСО «Арена» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) на основании своего Положения о закупке товаров работ услуг (утверждено Наблюдательным Советом учреждения 25.03.2022).

28.07.2023 ГАУ НСО «Арена» объявлено о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на «Многофункциональной ледовой арене по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске» (№ в ЕИС 32312624616).

Дата начала срока подачи заявок 28.07.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 14.08.2023.

Давая оценку доводам подателя жалобы Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

  1. Согласно разделу 16 документации о закупке, для оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются следующие критерии оценки:

- цена договора;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг заказчика, утвержденном в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Исходя из совокупного толкования подраздела 2 раздела 17 документации о закупке в части оценки квалификации участника, заказчик оценивает:

- договоры, отражающие опыт участника по успешному оказанию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости»;

- опыт участника по успешному оказанию услуг по уборке общественных зданий физкультурно-оздоровительного и (или) спортивного назначения, характеризующихся высокой степенью посещаемости;

- опыт участника по успешному оказанию услуг по уборке прилегающей территории.

По каждому из указанных подкритериев установлен порядок начисления баллов, а также требование о том, что конкурсной комиссией оценивается количество предоставленных участником открытого конкурса комплектов документов.

Таким образом, закупочной документацией предусмотрена возможно подтверждения опыта работ как по предмету закупки в целом (здания/помещения и прилегающая территория), так и по отдельности (задания/помещения и прилегающая территория).

При этом считается одним комплектом документов: копия 1 (одного) договора (контракта) с копиями (при их наличии) всех приложений, дополнительных соглашений к такому договору (контракту), а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) либо иного(ых) документа(ов), подтверждающая(ие) исполнение исполнителем в полном объеме своих обязательств по такому договору (контракту).

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что при наличии одного договора, покрывающего все виды работы, соответствующие баллы будут начислены по всем подкритериям.

Указанный подход, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России не только не противоречит общим принципам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но и полностью соотносится с принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, по данному критерию набор баллов допустим не только крупным игрокам рынка оказания услуг, выполнявшим комплексные работы (здания/помещения и прилегающая территория), но и отдельные их виды.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимание довод заказчика о том, что уборка спортивных помещений имеет собственную специфику, в отличие от уборки просто общественных зданий, строений, сооружений (загрязнения на объектах спортивного назначения возникают ввиду использования специального оборудования и (или инвентаря), таким образом оказания услуг на подобных объектах имеют свою специфику (загрязнения на спортивных площадях отличаются от загрязнений в помещениях иного назначения).

Таким образом сам факт оценки опыта уборки данной категории помещений также обоснован заказчиком, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления заказчиком критериев и порядка оценки заявок в соответствии с пунктом 17 Закупочной документации.

 

  1. Вместе с тем, подпунктами 6 и 7 п. 4 Описания предмета закупки установлено, что в состав услуг входят:
  • мойка фасадов и витражей наружной стороны здания основного здания, КПП общей площадью 15 837,61 м2.
  • мойка витражей, ригелей (стекло 15 061,61 м2, ригель 9426,00 м2) внутри помещений основной арены, малой арены и универсальной арены (зала)».

В закупочной документации не описаны ни параметры высоты помещений (объектов), подлежащих уборке, ни сведения о фактически выполняемых работах на высотах свыше 5 метров.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика подтвердил, что часть работ необходимо выполнить на высоте свыше 5 метров (мойка фасадов и витражей основного здания «Ледовой Арены».

В свою очередь, Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н утверждены Правила по охране труда при работе на высоте (Зарегистрированы в Минюсте России 15.12.2020 N 61477), которые устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, к работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе, при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил.

При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее - наряд-допуск рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 2 к Правилам).

К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.

Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ.

Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Таким образом, работы, проводимы на высоте свыше 5 метров являются работами, проводимыми на высоте, которые возлагают на работодателя определенную дополнительную ответственность по организации таких работ, а к исполнителям таких работ применяются дополнительные требования.

Факт выполнения работ, требующих выполнения дополнительных требований законодательства по обеспечению безопасности является существенным для потенциального участника торгов.

При этом кто именно будет выполнять такие работы (сам участник или субподрядчик) не является определяющим, так как такие дополнительные затраты в любом случае будут иметь место быть.

Согласно п 1-2 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Описание объекта закупки без указания на выполнение высотных работ, либо указание на конкретные характеристики высоты объектов не в полной мере соответствуют указанным принципам и могут ввести в заблуждение потенциального участника закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России также принимает доводы ООО «Клин Лайф», что сведения о высоте, на которой необходимо проводить уборку козырька второго этажа, мойку фасадов, витражей и ригелей внутренней и внешней сторон зданий, является существенной для потенциальных участников закупки и влияет на цену предложения.

Данное обстоятельство накладывает на исполнителя работ обязанность по привлечению исполнителей (персонала), соответствующих требованиям упомянутых Правил.

Неуказание заказчиком информации о том, что при выполнении работ, являющихся предметом закупки, требуется проведение работ на высоте более 5 м противоречит положениям, установленным пунктом 1 части 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

 

3) ООО «Клин Лайф» в своей жалобе указывает, что в состав лота включены не связанные между собой работы (услуги) клининговые услуги - уборка помещений и прилегающей территории и мойка фасадов и витражей с внутренней и внешней стороны здания – высотные работы.

 Вместе с тем, предмет закупки определен заказчиком исходя из его потребностей:  виды работ связаны между собой по функциональным и технологическим характеристикам, поскольку перечисленные в конкурсной документации работы имеют общую направленность поддержание чистоты объекта и устранению загрязнений на различных частях здания, включая прилегающую территорию и его фасады.

 Закупочной документацией не установлен запрет на заключение договора субподряда (в части выполнения работ на высоте).

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о правомерности включения заказчиком в один лот услуг по уборке помещений и прилегающей территории, и мойки фасадов и витражей с внутренней и внешней стороны здания.

 

Исходя из вышеизложенного, ГАУ НСО «Арена» допущено нарушение порядка организации и проведения конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на «Многофункциональной ледовой арене по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске» (№ в ЕИС 32312624616) только в части неуказания в закупочной документации сведений о высоте, на которой необходимо проводить уборку козырька второго этажа, мойку фасадов, витражей и ригелей внутренней и внешней сторон зданий (либо неуказания на осуществление работ на высоте в этой части).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Клин Лайф» (вх. №14729-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия заказчика ГАУ НСО «Арена» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (клиринговые услуги) на «Многофункциональной ледовой арене по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске» (№ в ЕИС 32312624616) обоснованной.
  2. Выдать ГАУ НСО «Арена» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны