Решение №054/01/18.1-1012/2020 жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ЦЛД-Эксперт... от 10 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
054/01/18.1-1012/2020
10июня 2020 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
….
рассмотревпосредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЦЛД-Эксперт» на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Родильный дом № 7»при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение № 32009121317),
в присутствии представителей:
…
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ЦЛД-Эксперт» (вх. № 9513 от 01.06.2020 года) на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Родильный дом № 7»при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение № 32009121317).
Заявитель сообщает следующее (вх. № 9513 от 01.06.2020 года):
В процедуре закупки электронного аукциона № 32009121317 на Оказание услуг по бактериологическим исследованиям, размещенной Заказчиком 29.04.2020 г., нарушен, как алгоритм проведения электронного аукциона в соответствии с 223-ФЗ, так и требования Положения о закупке, утвержденного Заказчиком.
Процедура торгов содержала следующие нарушения:
1. Не установлен шаг аукциона
Шаг аукциона прописывается в положении о закупках и затем указывается в документации.
Варианты:
1. Фиксированный. Примеры: 1000 рублей, 5% от НМЦ (начальная минимальная цена).
2. Плавающий. Пример: от 0,5% до 5-2% от НМЦ. Наиболее популярный и доказавший свою эффективность шаг. Заказчик ограничивает процентами, либо фиксированными суммами ценовой диапазон, в котором участники могут делать свои предложения.
3. С понижением шага при отсутствии предложений. Пример: шаг 5%, если участники не сделали ставку, шаг снижается на 0,5%. Наиболее популярный в бумажных аукционах - неэлектронных. В положении должна быть процедура, которая описывает, какие действия предусмотрены в случае отсутствия ставок.
На площадке Заказчиком не был установлен ни один из вариантов, хотя в их Положении о Закупке, утвержденном от 30.12.2019 четко прописаны требования к процедуре электронного Аукциона:
«П. 6.8.28. Аукцион проводится путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Величина снижения НМЦД (далее - «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до 5 процентов НМЦД, но не менее чем сто рублей.
При проведении аукциона его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага аукциона».
2. Время приема ценовых предложений аукциона также нарушено Заказчиком.
Оно должно прописываться заказчиком в положении о закупке и документации и соответствовать на электронной площадке.
В положении Заказчика п. «6.8.31. При проведении аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене договора, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене договора, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене договора. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене договора, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения НМЦД или поступления последнего предложения о цене договора. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
6.8.32. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с пунктом 6.8.31 Типового положения о закупке аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене договора, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 6.8.30 Типового положения о закупке.»
Ни в документации Заказчика, ни на функционале электронной площадки РТС- не было этого предусмотрено.
Заказчиком было установлено только время:
Дата начала торгов 19.05.2020 в 7-00 мск
Дата окончания 20.05.2020 в 10-00 мск
Ни шага, ни автоматического продления, ни второй фазы - Заказчиком - не было установлено. Данная процедура никак не может именоваться АУКЦИОНОМ, это скорее ПЕРЕТОРЖКА продолжительностью в 27 часов.
Отсутствие технической возможности подачи ценовых предложений, и именно торгов с продлением от последней ставки - позволило второму Участнику (Победителю) при 27 - часовом течении аукциона - победить со снижением 9%, поскольку его предложение было подано последним 20 мая в 09:59:53 по мск (за 7 секунд до окончания, тактично используя «технические ошибки Заказчика», либо имея информацию о специфике процедуры заранее, что позволило выбрать «тактику победителя», не снижаться до последних секунд и перебить нашу цену за 7 секунд до окончания «торгов»). В то время, как с 19 мая с 07:45:43 мск наша цена 655 000 была лучшей на протяжении суток, до последних секунд. Технический регламент проведения не позволял улучшить еще нам цену до конкурентной цены.
1. Соответственно, речь идет о нарушении принципа обеспечения конкуренции со стороны Заказчика и о возможном соучастии при размещении закупки аффилированных лиц.
2. Эффективность осуществления закупки с экономической точки зрения- тоже попадает под «вопрос», а именно эффективность расходования бюджетных средств для государственных и муниципальных нужд и экономии денежных ресурсов. Чем руководствовался Заказчик, определяя данный функционал проведения аукциона, не соответствующий ни нормам 223-ФЗ, ни собственно разработанным требованиям положения Закупки, «затягивая» его на 27 часов и размещая функционал «переторжки».
В данном случае процедура проведения аукциона № 32009121317 - является нарушенной со стороны закупочной комиссии Заказчика и юридического сопровождения.
По телефонным разговорам с ответственными лицами по закупке, Заявителем была правомерно и сразу озвучена своя позиция, еще на момент начала аукциона, 19.05.2020, поскольку до начала торгов - подать официальный им жалобу в УФАС - не было никаких оснований со стороны Заявителя и Заявитель не мог предвидеть, что на площадке возникнет «нестандартная ситуация». После проведения подачи ценовых предложений – Заявитель неоднократно обращались к Заказчику с требованием отмены результатов нарушенной процедуры и повторным размещением на законных основаниях.
ГБУЗ Новосибирской области «Родильный дом № 7» представилоследующие возраженияпо существу рассматриваемого вопроса.
В части установления шага аукциона - необходимо руководствовать Положением о закупке ГБУЗ НСО ”РД №7".
Сделанные шаги в рамках проводимой закупки соответствуют Положению и аукционной документации.
Доводы о продолжительности проведения аукциона не основаны на нормах права и являются лишь несогласием с результатам торгов Заявителя. Заявитель имел возможность участвовать и делать предложения по цене. Заказчик не несет ответственность за ценовую политику и за поведение участников на торгах.
По сути, жалоба Заявителя сводится к тому, чтобы предоставить Заявителю преимущество, поскольку он проиграл в аукционе. Иными словами, если бы Заявитель победил, то и доводов бы не было, однако неумелая политика проведения торгов Заявителем - не повод для отмены аукциона и проведения закупки заново.
Заказчик не ограничил конкуренцию, с условиями проведения аукциона Заявитель был ознакомлен заранее, в том числе, с временем проведения торгов, шагом торгов и т.д., приняв участие в такой закупке Заявитель выразил свое согласие на торги с такими условиями. Проиграв торги. Заявитель пытается злоупотребить своим правом на подачу жалобы для того, чтобы получить возможность принять участие вновь. Заказчик, также, не допустил нарушения действующих норм ФЗ-223.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.04.2020года Государственноебюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Родильный дом № 7»на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) опубликовалоизвещение № 32009121317опроведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям.
Начальная (максимальная) цен договора: 681 077,70 руб.
Аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ГБУЗ НСО «Родильный дом № 7»осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицдля нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Родильный дом №7», утвержденным министром здравоохранения Новосибирской области К.В. Хальзовым 30.12.2019г. (далее – Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно части 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
В соответствии с п. 6.8.1 Положения,Аукцион в электронной форме(далее – аукцион) - форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации об аукционе величину (далее – «шаг аукциона»).
Согласно п. 6.8.28 Положения, Аукцион проводится путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Величина снижения НМЦД (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до 5 процентов НМЦД, но не менее чем сто рублей.
При проведении аукциона его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага аукциона».
В соответствии с п. 6.8.2 Положения Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе должны соответствовать требованиям, установленным в Типовом положении о закупке.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме заказчиком не установлен порядок проведения аукциона, а именно отсутствует величина шага аукциона.
Отсутствие в документации об аукционе информации о шаге аукциона, противоречит нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и тем самым нарушает права участников аукциона наполучение полной информации об аукционе и участии в нем, поскольку создает неопределенность относительно важнейшего условия аукциона.
Частью 10 ст.4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,установлено, что в документации о закупкедолжны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Таким образом, заказчиком нарушен порядок организации и проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЦЛД-Эксперт» на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Родильный дом № 7»при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение № 32009121317)обоснованной.
2. Выдать заказчику торговГБУЗ НСО «Родильный дом №7» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.