Решение №054/06/32-1037/2023 жалобу ООО «Метроком-Н» на действия заказчика – ГКУ Новосиби... от 29 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-1037/2023

 

29 мая 2023 года                                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Метроком-Н» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения – при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003428 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Маслянинском районе Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 541 765 121 руб. 33 коп.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Метроком-Н» с жалобой на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003428 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Маслянинском районе Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «Метроком-Н» заключается в следующем.

1. В соответствии с п.4.1 раздела «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» извещения о закупке для участия в электронном конкурсе заявка должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и требованиями позиции 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признаками утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 2571).

Исходя из указанных норм, для участия в закупке участнику необходимо обладать опытом исполнения контрактов по цене не менее 20 процентов от начальной максимальной цены контракта. Учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 541 765 121,33 руб., для участия в данном конкурсе участник обязан представить контракт на сумму не менее 108 353 024,27 руб. и документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту.

Извещение о проведении конкурса содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленный на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Заказчиком в указанном порядке установлены детализирующие показатели по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – квалификация участников закупки): наличие у участников закупки опыта работы, поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта:

  • детализирующий показатель – общее количество исполненных контрактов (предельное максимальное количество договоров – 5);
  • детализирующий показатель – наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 163 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 541 700 000,00 руб.).

По мнению подателя жалобы, из изложенного следует, что конкурсные заявки участников, имеющих опыт выполнения работ, соответствующих предмету конкурса, по цене от 108 353 024,27 руб. до 163 000 000 руб. по критерию «квалификация участников закупки» получат 0 баллов.

ООО «Метроком-Н» считает, что установление предельной минимальной цены одного из исполненных участником закупки договоров нарушает положения ст.8 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает количество участников закупки.

Аналогичные нарушения допущены заказчиком при проведении иных открытых конкурсов в электронной форме, предметом которых является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территориях муниципальных образований Новосибирской области.

2. Поскольку заказчик неправомерно установил минимальную цену одного из исполненных договоров в рамках детализирующего показателя по критерию «наличие у участников закупки опыта работы, поставки товара, выполнение работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта», то ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в п.2 порядка определения рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе использована неверная формула подсчета баллов по данному критерию.

3. Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно установлено значение предельной максимальной цены одного из исполненных участником закупки договоров – 541 700 000,00 руб. (100% от начальной (максимальной) цены контракта), поскольку, по мнению подателя жалобы, участники закупки, имеющие опыт выполнения договоров на сумму менее НМЦК, для победы в конкурсе будут вынуждены снижать цену контракта до нерентабельного уровня, в противном случае, победителем закупки будет являться участник с чрезмерным опытом выполнения работ, например, АО «Новосибирскавтодор».

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства.

ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Метроком-Н» сообщили следующее.

1. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке был сформирован в соответствии с Положением.

Установление предельных максимальных и минимальных значений детализирующих показателей по предусмотренным извещением о закупке критериям оценки, а также требований к участнику закупки, установленных Постановлением Правительства РФ № 2571, позволяют заказчику выявить наиболее лучшие условия исполнения контракта, оценить и сопоставить опыт выполнения аналогичных контрактов.

Так, по мнению заказчика и уполномоченного учреждения, Постановлением Правительства РФ № 2571 установлены дополнительные требования к участнику закупки в виде минимальных требований к опыту при определении подрядчика конкурентным способом, отсутствие такого опыта влечет отклонение заявки участника закупки.

Установление критериев оценки заявок участников закупки в соответствии с Положением направлено на выбор наилучших условий исполнения контракта, предложенных участниками, соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № 2571.

При этом, одновременное применение положений Постановления Правительства РФ № 2571 и Положения не является взаимоисключающим.

2. В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

При этом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения. Таким образом, вне зависимости от цены контракта, предоставленного к оценке по детализирующему показателю критерия, все контракты, цена которых составляет от 163 000 000,00 рублей и более 541 700 000,00 рублей будут оценены равнозначно - в 100 баллов, что, по мнению заказчика и уполномоченного учреждения, не приведет к ограничению количества участников закупки и обеспечит возможность выбора наилучшего предложения для заказчика.

Необходимость установления предельных величин детализирующих показателей обусловлена потребностью (целью) заказчика в определении самого квалифицированного участника.

Таким образом, ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и ГКУ НСО «УКСис» считают, что установленный в извещении о закупке порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, и направлен на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.

Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного учреждения, извещение о проведении электронного аукциона не противоречит действующему законодательству.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 данного Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Так, согласно пп. «з» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Xпредmax ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хmin х 100Хmaxпредmin

 

Согласно пп. «е» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хminпред ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хmaxпред ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хminпред х 100Хmaxпред-Хminпред

 

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» заказчиком установлены следующие детализирующие показатели:

  • общее количество исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, предельное максимальное количество договоров - 5 (пять));
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 163 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 541 700 000,00 руб.).

При этом, оценка детализирующих показателей производится по формулам, предусмотренным пп. «е», пп. «з» п.20 Положения.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Установление предельного минимального, предельного максимального значений показателей в соответствии с Положением является правом заказчика, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571, которым установлено, что цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, необходимость соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 2571, не соотносится с правом участника закупки представить заказчику сведения о его квалификации в соответствии с Положением для получения соответствующего количества баллов при участии в открытом конкурсе. Данные требования извещения о закупке подлежат рассмотрению отдельно.

При этом, неподтверждение соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № 2571, является основанием для признания участника закупки не соответствующим требованиям извещения о закупке. Вместе с тем, отсутствие в заявке участника закупки документов, подтверждающих его квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что извещение о закупке не противоречит требованиям действующего законодательства. Доводы жалобы не нашли подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса, а также действий единой комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России


РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Метроком-Н» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003428 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Маслянинском районе Новосибирской области необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны