Решение №054/06/32-1197/2023 жалоба ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской... от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-1197/2023

«20» июня 2023 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623003532 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Черепановском районе Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 617 254 947,74 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Лидер» с жалобой на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623003532 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Черепановском районе Новосибирской области.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС - 15.05.2023 г.;

2) дата окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 14.06.2023 г.;

3) на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана 1 заявка от участника закупки;

4) дата рассмотрения и оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 16.06.2023 г.;

5) в результате рассмотрения и оценки заявки единственного участника закупки она была признана соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. Открытый конкурс в электронной форме в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), был признан несостоявшимся;

6) победителем открытого конкурса в электронной форме признано АО «Новосибирскавтодор» с предложением о цене контракта в размере 617 242 602,00 руб.

Суть жалобы ООО «Лидер» заключается в следующем.

1) В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок участников является наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 185 176 400,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 617 254 900,00 руб.

Также заказчиком установлен детализирующий показатель «общее количество исполненных участником закупки договоров», по которому установлено предельное максимальное количество договоров - 5 (пять).

Податель жалобы считает, что положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение), не установлены требования к сопоставимому объему работ, выполняемых по контрактам, а также ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов.

Указанное подтверждается правовой практикой ФАС России (решение от 02.03.2022 № 22/44/93/22, решение от 22.02.2022 № 28/06/105-380/2022, решение от 16.02.2022 № 28/06/105-299/2022), судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 № 09АП-58637/2022 по делу № А40-81956/2022).

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства.

2) Пунктом 8.2 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта, что составляет 10% (десять процентов) начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса. Вместе с тем, в извещении о проведении закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта в размере 10 %. При этом, в извещении отсутствует информация о размере обеспечения исполнения контракта в соответствии с п.3 ч.6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Податель жалобы считает данное требованием неправомерным. Указанное подтверждается правовой практикой ФАС России (решение № 28/06/105-863/2023 от 25.04.2023).

ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Лидер» сообщили следующее.

1. В соответствии с п.20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», рассчитывается по одной из формул, предусмотренных пп. «а» - «з» пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 617 254 947,74 руб.

По детализирующему показателю п.2.1.2 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 185 176 400,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 617 254 900,00 руб.

Таким образом, вне зависимости от цены контракта, представленного к оценке по детализирующим показателям критерия, все контракты, цена которых составляет от предельного минимального значения и более предельного максимального значения будут оценены равнозначно - в 100 баллов, что не приведет к ограничению конкуренцию и обеспечит возможность выбора наилучшего предложения для заказчика.

При формировании порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком был проведен анализ рынка за 2020-2022 гг. Исходя из указанного анализа НМЦК закупок на выполнение строительно-монтажных работ на а/д Новосибирской области составляет от 75 000 000,00 руб. до 1 200 000 000,00 руб.

Заказчик считает, что данное обстоятельство подтверждает факт наличия широкого круга потенциальных участников, так как в качестве подтверждения опыта участники могут представлять контракты как на выполнение работ по содержанию, так и других видов работ (ремонт, строительство, реконструкция, капитальный ремонт).

По детализирующему показателю п.2.1.1 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено предельное максимальное количество договоров – 5 (пять).

По мнению заказчика, общее количество исполненных участником закупки договоров – 5 является средним, установление большего количества договоров, принимаемых к оценке является нецелесообразным как с точки зрения рассмотрения поданных заявок, так и с точки зрения обеспечения конкуренции.

2) В извещении о проведении закупки установлены размер аванса – 10%, размер обеспечения исполнения контракта - 10 %, а также указана информация, согласно которой расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. При этом, в извещении о проведении закупки указано следующее: обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе, антидемпинговые меры применяются в соответствии со ст.37 Закона о контрактной системе, условия независимой гарантии установлены в соответствии со ст.45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 8.2 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта, что составляет 10% (десять процентов) начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса.

Согласно пп.3 п.6 ст.96 Закона о контрактной системе и в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 данной статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

На основании изложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что разночтения между извещением и проектом контракта отсутствуют.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 данного Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Так, согласно пп. «з» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Xпредmax ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хminпред х 100Хmaxпред-Хminпред

 

Согласно пп. «е» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хminпред ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хmaxпред ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хmin х 100Хmaxпредmin

 

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» заказчиком установлены следующие детализирующие показатели:

  • общее количество исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, предельное максимальное количество договоров - 5 (пять));
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 185 176 400,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 617 254 900,00 руб.).

При этом, оценка детализирующих показателей производится по формулам, предусмотренным пп. «е», пп. «з» п.20 Положения.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Установление предельного минимального, предельного максимального значений показателей в соответствии с Положением является правом заказчика, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

При этом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок.

Приведенная в жалобе ООО «Лидер» практика антимонопольного органа не может быть принята во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России при рассмотрении данной жалобы, поскольку в указанных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.

На основании изложенного, а также принимая во внимание обоснование установления предельной максимальной и предельно минимальной цен одного из исполненных участником закупки договоров, установленных заказчиком, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2) Согласно п.10, п.17, п.18 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе, о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса), размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требовании к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона), информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).

В соответствии с п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки № 0851200000623003532 установлен размер аванса – 10%, размер обеспечения исполнения контракта – 10 %, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст.96, ст.37 Закона о контрактной системе, а также определены условия предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст.45 Закона о контрактной системе. Кроме того, в извещении о проведении закупки указана информация о типе казначейского сопровождения (расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).

В п.8.2 проекта контракта указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% (десять процентов) начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса. Согласно пп.3 п.6 ст.96 Закона о контрактной системе и в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

Приведенная в жалобе ООО «Лидер» практика ФАС России не является подтверждением обоснованности доводов данной жалобы, поскольку в указанном акте рассматривались конкретные обстоятельства иного дела.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что противоречия в части размера и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, указанных в извещении о проведении закупки и в проекте контракта, отсутствуют. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623003532 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Черепановском районе Новосибирской области необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны