Решение №054/01/18.1-513/2020 Жалоба ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» на действия зак... от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-513/2020

20 марта 2020 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

 

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью  «Геостройизыскания-Новосибирск» (вх. № 4065 от 11.03.2020 года) на действия заказчика федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тахеометра электронного Leica TM50 1'' (или эквивалент) в количестве 1 шт. (извещение № 32008860784),

в отсутствии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «Геостройизыскания-Новосибирск», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью  «Геостройизыскания-Новосибирск» (вх. № 4065 от 11.03.2020 года) на действия заказчика федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тахеометра электронного Leica TM50 1'' (или эквивалент) в количестве 1 шт. (извещение № 32008860784).

Заявитель сообщает следующее (вх. № 4065 от 11.03.2020 года):

26.02.2020 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона № 32008860784. Наименование объекта закупки: «Поставка тахеометра электронного LeicaTM50 1" (или эквивалент) в количестве 1 шт.»

Из описания объекта закупки аукционной документации следует, что в пункте 3.1. Технические и метрологические характеристики Тахеометра содержатся требования к товару, ограничивающие количество участников т.к. под указанные в техническом задании параметры подходят приборы одной единственной торговой марки - Leica Geosystems.

В связи с чем, нами был подан запрос от 20.02.2020 (Приложение 1) в котором мы разъяснили свою позицию и предложили внести изменения в техническое задание. 26.02.2020 в единой информационной системе был опубликован ответ (Приложение 2), в котором основные наши требования отклонили, в техническом задании были внесены незначительные изменения. Исходя из этого, мы были вынуждены направить новый запрос, после чего 06.03.2020 в единой информационной системе был опубликован ответ.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг Заказчика, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с ч.2.п.1. ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", запрещено создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Наименование

товара

наименование

характеристики

параметры характеристики в ТЗ Заказчика

Обоснование требований

Необходимые изменения

П. 3.1. Технические и метрологическ не

характеристик и Тахеометра

 

 

 

 

 

Измерение расстояний в отражательном режиме на отражающую пленку

Наибольшее измеряемое расстояние, м, не менее 250

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Данной характеристикой обладает единственный электронный тахеометр ТМ50 1" (единственного производителя Leica Geosystems) который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда

Просим изложить «параметры характеристик» в виде - Наибольшее измеряемое расстояние, м, не менее 200

 

Измерение расстояний в диффузном режиме

Наибольшее измеряемое расстояние, м, не менее 1000

Термин «диффузный режим» является не однозначным, т.к. в ГОСТ Р 51774-2001 в котором он упоминается, подразумевает безотражательные измерения и измерения на отражательную плёнку, что является различными характеристиками тахеометра. К тому же, данный термин применяется в инструкции и описании типов средств измерений единственного производителя - Leica Geosystems, к тому же, параметр наибольшее измеряемое расстояние в диффузном режиме, м, не менее 1000 - не является обязательным для прибора который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда, более того данный параметр ограничивает конкуренцию поскольку данными свойствами обладает единственный прибор ТМ50 1" единственного производителя - Leica Geosystems

Просим изменить наименование характеристики на - Измерения на поверхность соответствующей белой поверхности пластины Кодак с коэффициентом отражения не менее 90 %. Просим изложить «параметры характеристик» в виде - Наибольшее измеряемое расстояние, м, не менее 100

 

Измерение расстояний в режиме больших дальностей

Измеряемое расстояние, м, от 1000 до 12000

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Данный параметр не является обязательным, т.к. не учитываются в поверочной схеме 2-го разряда

Просим удалить данную характеристику, а так же параметр характеристики

 

Компенсатор углов наклона

Наибольший диапазон компенсации, угл. мин, не менее 8

На сегодняшний день не один из существующих приборов которые могут быть использованы в качестве эталона 2 го разряда не обладает компенсатором с диапазоном компенсации углов не менее 8 минут

Просим изложить «параметры

характеристик» в виде» - Наибольший диапазон компенсации, угл. мин, не менее 4

 

Компенсатор углов наклона

Погрешность компенсации, угл. сек, не более 0,5

Данной характеристикой обладает единственный электронный тахеометр ТМ50 1" (единственного производителя Leica Geosystems) который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда

Просим изложить «параметры характеристик» в виде» - Погрешность компенсации, угл. сек, не более 1”.

 

Наведение на отражатель

Наибольшая дальность наведения на отражатель, м, не менее 3000

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Данной характеристикой обладает единственный электронный тахеометр ТМ50 1" (единственного производителя Leica Geosystems) который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда

Просим изложить «параметры

характеристик» в виде» - Наибольшая дальность наведения на отражатель, м, не менее 1000

 

Общие характеристики

Сервоприводы на основе

пьезотехнологии; Скорость вращения сервопривода, не менее 180°/с;

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Данной характеристикой обладает единственный электронный тахеометр ТМ50 1" (единственного производителя Leica Geosystems) который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда

Просим изложить «параметры

характеристик» в виде» - наличие сервоприводов. Скорость вращения сервопривода, не менее 627с;

 

Общие характеристики

Размеры лазерного пятна на расстоянии 50 м, мм, не более 8x20

Данный параметр не является существенным в качестве эталона 2го разряда.

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Данной характеристикой обладает единственный электронный тахеометр ТМ50 1" (единственного производителя Leica Geosystems) который может быть использован в качестве эталона 2 го разряда

Просим удалить параметр - Размеры лазерного пятна на расстоянии 50 м, мм, не более 8x20

 

Общие характеристики

Клавиатура не менее 34 клавиш с подсветкой, в т. ч. 12 функциональных клавиш, 12 буквенноцифровых клавиш, а также заданная пользователем клавиша Smart Key

Формулировка не менее 34 клавиш является не корректной. Т.к. указывает на одну единственную модель прибора который может быть эталоном 2 го класса производителя Leica Geosystems. Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Технология Smart Key - Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию. Указывает на конкретного производителя, а именно Leica Geosystems

Просим изложить «параметры

характеристик» в виде» - Клавиатура не менее 25 клавиш с подсветкой, в т. ч. 12 функциональных клавиш, 12 буквенно­цифровых клавиш, а также заданная пользователем клавиша

 

Общие характеристики

Габаритные размеры (Д х Ш х В), мм, не более: 228x248x351

Требование является необоснованным и ограничивает конкуренцию, т.к. габариты не могут влиять на качество измерений и потребительские характеристики тахеометра. Более того все современные тахеометры имеют компактные размеры и вес, позволяющий переносить их вручную.

Просим исключить данный пункт, либо изменить на - Габаритные размеры (Д х Ш х В), мм, не более 228x248x400

 

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса (вх. № 4500 от 17.03.2020 года, № от 20.03.2020 года).

Требования к электронному тахеометру, предъявляемые ФБУ «Новосибирский ЦСМ», продиктованы тем, что приобретаемый тахеометр предполагается использовать не для геодезической съемки местности или развития съемочного обоснования, а с целью использования его в качестве эталона для поверки и калибровки эталонов и средств измерений, включенных в область аккредитации ФБУ «Новосибирский ЦСМ». Поэтому к тахеометру предъявляются высокие требования, особенно в части диапазона, погрешности и неопределенности измерений, которые должен обеспечивать эталонный тахеометр.

По каждому пункту заявленных ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» в своих запросах на разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме от 20.02.2020 г. и от 03.03.2020 г., а также в жалобе ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» (вх. № 4065 от 11.03.2020 года) на действия заказчика требований внести изменения в пункт 3.1. «Технические и метрологические характеристики Тахеометра» Приложения № 1 к Информационной карте открытого аукциона в электронной форме, ФБУ «Новосибирский ЦСМ» в обоснование незаконности и необоснованности заявленных ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» требований, приводит следующие доводы:

1)  Требование к функции измерения расстояний в отражательном режиме на отражающую пленку с наибольшим измеряемым расстоянием не менее 250 метров не может быть изменено в сторону уменьшения, так как поверяемые и калибруемые приборы могут иметь диапазон измерений на отражающую пленку 250 метров. В частности, это тахеометр электронный Leica TS11 (№ 64256-16 в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений).

2)  Требование к функции измерения расстояний в диффузном режиме на отражающую пленку с наибольшим измеряемым расстоянием не менее 1000 метров не может быть изменено в сторону уменьшения, так как эталонный тахеометр планируется применять при калибровке светодельномеров безотражательных с диапазоном измерений до 1000 м (Nikon LASER Rangefinder 1000 AS и др.), а также при поверке таких средств измерений, как тахеометр электронный серии Leica TS15 (№ 70923- 18 в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений) с диапазоном указанных измерений до 1000 м. Тем не менее, данный пункт был частично изменен заказчиком в части наименования характеристики и теперь сформулирован как «Измерения на поверхность, соответствующую поверхности пластины с коэффициентом отражения не менее 90 % по ГОСТ 8.557- 2007». При этом конкретный производитель отражающей пластины не указывается.

3)  Требование к функции измерения расстояний в режиме больших дальностей с диапазоном измеряемых расстояний от 1000 до 12000 метров не может быть исключено, так как эталонный тахеометр планируется применять при калибровке различных средств измерений с различными диапазонами измерений и ограничивать диапазон его измерений нецелесообразно, в связи с тем, что в дальнейшем это может повлиять на возможность расширения области аккредитации ФБУ «Новосибирский ЦСМ» по калибровке средств измерений. Кроме того, эталонный тахеометр может применяться при поверке таких средств измерений, как тахеометр электронный Leica TS15 (№ 70923- 18 в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений), который имеет функцию измерения расстояний в режиме больших дальностей от 1000 м до 10000 м.

4)  Требование к диапазону работы компенсатора наклона тахеометра изначально подразумевало значение размаха углов наклона, которое равняется 8 угловых минут. Тем не менее, ФБУ «Новосибирский ЦСМ» учло пожелания ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» и изменило формулировку на «Наибольший диапазон компенсации в абсолютном выражении, угл. мин, не менее ±4».

5)  Требование к погрешности компенсации (недокомпенсация) наклона тахеометра не более 0,5 угловых секунд не может быть изменено в сторону увеличения в связи с необходимостью использования тахеометра в качестве рабочего эталона 2-го разряда по государственной поверочной схеме, утвержденной приказом Росстандарта № 2482 от 26.11.2018 г. «Государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла» для поверки коллиматорных установок и стендов для поверки тахеометров, теодолитов и нивелиров, являющихся эталонами 3-го разряда, где от точности данного параметра зависит точность выставления установок и стендов и точность результатов измерений в вертикальной плоскости. Кроме того, тахеометр может использоваться при калибровке различных угломерных инструментов и установок. В соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, при калибровке средств измерений обязательна оценка неопределенности измерений. При этом необходимо учитывать, как можно более полный бюджет влияющих факторов и стремиться к минимизации значения неопределенности измерений. Таким образом, влияние недокомпенсации наклона на неопределенность в первом случае будет составлять 0,29", а во втором случае 0.58" на 1 угловую минуту наклона. Следовательно, для уменьшения неопределенности измерений вертикальных углов необходимо уменьшить значение погрешности компенсации.

6)  Требование к автоматическому наведению на отражатель на максимальной дальности не менее 3000 метров обусловлено тем, что длина, используемого при поверке и калибровке средств измерений базиса составляет более 3000 метров и наведение на визирную цель в неавтоматизированном режиме на таких расстояниях очень затруднительно, так как цель уже невозможно различить в поле зрения трубы тахеометра.

7)  Требование к сервоприводам было изменено с учетом пожеланий ООО «Геостройизыскания- Новосибирск» на «Наличие сервоприводов, позволяющих проводить автоматическую смену круга» без указания скорости вращения.

8)  Требование к размеру лазерного пятна на расстоянии 50 метров, устанавливающее значение не более 8x20 мм, обусловлено тем, что размер лазерного пятна напрямую влияет на вероятность искажения результатов измерений. Чем больше лазерное пятно, тем больше вероятность захвата посторонних поверхностей отражения сигнала, а, следовательно, и ухудшения точности измерений, что в условиях применения тахеометра в качестве эталона недопустимо. В идеале лазерный пучок должен быть параллельным, то есть иметь нулевое расхождение. Но так как современное развитие техники пока не позволяет добиться выполнения данного требования, то при прочих равных условиях приоритетным будет минимально-возможное расхождение лазерного пучка, а соответственно и минимально-возможный размер лазерного пятна.

9)  Требование к клавиатуре тахеометра было изменено с учетом пожеланий ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» на «Клавиатура с подсветкой, функциональными и буквенно-цифровыми клавишами, а также задаваемой пользователем клавишей» без указания количества клавиш и их функционального назначения.

10) Требование к габаритным размерам тахеометра обусловлено тем, что тахеометр планируется использовать в качестве рабочего эталона 2-го разряда по государственной поверочной схеме, утвержденной приказом Росстандарта № 2482 от 26.11.2018 г. «Государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла» для поверки коллиматорных установок и стендов для поверки тахеометров, теодолитов и нивелиров, являющихся эталонами 3-го разряда. При поверке и калибровке коллиматорных установок и стендов точка пересечения визирных осей коллиматоров должна быть максимально близкой к точке пересечения оси вращения тахеометра и оси вращения его визирной трубы (нулевая несоосность). Так, у тахеометров с высотным габаритом 350-355 мм. высота расположения точки пересечения вертикальной и горизонтальной осей равна 225-230 мм., что соответствует расстоянию от предметного столика автоколлимационной установки для поверки нивелиров и теодолитов (АУПНТ) в крайнем нижнем его положении до визирной оси автоколлимационной установки для поверки нивелиров, являющейся неотъемлемой частью АУПНТ. Этот факт подтверждается фотографией. И если при габаритах, меньших, чем требуемые, величину несоосности можно компенсировать специальными подкладками под тахеометром и подъемными винтами его триггера или же подъемом предметного стола установки, то при габаритах тахеометра больших, чем требуемые, устранить несоосность уже не представляется возможным. Таким образом, тахеометр, соответствующий требованиям поверочной схемы по точностным характеристикам, использовать при поверке и калибровке коллиматорных установок и стендов становится невозможным из-за неподходящих для этого его габаритов.

Кроме того, необходимо отметить, что требование ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» об исключении из перечня технических и метрологических характеристик «тех, которые не входят в состав характеристик, охваченных действием приказов Росстандарта № 2831 от 29.12.2018 г. «Государственная поверочная схема для координатно-временных средств измерений» и № 2482 от 26.11.2018 г. «Государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла», не обоснованы и выполнены быть не могут.

ООО   «Геостройизыскания-Новосибирск» утверждает, что поверочные схемы, утвержденные приказами Росстандарта № 2831 от 29.12.2018 г. «Государственная поверочная схема для координатно-временных средств измерений» и № 2482 от 26.11.2018 г. «Государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла», регламентируют только точностные характеристики и не содержат требований к другим техническим характеристикам средств измерений. Но поверочные схемы как раз и предназначены для установления соподчинения эталонов и средств измерений, исходя из их точностных характеристик, а также исходя из точности методов передачи единиц величин между эталонами и средствами измерений, и по своей сути не могут и не должны содержать каких-либо других требований.

Утверждение ООО «Геостройизыскания-Новосибирск» о том, что совокупность характеристик закупаемого тахеометра соответствует только тахеометру Leica ТМ50 1" не находит подтверждения. Так, тахеометр Leica TS 60 I (№ 61950-15 в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений) имеет аналогичные метрологические характеристики.

Требования к техническим характеристикам электронного тахеометра, установленные ФБУ «Новосибирский ЦСМ» и не касающиеся тех, что регламентируются поверочными схемами, обусловлены условиями выполнения действующих и перспективных измерительных задач, которые могут решаться с применением этого тахеометра в качестве эталона при поверке и калибровке таких средств измерений, как светодальномеры различных типов и модификаций, различные электронные тахеометры (в дальномерной их части), коллиматорные установки и стенды различных типов и модификаций, предназначенные для поверки нивелиров, теодолитов и электронных тахеометров (в части измерения углов).

Многообразие измерительных задач, решаемых специалистами ФБУ «Новосибирский ЦСМ», обуславливает многообразие и жесткость требований, предъявляемых к эталонным средствам измерительной техники, которые являются непреложным условием устойчивого развития в области обеспечения единства измерений.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

26.02.2020 года федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области»  на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) опубликовало извещение № 32008860784 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тахеометра электронного Leica TM50 1'' (или эквивалент) в количестве 1 шт.

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Довод Заявителя о том, что в пункте 3.1.  Приложения № 1 к Информайионной карте открытого аукциона в электронной форме (Технические и метрологические характеристики Тахеометра) содержатся требования к товару, ограничивающие количество участников т.к. под указанные в техническом задании параметры подходят приборы одной единственной торговой марки - Leica Geosystems, не принимается.

В Аукционной документации, а также извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указан тахеометр электронный Leica TM50 1'' (или эквивалент). По информации, предоставленной Заказчиком, данный товар имеет аналоги (например, Leica TS 60 I имеет аналогичные характеристики).

Закон № 223-Ф3 не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых:

-    требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-    требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Исходя из приведенной нормы права, формирование закупочной документации осуществляется исключительно в зависимости от потребностей заказчика в получении тех или иных товаров, работ или услуг в необходимых последнему форме, способе, комплектации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 приведена правовая позиция, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в действиях федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» при проведении торгов не усматривается нарушений действующего законодательства по порядку и организации торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью  «Геостройизыскания-Новосибирск» (вх. № 4065 от 11.03.2020 года) на действия заказчика федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тахеометра электронного Leica TM50 1'' (или эквивалент) в количестве 1 шт. (извещение № 32008860784) необоснованной

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны