Решение №054/05/28-2237/2020 Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная комп... от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«22» января 2021г.                                                                                                  г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело №054/05/28-2237/2020, возбужденное по факту распространения в сентябре 2020г. в г. Балтийске рекламной информации с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии:

заявителя: физическое лицо <…>,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (ИНН 5210001698, ОГРН: 1145254000693, Дата присвоения ОГРН: 03.06.2014, адрес (место нахождения): ул.Гоголя, д.44, этаж/офис 18/5, г.Новосибирск, 630112),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№17154э от 24.09.2020г.) по факту наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» при размещении посредством баннера информации следующего содержания: «Отличные наличные Бесплатный займ новым клиентам 0% 9 лет вместе… г. Балтийск пр-т Ленина, 62 *Процентная ставка по займу в день достигается путем предоставления скидки…». Место размещения: г. Балтийск, пр-т Ленина, павильон в районе дома №67.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, при рассмотрении которого установлено следующее.

В сентябре 2020г. в г.Балтийск в районе дома №67 по проспекту Ленина размещался рекламный баннер, содержащий следующую информацию:

1)         «Бесплатный займ новым клиентам 0% Отличные наличные 9 лет вместе… г. Балтийск пр-т Ленина, 62 звонок бесплатный 8 800 600-70-00 наш сайт OTLNAL.RU» <крупный шрифт, яркие зеленый и оранжевый цвета, занят основной объем поверхности баннера>;

2)         «*процентная ставка по займу в день достигается путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% и предоставляется при строгом соблюдении всех условий для участников соответствующих требованиям. Окончательные условия предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предлагаются в индивидуальном порядке. Срок проведения акции: с 01.11.2018г. до 31.08.2020г. включительно. Условия акции могут быть изменены. Источники информации об организаторе, о правилах ее проведения и сроках: сайт www.otlnal.ru, тел.8 800 600-70-70. Займы предоставляет ООО МКК «Агора», ИНН 5210001698, регистрационный номер в реестре МФО №651403322006088. Сумма от 1000 до 30000руб. Срок займа от 3 до 30 дней. Процентная ставка по займу от 0,36 до 1% в день (полная стоимость займа от 133,800% до 365% годовых)… условия: гражданин РФ, возраст от 18 до 70 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или за выслугу лет) Необходимые документы:… Заём предоставляется на усмотрения организатора акции» <мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п. снизу основного текста>.

Способ крепления баннера: на заднем фасаде павильона, расположенного по адресу (место распространения): г. Балтийск, в районе дома № 67 по проспекту Ленина, путем наружного размещения (способ распространения).

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – бесплатному займу новым клиентам со ставкой 0%, а также компании «Отличные наличные»», следовательно, продвижению их на рынке.

В силу требований, установленных нормами ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч.1 ст.28);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ч.2 ст.28);

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее (ч.3 ст.28).

Согласно пояснениям ООО МКК «Агора», в рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является стимулирующее мероприятие «Легкий ноль», направленное на привлечение внимания потребителей к финансовым услугам ООО МКК «Агора» (ИНН 5210001698).

ООО МКК «Агора» считает, что вывод Новосибирского УФАС России по факту наличия в рекламе иных условий, отличных от указанных и размещенных на баннере с рекламой, ошибочным по следующим основаниям.

Обществу вменяется нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе, выражающееся в не размещении информации о лице, оказывающем финансовые услуги в рекламе. Однако, по мнению Общества, данная информация содержится в рекламе и, следовательно, требование Закона о рекламе нарушено не было.

Обществу вменяется нарушение требований п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, выражающееся в умалчивании об иных условиях оказания услуг, которые могут повлиять на сумму расходов лица, пользующегося данными услугами, а именно указание в рекламе иных условий, не отражённых в условиях акции.

Представленные Обществом условия акции (утверждённые генеральным директором Общества Брейнертом В.И.) содержат все необходимые требования, условия и иные условия предоставления указанной в рекламе скидки по договору займа. По мнению ООО МКК «Агора», вывод УФАС о том, что указанные в подложке условия акции вводят конечного потребителя в заблуждение неверен, в связи с тем, что данные финансовые условия относятся к продукту/услуге Общества, к которой применимы условия Акции, указанные в рекламе, а именно ссылка на ник указана в п.1.5 указанных ранее правил, «в Акции участвуют продукты «Универсальный PDL», условия которых расположены в том же источнике информации, который указан в рекламе: сайт WWW.OTLNAL.RU.

Конечные потребители, не обладая специальными знаниями в области права, но действуя в презумпции положений ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, а также при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей действуют добросовестно. Следовательно, перед тем, как получить услугу по продукту на условиях акции, отражённой в рекламе, конечный потребитель, действуя добросовестно — знакомится с положениями/условиями, указанными в рекламе и размещёнными указанных источниках информации. И только после ознакомления со всей доступной информацией, добросовестный конечный потребитель, принимает взвешенное и обдуманное решение о получении продукта/услуги, а в особенности финансовых услуг, которые порождают значительные финансовые обязательства.

При таких обстоятельствах, ООО МКК «Агора» считает, что в рекламе отражены все необходимые условия, предупреждения и указания на источники полной информации о продукте и акции, которые направлены и отражены в рекламе в целях формирования надлежащего представления у конечного потребителя правильного понимания существа и возможных последствий, в том числе финансового характера, при обращении к Обществу за услугой.

Также Обществу вменяется нарушение требований ч.3 ст.28 Закона о рекламе, а именно не указание всех финансовых условий, влияющих на полную стоимость кредита/займа. ООО МКК «Агора» считает, что в рекламе отражены все финансовые условия стоимости займа и источники информации по ним, которые направлены на достоверное и полное формирование у конечного потребителя правильного понимания существа и возможных последствий, в том числе финансового характера, при обращении к Обществу за услугой.

Обществу вменяется нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе, которая в целом обобщает требования Закона к рекламе, которые были подробно расписаны и разъяснены Обществом в предыдущих пунктах.

ООО МКК «Агора» также считает, что заявителю жалобы, место и формат размещения текста не помешало достоверно и полноценно отразить в жалобе содержание рекламы. Павильон с Рекламой расположен на уровне земли, не ограждён вокруг никакими препятствиями, территория павильона не относится к запрещённой к проходу граждан и со стороны Общества не предпринимается никаких действий по ограничению доступа потребителей. Размер использованного в рекламе шрифта и место его размещения отвечает всем условиям и обычаям делового оборота и ссылка УФАС на его нечитаемость, при отсутствии экспертного заключения по результатам исследования, также является субъективным мнением. При добросовестном подходе конечного потребителя услуги, он предпримет все необходимые действия к ознакомлению со всей информацией, указанной в рекламе и такую возможность объективно имеет.

Новосибирским УФАС России данные доводы рассмотрены, не приняты по следующим основаниям.

Согласно условиям акции «Легкий ноль», утвержденным генеральным директором ООО МКК «Агора» Брейнертом В.И., акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% при строгом соблюдении условий:

1) на момент получения займа Клиент не должен иметь ни одного зарегистрированного займа;

2) срок, в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 (семи) дней, при этом Клиент должен в полном объеме погасить заем в указанные сроки;

3) клиент может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль», необходимо полностью погасить заем не позднее чем на 7 (седьмой) день пользования.

Несоблюдение данных условий приводит к следующим последствиям:

- не закрытие займа в полном объеме в срок семь дней или продление срока действия займа, автоматически лишает клиента права на участие в акции «Легкий ноль» .Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке, для данной категория клиента, с первого дня пользования займом.

Отсутствие существенных условий искажает смысл услуги, способствует привлечению заемщиков, не обладающих полной информацией, позволяющей правильно определить предстоящие расходы.

Также, согласно Правилам проведения акции, процентная ставка по акции «Легкий ноль» определяется программой скорринга. По результатам проведения, скорринговая программа определяет ставку от 0% до базовой ставки действующей в городе выдачи займа для действующей категории клиента.

Информация «Бесплатный займ новым клиентам 0%» подразумевает оказание услуги именно на указанных условиях всем новым клиентам, что не соответствует условиям, утвержденным Правилами проведения стимулирующего мероприятия «Легкий ноль»:

- скидка в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100%;

- условия предлагаются в индивидуальном порядке;

- процентная ставка по займу от 0,36 до 1% в день (полная стоимость займа от 133,800% до 365% годовых);

- срок займа от 3 до 30 дней;

и т.д.

Следовательно, информация, выполненная ярким крупным шрифтом: «БЕСПЛАТНЫЙ ЗАЙМ НОВЫМ КЛИЕНТАМ 0%» вводит потребителя в заблуждение, в связи с наличием иных условий для соблюдения условия, указанного в рекламе.

Новосибирское УФАС России отмечает, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

При оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст.5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера плаката и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Представленные в материалы дела фотографии спорной рекламы позволяют визуально определить содержание и смысл текста и изображения, напечатанных крупным шрифтом. В то же время, в размещенной рекламе другая часть информации выполнена шрифтом, который не поддается прочтению без применения специальных средств (мелкий трудночитаемый шрифт, выполненный тусклым цветом в сравнении с общей цветовой гаммой), т.е. затруднителен для прочтения и для восприятия.

Такое формальное размещение в рекламе необходимой существенной информации является основанием считать такую рекламу отсутствующей.

Исходя из места размещения баннера – обратная сторона павильона, обращенная к проезжей части, в отсутствие территории, отведенной для прохода пешеходов, без возможности безопасного доступа к рекламе для ознакомления (т.е. возможность ознакомиться с содержанием текста в полном объеме отсутствует), манеры исполнения текста (цвет, размер шрифта, размещение текста на баннере и т.д.) можно сделать вывод о том, что текст в нижней части рекламы для потребителя не воспринимаем, т.е. нечитаем.

С учетом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

В связи с этим антимонопольным органом принят во внимание п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в корреспонденции со ст.ст.3, 5, и 28 Закона о рекламе.

Антимонопольный орган счел, что в данном случае важная и необходимая в силу закона информация не доведена до потребителя надлежащим образом; кроме того, в рекламе указано, что займ предоставляется бесплатно (0%), но иные условия оказания соответствующей услуги, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют (напечатаны мелким шрифтом), в связи с чем потребитель мог быть введен в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно пояснениям ООО МКК «Агора», лицом, разместившем баннер и определившем содержание рекламы, размещаемой на баннере, является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (ИНН 5210001698, ОГРН: 1145254000693, Дата присвоения ОГРН: 03.06.2014, адрес (место нахождения): ул.гоголя, д.44, этаж/офис 18/5, г.Новосибирск, 630112).

Следовательно, именно ООО МКК «Агора» является рекламодателем и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную в сентябре 2020г. в г.Балтийске, следующего содержания:

«Бесплатный займ новым клиентам 0% Отличные наличные 9 лет вместе… г. Балтийск пр-т Ленина, 62 звонок бесплатный 8 800 600-70-00 наш сайт OTLNAL.RU… *процентная ставка по займу в день достигается путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% и предоставляется при строгом соблюдении всех условий для участников соответствующих требованиям. Окончательные условия предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предлагаются в индивидуальном порядке. Срок проведения акции: с 01.11.2018г. до 31.08.2020г. включительно. Условия акции могут быть изменены. Источники информации об организаторе, о правилах ее проведения и сроках: сайт www.otlnal.ru, тел.8 800 600-70-70. Займы предоставляет ООО МКК «Агора», ИНН 5210001698, регистрационный номер в реестре МФО №651403322006088. Сумма от 1000 до 30000руб. Срок займа от 3 до 30 дней. Процентная ставка по займу от 0,36 до 1% в день (полная стоимость займа от 133,800% до 365% годовых)… условия: гражданин РФ, возраст от 18 до 70 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или за выслугу лет) Необходимые документы:… Заём предоставляется на усмотрения организатора акции»

ненадлежащей,

а Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (ИНН 5210001698, ОГРН: 1145254000693, Дата присвоения ОГРН: 03.06.2014, адрес (место нахождения): ул.Гоголя, д.44, этаж/офис 18/5, г.Новосибирск, 630112) нарушившим ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий;

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

2. Выдать ООО Микрокредитная компания «Агора» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме "28" января 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны