Решение №054/06/95-1403/2021 обращение руководителя регионального исполкома Общероссийско... от 2 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/95-1403/2021

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«02» августа 2021 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

«…………….»

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…………….»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

«…………….»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в отсутствие представителей ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор»,

в отсутствие представителей Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Новосибирской области,

в результате осуществления внеплановой проверки по обращению руководителя регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Новосибирской области – <...> от 28.06.2021 г. № ОНФ-54/2-110/2021 (вх. от 28.06.2021 г. № 11352э), указывающее на признаки нарушения ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки за счет средств государственного оборонного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение руководителя Регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Новосибирской области – <...> от 28.06.2021 г. № ОНФ-54/2-110/2021 (вх. от 28.06.2021 г. № 11352э), указывающее на признаки нарушения ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки за счет средств государственного оборонного заказа.

В своём обращении заявитель, в том числе просил провести проверку обоснованности и законности внесённых изменений в существенные условия государственного контракта № 2020141101762000000000000/176/20 на оказание услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» (в рамках Федерального закона от 29.12.2012 г № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ)).

Заявитель указывал, что в соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

При этом, закупка, регламентированная частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на оказание услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» (извещение № 0351100000720000176), осуществлена существенно позже начала выполнения строительно-монтажных работ, что делает невозможным выполнение основного объема контрольных функций, регламентированных нормативно-технической документацией.

Также заявитель указывал, что невозможность выполнения входного, операционного и ряда приёмочных освидетельствований, никак не отразилось в расчёте начальной максимальной цены контракта.

По фактам выявленных нарушений ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» сообщило следующее.

В исполнение взятых обязательств по Соглашению о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Роспотребнадзора № 11 от 10.01.2018 г., на объекте: «Завершение реконструкции корпуса № 6 а (II этап)», находящегося в федеральной собственности, ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» в 2019 году заключило государственный контракт от 26.12.2019 г. № 1920141202722000000000000/272/19 (далее – контракт № 1920141202722000000000000/272/19) с ООО «Стройсбест» на сумму 701 271 699,74 руб. на выполнение строительно-монтажных работ. В период с декабря 2019 года по февраль 2020 года генеральный подрядчик проводил заявочную компанию, подготовительные работы, подготовку проекта производства работ и на объекте отсутствовал. Генеральный подрядчик приступил к работе с февраля 2020 года и в период с февраля по ноябрь 2020 года проводил демонтажные работы, функции строительного контроля осуществляли инженеры технического надзора отдела капитального строительства ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор», квалификация которых позволяет выполнять данного вида работы.

Строительный контроль - комплекс мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения качества производимых работ и строительных материалов, соблюдения проектной стоимости, объемов и сроков работ.

Строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется на основании положений статьей 53 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со статьей 749 Гражданского кодекса РФ Заказчик имеет право на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ.

Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

По факту поступления лимитов бюджетных обязательств на 2020 год от главного распорядителя бюджетных средств - Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Дополнительным соглашением № 4 от 10.03.2020 г. к Соглашению о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Роспотребнадзора № 11 от 10.01.2018 г. ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» по результатам открытого конкурса в электронной форме № 0351100000720000176 заключило контракт на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» № 2020141101762000000000000/176/20 от 12.11.2020 г.  (далее – контракт № 2020141101762000000000000/176/20) с ООО «СтройПодряд».

Изменение     срока контракта № 2020141101762000000000000/176/20 произошло в результате внесения изменений в проектно-сметной документации и отсутствия со стороны генерального подрядчика выполненных работ, требующих участия строительного контроля.

Объем исполнения работ по строительному контролю по контракту № 2020141101762000000000000/176/20 непосредственно связан с исполнением контракта № 272/19 на выполнение строительных работ по объекту капитального строительства: Завершение реконструкции корпуса № 6а (II этап) ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора.

ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» пояснило, что срок исполнения контракта № 1920141202722000000000000/272/19 на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) был продлен до 26.11.2021 г. (дополнительное соглашение № 5 от 10.03.2021 г.), соответственно срок выполнения работ по контракту № 2020141101762000000000000/176/20 был продлен, как неразрывно связанный согласно сути правоотношений.

При этом ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» сообщило, что при изменении срока контракта № 176/20 руководствовалось пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, а также пунктом 2.6. указанного контракта: «изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта».

При     исполнении  контракта № 2020141101762000000000000/176/20 со стороны ООО «СтройПодряд» отсутствовали нарушения условий контракта, просрочка исполнения возникла по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, а именно: неисполнение обязательств по контракту № 1920141202722000000000000/272/19 с ООО «Стройсбест».

Срок исполнения контракта № 1920141202722000000000000/272/19 также был продлен на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при этом в тексте дополнительного соглашения № 5 от 10.03.2021 г. допущена техническая ошибка - опечатка в номере пункта статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, ФБУН «ГНЦ ВБ «Вектор» сообщило, что в рассматриваемом случае основанием для однократного изменения срока исполнения контракта № 2020141101762000000000000/176/20 послужила необходимость внесения изменений в рабочую документацию, что подтверждается документами, подтверждающими обоснованность внесения изменений в контракт № 1920141202722000000000000/272/19.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

  1. По результатам электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Завершение реконструкции корпуса № 6а (II этап)» ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора», извещение № 0351100000719000272, между ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ООО «Стройсбест» заключен государственный контракт № 1920141202722000000000000/272/19 от 26.12.2019 г., срок исполнения - 20.12.2020 г.

Дополнительным соглашением от 10.03.2021 г. № 5 к указанному контракту срок исполнения контракта был продлен до 26.11.2021 г. на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при этом информации и документов, подтверждающих правомерность применения указанной нормы ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», не представило.

Также в тексте дополнительного соглашения от 10.03.2021 г. № 5 имеется ссылка на пункт 5.8 контракта, по своему содержанию отражающий положения пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Из представленных ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» пояснений установлено, что в тексте дополнительного соглашения от 10.03.2021 г. № 5 была допущена техническая ошибка, при внесении изменений в сроки исполнения контракта учреждение руководствовалось пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об обоснованности заключения дополнительного соглашения (с учетом представленных пояснений в рамках проведения проверки), т.к. положения ФЗ № 44-ФЗ позволяют заказчику, в случае, предусмотренном п.9 ч.1 ст.95 ФЗ № 44-ФЗ изменять срок исполнения контракта. В свою очередь имеется недостоверное указание в дополнительном соглашении на п.8 ч.1 ст.95 ФЗ № 44-ФЗ, что также квалифицируется как размещение недостоверной информации в реестре контрактов (т.к. дополнительное соглашение размещено в реестре контрактов). Таким образом, рассматриваемые действия заказчика нарушают требования 3 статьи 7, статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

  1. По факту несвоевременного осуществления ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» закупки на выполнение строительного контроля Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

По результатам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» (в рамках государственного оборонного заказа), извещение № 0351100000720000176, между ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ООО «СтройПодряд» заключен государственный контракт № 2020141101762000000000000/176/20 от 12.11.2020 г.

К выполнению основных работ, предусмотренных контрактом № 1920141202722000000000000/272/19 от 26.12.2019 г. генеральный подрядчик ООО «Стройсбест» приступил в феврале 2020 г.

В связи с необходимостью координации деятельности подрядных организаций и служб ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», с целью обеспечения безопасного и качественного проведения работ на объекте «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» приказом от 04.02.2020 г. № 25-од ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» назначило ответственных за осуществление строительного контроля лиц, из числа работников учреждения.

Из содержания статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3). Лицо, осуществляющее строительство, обязано, в том числе, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Пунктом 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

В силу пункта 4 Положения функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

Вместе с тем по рассматриваемому делу установлено, что ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» возложило функции строительного контроля на лиц, из числа работников учреждения.

В соответствии с пунктом 12 Положения проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В материалы дела ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» представило документы, подтверждающие осуществление строительного контроля (журналы работ, акты).

Следует отметить, что закупка на оказание услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» (в рамках государственного оборонного заказа) была осуществлена ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» в разумные сроки с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Таким образом вышеуказанные действия ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» не свидетельствуют о нарушении действующего законодательства, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС.

  1. По факту обоснованности и законности внесённых изменений в существенные условия контракта № 2020141101762000000000000/176/20 Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

В первоначальной редакции контракта № 2020141101762000000000000/176/20 (информация о контракте размещенная в единой информационной системе в сети «Интернет» от 18.11.2020 г. № 17707515984 20 000056 0001) пунктом 8.5 установлено «контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 25.12.2020». Дополнительным соглашением от 15.03.2021 г. № 5 внесены изменения в контракт № 2020141101762000000000000/176/20. Так стороны договорились пункт 8.5 контракта принять в следующей редакции: «8.5. Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 26.11.2021 г.».

Как сообщило ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», в силу того, что срок исполнения контракта № 1920141202722000000000000/272/19 был продлен до 26.11.2021 г. в связи с внесением изменений в проектно-сметную документацию, срок выполнения работ по контракту № 2020141101762000000000000/176/20 был продлен, как неразрывно связанный согласно сути правоотношений, основание для изменения существенных условий контракта № 2020141101762000000000000/176/20 предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Во исполнение Федерального закона № 275-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1275 утверждено Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (далее – Положение № 1275).

Пунктом 6 Положения № 1275 установлено, что в обязательном порядке следует определять срок действия государственного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ императивно установлены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении.

Так, пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта

В соответствии с пунктом 1.1 контракта № 2020141101762000000000000/176/20 предметом указанного контракта являются обязательства по оказанию услуг на осуществление функций технического заказчика для осуществления строительного контроля на объекте: «Завершение реконструкции корпуса №6а (II этап)» (в рамках государственного оборонного заказа).

Таким образом, ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» не обоснованно и незаконно изменило существенные условия контракта № 2020141101762000000000000/176/20 в части срока его действия.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что действия ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», неправомерно внесшего изменения в существенные условия контракта № 2020141101762000000000000/176/20, нарушают часть 2 статьи 34, ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.32 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.  Установить в действиях ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» нарушения части 3 статьи 7, ст.103 части 2 статьи 34, ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.31, частью 4.1 статьи 7.32 КоАП РФ.

2.         Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны