Решение №054/06/69-53/2019 жалобы ЗАО «СК ДОРМАШ» и ООО СУ «СибСтрой» на действия комис... от 8 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/69-53/2019

8 февраля 2019 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

подателя жалобы – ЗАО «СК ДОРМАШ» -

подателя жалобы – ООО СУ «СибСтрой» -

заказчика - департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска -

рассмотрев жалобы ЗАО «СК ДОРМАШ» и ООО СУ «СибСтрой» на действия комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300034918000091 на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Ленинского района города Новосибирска, начальная (максимальная) цена контракта 17583046,67 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратились ЗАО «СК ДОРМАШ» и ООО СУ «СибСтрой» с жалобами на действия комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300034918000091 на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Ленинского района города Новосибирска.

ЗАО «СК ДОРМАШ» обжалует признание заявки несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

По мнению подателя жалобы, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, неправомерно принявшей решение о несоответствии его заявки дополнительным требованиям, установленным в документации об аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99), поскольку представленный ЗАО «СК ДОРМАШ» в составе второй части заявки договор субподряда в полном объеме соответствует требованиям вышеуказанного Постановления Правительства РФ и подтверждает наличие у участника закупки необходимого опыта выполнения работ.

ООО СУ «СибСтрой» обжалует признание заявки несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

ООО СУ «СибСтрой» полагает, что в составе второй части заявки ООО СУ «СибСтрой» было представлено подтверждение наличия соответствующего опыта выполнения работ, а именно, контракт №144 от 08.12.2017г., номер закупки №015130002721700004. Общество полагает, что предоставленный опыт полностью соответствует установленным критериям, а именно, относится к одному коду ОКПД-2 - 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства», в который включен код ОКПД 42.11.10.129 и код ОКПД 42.11.20.000. Сумма исполненного контракта более 20% от НМЦК закупки №0151300034918000091.

На основании вышеизложенного, податели жалоб просят выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данные жалобы от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик в полном объеме поддержал основания признания заявок ЗАО «СК ДОРМАШ» и ООО СУ «СибСтрой» несоответствующими, указанные в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

По мнению заказчика, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99.

Заявка ООО СУ «СибСтрой» признана несоответствующей на основании п.2 ч.6 ст.69 ФЗ 44-ФЗ (дополнительные требования к участникам) и п.18 раздела I «информационная карта» документации об электронном аукционе, в связи с несоответствием участника требованиям, установленным заказчиком, а именно, работы по муниципальному контракту №144 от 08.12.2017 не относятся к работам по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.01.2019 №0151300034918000091-3 заявка ЗАО «СК ДОРМАШ» признана несоответствующей на основании п.2 ч.6 ст.69 ФЗ №44-ФЗ (дополнительные требования к участникам) и п.18 раздела I «информационная карта» документации об электронном аукционе, в связи с несоответствием участника требованиям, установленным заказчиком, а именно, согласно Постановлению Правительства РФ N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, представление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N99. Контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно, по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства (не капитального строительства), где стороной выступает участник закупки (генеральный подрядчик). Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99, т.е. участник не имеет опыта строительства (капитального ремонта, реконструкции) самого объекта строительства.

Заявка ООО СУ «СибСтрой» признана несоответствующей на основании п.2 ч.6 ст.69 ФЗ 44-ФЗ (дополнительные требования к участникам) и п.18 раздела I «информационная карта» документации об электронном аукционе, в связи с несоответствием участника требованиям, установленным заказчиком, а именно, работы по муниципальному контракту №144 от 08.12.2017 не относятся к работам по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ЗАО «СК ДОРМАШ» в составе второй части заявки представлен договор субподряда №03/07-17-СП от 31.07.2017г., заключенный ООО СУ «СибСтрой» (генподрядчик) с ЗАО «СК ДОРМАШ» (субподрядчик).

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст.31 ФЗ №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ №44-ФЗ.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, утверждены Постановлением Правительства РФ N 99.

Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом, стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 требуется наличие опыта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

При этом используются следующие группы работ строительных: по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Указанные в Постановлении Правительства РФ N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем представление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N 99.

В силу положений ст.69 ФЗ №44-ФЗ заявка на участие в закупке подлежит признанию несоответствующей в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ №44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно, по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, где стороной выступает участник закупки в качестве генерального подрядчика. Договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99.

Указанная позиция также подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 NА40-7626/17, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2018 по делу N А40-223872/2017 и Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 января 2018 г. по делу № А45-25539/2017), а также практикой ФАС России, например, решение ФАС России от 06.12.2018г. по делу №18/44/105/1905.

Таким образом, довод жалобы ЗАО «СК ДОРМАШ» не обоснован.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО СУ «СибСтрой» представлен муниципальный контракт №114 от 08.12.2017г., заключенный ООО СУ «СибСтрой» с администрацией Коченевского района Новосибирской области на выполнение подрядных работ по ремонту дорожного покрытия ул. Иподромская в р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области.

Присутствующие на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ООО СУ «СибСтрой» пояснили, что объектом данной закупки является именно работы по благоустройству территории, а не работы по ремонту объекта капитального/некапитального строительства. Представители ООО СУ «СибСтрой» не смогли пояснить какие – именно виды работ, предусмотренные данным контрактом, относятся к работам по капитальному ремонту.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что в жалобе отсутствую доводы, подтверждающие то, что при исполнении данного контракта ООО СУ «СибСтрой» выполнялись группы работ строительных, предусмотренные примечанием к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, работы, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки). В силу вышеизложенного, данный довод жалобы ООО СУ «СибСтрой» не может быть принят как обоснованный.

Присутствующие на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ООО СУ «СибСтрой» дополнительно пояснили, что в составе второй части заявки обществом был представлен также договор подряда б/н от 22.06.2016г., заключенный ООО СУ «СибСтрой» с ООО «ДельтаСтрой». Однако в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 24.01.2019 №0151300034918000091-3 данный договор комиссией по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска на предмет соответствия требованиям Постановления Правительства РФ N 99 не оценивался.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что вопрос соответствия/несоответствия договора подряда б/н от 22.06.2016г. требованиям Постановления Правительства РФ N 99 не нашел своего отражения в указанном протоколе, что является нарушением ч.8 ст.69 ФЗ №44-ФЗ.

Присутствующие на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика признали данное нарушение.

Таким образом, данный довод жалобы ООО СУ «СибСтрой» обоснован.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ФЗ №44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. В соответствии с ч.52 ст.112 ФЗ №44-ФЗ по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. В нарушение ч.52 ст.112 ФЗ №44-ФЗ в документации об аукционе предусмотрена возможность обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

В извещении об осуществлении закупки (форма ЕИС) установлено, что обеспечение заявок на участие в электронном аукционе в форме денежных средств перечисляется на счет оператора электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк - АСТ»), что является нарушением ч.10 ст.44 ФЗ №44-ФЗ, т.к. обеспечение заявки должно быть внесено участником закупки на специальный счет.

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки участник закупки должен представить в том числе информацию о наименовании страны происхождения товара, используемого при выполнении работ. В действующей редакции ФЗ №44-ФЗ данное требование возможно устанавливать только при условии  установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В закупке №0151300034918000091 данное условие не установлено. Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.п.а) п.2 ч.3 ст.66, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ.

Принимая во внимание то, что допущенные нарушения в данном случае не повлекли ущемления прав и законных интересов участников закупки, а также не привели к отказу в допуске к участию в аукционе, на участие в данной закупке поступило 10 заявок, руководствуясь пунктом 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать предписание департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска о внесении изменений в документацию о закупке.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «СК ДОРМАШ» на действия комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300034918000091 на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Ленинского района города Новосибирска необоснованной.

2. Признать жалобу ООО СУ «СибСтрой» на действия комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300034918000091 на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Ленинского района города Новосибирска частично обоснованной.

3. Признать комиссию по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска нарушившей ч.8 ст.69 ФЗ №44-ФЗ.

4. Выдать комиссии по осуществлению закупок департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны