Решение №054/06/14-851/2022 жалоба ИП Шикова С.М. на действия заказчика – ГКУЗ ОТ НСО МЦ... от 18 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-851/2022

 

18 мая 2022 года                                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Шикова С.М. на действия заказчика – ГКУЗ ОТ НСО МЦ «Резерв» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622002361 на поставку респираторов медицинского назначения, начальная (максимальная) цена контракта 4 840 200,00 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Шиков С.М. с жалобой на действия заказчика – ГКУЗ ОТ НСО МЦ «Резерв» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622002361 на поставку респираторов медицинского назначения.

Суть жалобы ИП Шикова С.М. заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, в извещении о проведении закупки неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ № 616).

Объектом закупки являются респираторы медицинского назначения с кодом ОКПД2 32.50.50.190.

Согласно п.142 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 616, в перечень включены товары с кодом ОКПД2 32.50.50.190 – изделия медицинские, в том числе, хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок).

Таким образом, по мнению подателя жалобы, указанное требование применяется исключительно к медицинским маскам, но не к закупаемым в рамках данного электронного аукциона респираторам.

Так, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам на медицинские маски установлен код 182450, на респираторы – 180770.

Кроме того, на медицинские маски и респираторы установлены разные государственные стандарты, в соответствии с которыми маски и респираторы имеют различные классификации.

Медицинские маски, предусмотренные ГОСТ Р 58396-2019, подразделяют на два типа (тип I и тип II) в зависимости от эффективности бактериальной фильтрации.

Классификация респираторов приводится в ГОСТ 12.4.294-2015. Так, фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности:

  • FFP1 - низкая эффективность;
  • FFP2 - средняя эффективность;
  • FFP3 - высокая эффективность.

Следовательно, по мнению подателя жалобы, можно однозначно сделать вывод о том, что медицинская маска и респиратор являются разными видами медицинских изделий. Указанная позиция подтверждается практикой антимонопольных органов (решение Санкт-Петербургского УФАС от 07.07.2021 № 44-3319/21, решение Хакасского УФАС от 07.07.2021 № 019/06/64-686/2021, решение Санкт-Петербургского УФАС от 16.07.2021 № 44-3499/21, решение Астраханского УФАС от 21.07.2021 № 030/06/14-936/2021, решение Кемеровского УФАС от 09.08.2021 № 042/06/33-1438/2021, решение Ульяновского УФАС 27.07.2021 № 073/06/64-438/2021, решение Ульяновского УФАС 11.08.2021 № 073/06/33-456/2021). Также данная позиция отражена в письме ФАС России от 18.08.2021 № ПИ/69101/21.

При этом, из положений извещения о закупке следует, что заказчику требуются именно респираторы, а не медицинские маски (наименование товара – респиратор медицинский; требование к товару по классу защиты – FFP3, которое применяется исключительно к респираторам; наличие в описании объекта закупки ссылки на ГОСТ 12.4.294-2015, устанавливающий требования к респираторам).

На основании изложенного, ИП Шиков С.М. считает, что из извещения о закупке необходимо исключить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ИП Шикова С.М. сообщило следующее.

Предметом закупки являются респираторы медицинского назначения. Заказчиком был установлен код ОКПД 2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе, хирургические, прочие, не включенные в другие группировки».

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу п.1,2 Постановления Правительства РФ № 616 в извещении о закупке устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе, в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, который включает код ОКПД 2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе, хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения, поскольку товар, требуемый заказчику, имеет код ОКПД2 32.50.50.190, соответственно, товар входит в перечень товаров, на которые распространяется запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный Правительства РФ № 616.

Указанный вывод подтверждается наличием масок-респираторов в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (реестровая запись № 944\2\2021 – маска-респиратор медицинская защитная одноразовая «МИРА», реестровая запись № 438\9\2021 – Маска-респиратор медицинская ЭирСейф с клапаном тип 1 305 NR FFP3 К).

Согласно п.3.1, п.5.1.2 ГОСТ Р 58396-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний» медицинская маска - это медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом. Медицинские маски могут иметь различную форму и конструкцию, а также дополнительные функции такие как экран для лица (для защиты пользователя от брызг и капель) с функцией или без функции защиты от запотевания либо носовой фиксатор (для улучшения прилегания за счет повторения формы носа).

Уполномоченное учреждение считает, что респиратор также является маской медицинской, поскольку будет использоваться заказчиком в медицинских целях и обеспечивать минимизацию прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом.

В соответствии с позицией ФАС России и Минпромторга России, изложенной в письмах № ПИ/69101/21 от 18.08.2021 и № 55485/13 от 02.07.2021, СИЗОД, выпускаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, к медицинским маскам не относятся, при этом, указанные письма не содержат информации о том, что СИЗОД, изготавливаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, не являются медицинскими изделиями. Указанные выводы подтверждаются решением Комиссии Новосибирского УФАС России № 054/06/14-2193/2021 от 09.11.2021.

На основании изложенного, ГКУ НСО «УКСис» считает, что в извещении о закупке правомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Товар, требуемый заказчику, имеет код ОКПД2 32.50.50.190, который входит в перечень товаров, на которые распространяется запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходимы респираторы медицинского назначения (код ОКПД2 32.50.50.190), в том числе, со следующими характеристиками: противоаэрозольные, класс защиты: FFP3, кратность применения: NR, соответствие требованиям ГОСТ 12.4.294-2015.

Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2021 N 55485/13 в соответствии с приложением к Постановления Правительства РФ № 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза) для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в части, касающейся средств индивидуальной защиты органов дыхания, установлен только в отношении медицинских масок с кодами ОКПД 2 35.50.50.190 и 32.99.11.160.

При этом, документом технического регулирования для медицинских масок является национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний».

Вместе с тем, в соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме № ПИ/69101/21 от 18.08.2021, средства индивидуальной защиты органов дыхания, выпускаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, к медицинским маскам не относятся, в связи с чем под действия запрета Постановления N 616 не подпадают.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в извещении о проведении закупки неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616, поскольку в соответствии с описанием объекта закупки в рамках данного электронного аукциона закупаются респираторы медицинские, требования к которым установлены ГОСТ 12.4.294-2015. Таким образом, уполномоченным учреждением нарушены положения ч.3 ст.14, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе. Довод жалобы подтвержден.

Приведенная в возражениях ГКУ НСО «УКСис» практика Новосибирского УФАС России, содержащаяся в решении Комиссии Новосибирского УФАС России № 054/06/14-2193/2021 от 09.11.2021 (жалоба по закупке № 0851200000621006680), не может быть положена Комиссией Новосибирского УФАС России в основу решения по данному делу, поскольку в указанном решении Комиссией была проведена оценка конкретных обстоятельств иного дела (в частности, описанием объекта закупки по электронному аукциону № 0851200000621006680 не предусмотрено соответствие закупаемого товара положениям ГОСТ 12.4.294-2015).

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Шикова С.М. на действия заказчика – ГКУЗ ОТ НСО МЦ «Резерв» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622002361 на поставку респираторов медицинского назначения обоснованной.

2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим положения ч.3 ст.14, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.

3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны