Решение №054/06/31-963/2020 жалоба ООО «КАРКАС» на действия заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВ... от 4 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-963/2020

«04» июня 2020 года                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

« …………… »

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

            « …………… »

 

- специалист – эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

« …………… »

- специалист 1 разряда отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в отсутствии представителей заказчика ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области», уведомленного надлежащим образом,

в присутствии представителя ООО «КАРКАС» - « …………… » (по доверенности) (в дистанционном режиме),

рассмотрев жалобу ООО «КАРКАС» на действия заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области» при проведении электронного аукциона № 0834100000220000019 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения для стоянки служебного автотранспорта МО МВД России "Качугский" п.Качуг, ул.Каландарашвили, 37а (Приобретение вооруж., воен. и спец. техники и военно-технич. имущества, и иных товаров, работ, услуг в рамках ГОЗ в целях обеспеч. ГПВ)),

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «КАРКАС с жалобой на действия заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области» при проведении электронного аукциона № 0834100000220000019.

Суть жалобы заключается в следующем. 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ), при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 3.4. Документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта к участникам закупки установлено требование о наличии у участника закупки, а также у субподрядчика (при его наличии), действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По мнению подателя жалобы, данное требование заказчика не соответствует, действующему законодательству, согласно ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне», отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации.

Сведения об объекте (сборно-разборном быстровозводимом специальном сооружении для стоянки служебного автотранспорта), не отнесены Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», к сведеньям составляющим государственную тайну.

По мнению ООО «КАРКАС», данные действия заказчика по указанию в документации требования не соответствующего, действующему законодательству, нарушают права и законные интересы участников закупки.

На основании вышеизложенного ООО «КАРКАС» просит признать жалобу на действия заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области» при проведении электронного аукциона № 0834100000220000019 обоснованной.

На жалобу ООО «КАРКАС» от заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области» поступили пояснения, следующего содержания.

21 мая 2020 года на сайте Единой электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (www.roseltorg.ru) ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области» размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения для стоянки служебного транспорта МО МВД России «Качугский» п. Качуг, ул. Каландарашвили, 37а (Приобретение вооруж., воен и спец. Техники и военно-технич. имущества, и иных товаров, работ, услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения ГПВ), номер извещения № 0834100000220000019.

По заверению заказчика требование о наличии действующей лицензии ФСБ у участников закупки установлено согласно п.15 Указа Президента РФ от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и пункту 22 Указа Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» к государственной тайне отнесены, сведения о дислокации, назначении, степени готовности или защищенности режимных помещений МВД России.

Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД РФ Иркутской области») - орган, входящий в систему МВД России и занимающийся обеспечением материальными средствами территориальных подразделений органов внутренних дел по Иркутской области, а также поддержанием резервного и мобилизационного запаса материальных средств МВД России.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.01.2004 г. № 3-1 приказом МВД России от 11.03.2012 г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел РФ» утверждена Инструкция по обеспечению секретности в органах внутренних дел РФ, которой предусмотрено, что к режимным организациям относятся органы внутренних дел, допущенные к проведению секретных работ, защита государственной тайны является видом основной деятельности органов внутренних дел, режимные объекты подлежат охране, в них устанавливается пропускной режим.

В соответствии с условиями технического задания сигнализация должна быть выведена в дежурную часть территориального ОВД и интегрирована с существующей системой охранно-пожарной сигнализации территориального ОВД.

Дежурная часть территориального ОВД относится к режимным объектам. В соответствии с пунктами 61, 62 Приказа МВД России от 10.09.2018 г. № 580ДСП «Об утверждении сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ» составляют государственную тайну (степень секретности - «секретно»), сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД, результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Приказа МВД России от 31.12.2014 г. № 1152 «Об обеспечению безопасности объектов ОВД РФ от преступных посягательств» производство монтажных работ и обслуживание технических средств охраны и безопасности на объектах органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с лицензией, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»

Соответственно, по мнению заказчика, допуск предприятий, учреждений и организаций, а также проведение каких-либо работ на территории режимного объекта, с внедрением в технические средства охраны (т.е. с возможностью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну) организацией, не имеющей соответствующей лицензии, означало бы прямое нарушение действующего законодательства и вело бы к уголовной ответственности должностных лиц.

На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано 8 заявок. Протоколом от 1 июня 2020 года участники аукциона в электронной форме с номерами заявок с номерами №2, №3, №4, №5, №8, №9 (всего 6) допущены к участию в аукционе в электронной форме. По заверению ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Иркутской области», указанное количество заявок свидетельствует об отсутствие каких-либо ограничений для участия в данном аукционе.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 65 Закона № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Запросов на разъяснение положений документации электронного аукциона № 0834100000220000019 не поступало.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Также, в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

В соответствии с частью 1 статьи 27 данного закона допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 4 указанного закона установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Согласно пункту 15 данного перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются        Сведения   о   дислокации,   назначении,   Минатом России степени готовности  или  защищенности  режимных   МВД России объектов,  не  подпадающие   под  обязательства   Минобороны Российской     Федерации    по    международным   России договорам, о выборе, отводе земельных участков,   МПР России недр или акваторий для строительства  указанных   МЧС России объектов,   а   также    о    планируемых   или   Минэкономики проводимых  изыскательских,  проектных  и  иных   России работах по созданию этих объектов.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в рамках рассмотрения жалобы подателем жалобы не опровергнута позиция заказчика о том, что определенные работы в рамках закупки требуют наличия лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Выполнение работ, являющихся объектом закупки, предполагает ознакомление подрядчика с информацией, которая подпадает под пункт 15 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного п.15 Указа Президента РФ от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и пункты 61, 62 приказа МВД России от 10.09.2018 г. № 580дсп «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ» (сведения раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД,  результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве).

В соответствии с условиями технического задания сигнализация должна быть выведена в дежурную часть территориального ОВД и интегрирована с существующей системой охранно-пожарной сигнализации территориального ОВД. Именно при выполнении указанных работ исполнителю работ будет предоставлен доступ к сведениям составляющим государственную тайну, согласно приведенной позиции заказчика.

Объектом настоящей закупки являются работы по поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения для стоянки служебного автотранспорта МО МВД России "Качугский" п.Качуг, ул.Каландарашвили, 37а. Монтаж системы охранно-пожарной сигнализации является не значительной частью работ в рамках технического задания. Работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения для стоянки служебного автотранспорта.

Согласно п. 3.4 документации об электронном аукционе заказчик устанавливает требование о          наличии у участника закупки, а тек же у субподрядчика (при его наличии), действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну (требование установлено в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1993г. № 5485-1 - ФЗ «О государственной тайне» и Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, относящихся к государственной тайне») в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.02.2006 г. № 90 и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004г. № 3-1), а так же Приказом МВД от 31.12.2014 г. №1152.

В соответствии с п. 3.5 документации об электронном аукционе заказчик устанавливает требование о наличии у участника закупки или у субподрядчика (при его наличии), действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Согласно п. 4.5 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе копию действующей лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну оформленной в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне», в случае привлечения участником закупки к исполнению Контракта субподрядной организации необходимо предоставить копии данной лицензии выданную субподрядчику и договор субподряда, копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в случае привлечения участником закупки к исполнению Контракта субподрядной организации необходимо предоставить копии данной лицензии выданную субподрядчику и договор субподряда.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о неправомерности требования заказчика о наличии у участника закупки или у субподрядчика действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их предоставления в составе второй части заявки. Стоит отметить, что при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика. При этом субподрядчики, которых привлечет победитель закупки, обязаны отвечать требованиям законодательства РФ, в том числе иметь лицензии. Заказчик вправе установить в проекте контракта требование о том, чтобы лицензия была у исполнителей, которые выполнят работы в качестве субподрядчика

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика, установившего в документации об аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, жалоба ООО «КАРКАС на действия заказчика действия заказчика – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по Иркутской области» при проведении электронного аукциона № 0834100000220000019 признается частично обоснованной. Обоснованный в части незаконности требований заказчика о наличии лицензии ФСБ у участника закупки и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе, о незаконности требования лицензий в составе второй части заявки.

При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ электронного аукциона № 0834100000220000019 Комиссией Новосибирского УФАС России иных нарушений не установлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «КАРКАС на действия заказчика – ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Иркутской области» при проведении электронного аукциона № 0834100000220000019 (объект закупки - поставка и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения для стоянки служебного автотранспорта МО МВД России "Качугский" п.Качуг, ул.Каландарашвили, 37а (Приобретение вооруж., воен и спец.техники и военно-технич. имущества, и иных товаров, работ, услуг в рамках ГОЗ в целях обеспеч.ГПВ)) частично обоснованной;
  2. Признать заказчика ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Иркутской области» нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику и комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок;
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны