Решение №054/06/31-2191/2020 обратился <...> с информацией о нарушении Закона о контрактн... от 13 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-2191/2020

13 ноября 2020 года                                                                                                           г.Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе: <...>         - зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; <...>                              - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

рассмотрев обращение, поступившее от <...>, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис»,

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился <...> с информацией о нарушении Закона о контрактной системе, допущенном заказчиком - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис», при проведении электронного аукциона № 0851200000620005397.

Суть обращения <...> заключается в следующем.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательный актов Российской Федераций по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Условия организации и осуществления дезинфекционной деятельности (в том числе, дезинсекции и дератизации) оцениваются Роспотребнадзора в порядке проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

На основании изложенного, по мнению заявителя, в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), включая работы (услуги) по дезинфектологии (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Указанное подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N 46-АД19-1, согласно которым при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

При проведении внеплановой проверки Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Предметом государственного контракта являются услуги по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) объектов - дезинфектологии, включенной в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее - Постановление Правительства РФ № 291).

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно п.З Постановления Правительства РФ № 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе, высокотехнологичной), скорой (в том числе, скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии.

Пунктом 3 ст.2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг; в свою очередь, медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя, в том числе, выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, медицинской услугой и медицинской помощью, однако, являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, подлежит лицензированию.

Данные выводы подтверждаются позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определениях № 309-КГ17-12073 от 15.01.2018 и № 114-ПЭК18 от 18.06.2018 по делу № А60-27966/2016, в Определениях Верховного Суда РФ № 310-КГ17-14344 от 12.01.2018 и № 104-ПЭК18 от 06.06.2018 по делу № А23-840/2016. Согласно указанным Определениям выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности является лицензируемым видом деятельности.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в документации об электронном аукционе правомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии.

Относительно позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N 46-АД19-1, согласно которой при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует, Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что выводы, содержащиеся в указанном Постановлении, необходимо применять к конкретным правоотношениям, так как в рассматриваемом судопроизводстве обжаловалось дело об административном правонарушении в рамках исполнения контракта, заключенного между заказчиком - МАУ «Центр материально- технического обеспечения деятельности образовательных учреждений», которое не относится к учреждениям здравоохранения, и исполнителем - МУП «Сервис».

Вместе с тем, объектами оказания услуг по электронному аукциону № 0851200000620005397 являются помещения учреждения здравоохранения - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3», следовательно, в данном случае проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического характера (организации и осуществление деятельности дезинфекционной деятельности (в том числе, дезинсекции и дератизации)) является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя меры, направленные на устранение или уменьшение распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать отсутствие нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика и уполномоченного учреждения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны