Решение №054/06/33-1546/2023 жалоба ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерал... от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1546/2023

«07» августа 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000006 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений Центра культуры, общежитий Студенческого городка, Дворца спорта и Спорткомплекса НГТУ, начальная (максимальная) цена контракта 59 534 508,22 руб.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Чистая компания» с жалобой на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000006 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений Центра культуры, общежитий Студенческого городка, Дворца спорта и Спорткомплекса НГТУ.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 24.07.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.08.2023 г.;

3) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.08.2023 г.;

5) в результате рассмотрения заявок, заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

6) победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером № 16 с предложением о цене контракта в размере 35 423 032,38 руб.

Суть жалобы ООО «Чистая компания» заключается в следующем.

1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 13. Заказчиком в описании объекта закупки не указана высота потолков, стен, а также на какой высоте находятся плафоны, светильники, шторы, ламбрекены на сцене и окнах. По мнению подателя жалобы, информация о высоте указанных предметов необходима для формирования надлежащего ценового предложения в случае необходимости привлечения персонала с подтвержденной квалификацией и допуском на производство работ, приобретения техники.

14. Пунктом 7.16 описания объекта закупки предусмотрена обязанность исполнителя в случае отсутствия любого работника во время оказания услуг заменить отсутствующего работника в течение 1 (одного) часа. По мнению подателя жалобы, данное требование является ограничивающим количество участников закупки, поскольку не учитывает форс-мажорные обстоятельства.

15. Заказчиком в п.10.2 описания объекта закупки не указано минимальное количество урн (корзин) для мусора, мусорных баков, которое необходимо обеспечивать исполнителю в рамках оказания услуг.

Кроме того, заказчиком указано, что замена сломанных диспенсеров должна производиться незамедлительно, в течение 1 (одного) рабочего дня и только на аналогичные сломанным, для исключения дополнительных разрушений стен, на которые крепятся диспенсеры. При этом, не указаны характеристики имеющихся у заказчика диспенсеров.

16. По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно объединены в одну закупку технологически и функционально не связанные между собой услуги, а именно, услуги по уборке и услуги по гардеробному обслуживанию.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России снял доводы жалобы, указанные в п.4, п.5, п.9, п.11, п.12, а также довод жалобы в п.10 в части высоты дверей.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» в возражениях на жалобу ООО «Чистая компания» пояснило следующее.

1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 13. Заказчик считает, что участникам закупки, обладающим опытом оказания услуг по уборке, должно быть понятно, что при протирке потолка, стен, уборке штор и ламбрекенов, плафонов и светильников, являющихся труднодоступными зонами уборки, исполнителю в любом случае потребуется применение специальных приспособлений и соблюдение требований по охране труда, в том числе, возможное привлечение специалистов, имеющих допуски к оказанию услуг на высоте.

Кроме того, заказчиком не могут быть указаны точные значения высоты помещений, поскольку в разных помещениях они отличаются.

14. Требование о замене в течение 1 (одного) часа отсутствующего работника исполнителя сформировано заказчиком в соответствии с требованиями законодательства к уборке образовательных учреждений. Кроме того, опоздание работника не может быть оправдано форс-мажором, так как не относится к чрезвычайной ситуации на территории региона.

15. Указать точное количество урн и мусорных баков не представляется возможным, поскольку данный инвентарь не стоит у заказчика на учете у заказчика. Количество урн для мусора исполнитель определяет самостоятельно, исходя из санитарно-эпидемиологических требований.

Заказчик считает, что указание на характеристики и производителя диспенсеров является неправомерным со стороны заказчика, а исполнитель должен заменить сломанные диспенсеры на любые аналогичные по техническим и функциональным характеристикам.

16. Заказчик считает, что услуги по уборке и гардеробному обслуживанию дополняют друг друга и относятся к одной сфере обслуживания населения. Оказание комплекса услуг одним исполнителем позволяет добиться централизованного контроля за их оказанием со стороны исполнителя, а функциональная связь указанных услуг может выражаться в наличии возможности оказания услуг по уборке и гардеробному обслуживанию одними и теми же работниками исполнителя, поскольку эти задачи не требуют от персонала исполнителя никаких специальных знаний, навыков и квалификации. Кроме того, включение в закупке таких услуг, связанных с обслуживанием помещений, позволяет исполнителю более эффективно использовать трудовые ресурсы, дает возможность оперативно осуществить замену отсутствующих работников.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Чистая компания», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 13. В соответствии с п.7 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н (далее – Правила), работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее - наряд-допуск).

При этом, согласно п.8 Правил работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.

Меры безопасности при проведении указанных работ должны быть изложены в технологических картах, инструкциях по охране труда или производственных инструкциях с учетом требований данных Правил.

Согласно п.6 Правил при невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе, путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки предусмотрены влажная протирка потолка, решеток и коробов приточно-вытяжной вентиляции, плафонов и светильников, стен, влажная уборка моющим пылесосом штор, занавеса, кулис, задника и ламбрекенов на сцене и окнах. При этом, заказчиком не указана высота потолка, решеток и коробов приточно-вытяжной вентиляции, стен, на какой высоте находятся плафоны и светильники, шторы, занавес, кулисы и ламбрекены на сцене и окнах. В ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки заказчиком такая информация также не была представлена.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает необходимым включить в описание объекта закупки сведения о максимальной высоте, на которой необходимо проводить влажную протирку и уборку вышеуказанных предметов, на этапе подачи заявок на участие в закупке, поскольку данная информация является значимой для потенциального исполнителя при оказании услуг по контракту. Довод жалобы нашел свое подтверждение.

14. Согласно п.7.16 описания объекта закупки в случае отсутствия любого работника исполнителя во время оказания услуг исполнитель обязан осуществить замену отсутствующего работника. Время направления на объект работника взамен отсутствующего на рабочем месте не должно превышать 1 (одного) часа.

Заказчик вправе потребовать замены работника при наличии объективных причин для замены. Исполнитель обязан в течение 1 (одного) часа с момента поступления требования заказчика обеспечить замену персонала, ненадлежащим образом оказывающего услуги.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанное положение описания объекта закупки, являющегося приложением проекта контракта, обеспечивает для заказчика бесперебойное оказание услуг и не является ограничительным фактором для участников закупки, поскольку данное условие в одинаковой степени распространяется на любого участника закупки, с которым будет заключен контракт. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

15. Согласно п.10.2 описания объекта закупки исполнитель обеспечивает постоянное наличие туалетной бумаги, бумажных полотенец и мыла в диспенсерах в туалетных комнатах, необходимое количество урн (корзин) для мусора, мусорных баков.

Исполнитель при оказании услуг обеспечивает постоянное наличие диспенсеров для туалетной бумаги и жидкого мыла, туалетной бумагой, жидким мылом в санузлах на всех объектах (кроме помещений общежитий студенческого городка НГТУ). Замена сломанных диспенсеров должна производиться незамедлительно, в течение 1 (одного) рабочего дня и только на аналогичные сломанным, для исключения дополнительных разрушений стен, на которые крепятся диспенсеры.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в описании объекта закупки и ответе на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки не указано минимальное количество урн (корзин) для мусора, мусорных баков, необходимых для оказания услуг. Кроме того, заказчиком в описании объекта закупки и ответе на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки не указаны характеристики диспенсеров, по которым будет определяться аналогичность вновь устанавливаемых диспенсеров взамен сломанным.

Вместе с тем, поскольку описание объекта закупки является приложением к контракту, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что вышеуказанные данные должны содержаться в описании объекта закупки, так как относятся к сведениям, учитываемым при приемке оказанных услуг и влияют на ценовое предложение. Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

16. Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Объектом закупки являются услуги по уборке и гардеробному обслуживанию помещений Центра культуры, общежитий Студенческого городка, Дворца спорта и Спорткомплекса НГТУ.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно объединены в одну закупку услуги по уборке и гардеробному обслуживанию, поскольку данные услуги не имеют функциональной и технологической зависимости друг от друга. При этом, заказчиком не представлено доказательств функциональной и технологической зависимости закупку услуги по уборке и гардеробному обслуживанию.

Кроме того, заказчиком не было представлено доказательств, а также правовой позиции, обосновывающих необходимость включения в описание объекта закупки двух не связанных между собой услуг.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что услуги по уборке и услуги по гардеробному обслуживанию не идентичны между собой. Деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по уборке, и лиц, оказывающих гардеробные услуги, реализованы на различных рынках, результаты услуг не тождественны и не сопоставимы.

Таким образом, в данном случае, объединив в состав одного объекта закупки (одного лота) оказание услуг технологически и функционально не взаимосвязанные между собой и объектом закупки, заказчик ограничил количество участников закупки. Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, довод жалобы в части требований, установленных п.7.16 описания объекта закупки, не нашел своего подтверждения, в связи с чем жалоба признана частично обоснованной.

Согласно ч.4.1 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, является административным правонарушением.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000006 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений Центра культуры, общежитий Студенческого городка, Дворца спорта и Спорткомплекса НГТУ частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны