Постановление №054/04/14.3-362/2020 в отношении должностного лица ООО «Регион сертификация» от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.3-362/2020

о назначении административного наказания

 

«16» марта 2020 г.                                                                                            г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области … рассмотрев протокол № 054/04/14.3-362/2020 от «02» марта 2020 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении … ООО «Регион сертификация» (630112, , город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 1/1, офис 74, ОГРН: 1175476082385, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2017, ИНН: 5406978625, КПП: 540101001) –  … руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

в присутствии:

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5775э от 02.08.19) по факту нарушения требований п.6 ст. 7 Закона «О рекламе», при публикации в августе 2019 года в справочнике «2ГИС» следующей информации, с пометкой «реклама»:

- «Регион сертификация. центр сертификации. сертификация товаров и услуг. Мы работаем по всей России и за рубежом»

Как указывает заявитель, лицо, разместившее в указанной системе данную информацию, отсутствует в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral), а значит, не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации. Соответственно, нарушается пункт 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

По результатам рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России возбуждено дело № 054/05/7-1876/2019, в результате рассмотрения которого установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г., антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации  о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Рассматриваемое объявление размещено в справочнике «2ГИС» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по ссылке: https://2gis.ru/novosibirsk/. Объявление отображается при введении в поисковую строку запроса «Сертификация» и представляет собой как заголовок, следующего содержания: «Регион сертификация. центр сертификации. сертификация товаров и услуг. Мы работаем по всей России и за рубежом», так и развернутый текст, открывающийся при нажатии на текст рекламы, следующего содержания:

««Регион сертификация» оказывает услуги в области оценки качества товаров и услуг - мы оформляем сертификаты, декларации, свидетельства и другие разрешительные документы на продукцию, осуществляем лицензирование деятельности и занимаемся разработкой и регистрацией технической документации.

Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на лояльную систему скидок и особые условия для постоянных клиентов. Мы оформим для вас сертификат любого уровня сложности под ключ в рамках нашей компетенции, и вам не потребуется тратить время, деньги и нервы на взаимодействие с государственными структурами.».

Соответственно из рекламы следует, что при обращении по указанному объявлению возможно получить сертификат соответствия. Следовательно, объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.

Согласно информации, представленной ООО "Дубльгис" реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Дубльгис" (630078, город Новосибирск, Площадь им. Карла Маркса, дом 7, этаж 13, ОГРН: 1045401929847, Дата присвоения ОГРН: 09.07.2004, ИНН: 5405276278) и ООО «Регион сертификация» (630112, , город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 1/1, офис 74, ОГРН: 1175476082385, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2017, ИНН: 5406978625).

Осуществление хозяйствующими субъектами деятельности, связанной с сертификацией, регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Так, с соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

В силу ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

При этом орган по сертификации: осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Таким образом, сертификация товаров, работ и услуг может носить как обязательный, так и добровольный характер.

Представленные ООО «ДубльГИС» документы, а именно: Аттестат аккредитации ООО «Регион сертификация», а также наличие указанной организации в Реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенной на сайте Росстандарта, свидетельствуют, что данная организация осуществляет деятельность по предоставлению услуг добровольной сертификации.

В рекламе также указано, что Общество осуществляет лицензирование деятельности. При этом не указано, какое именно лицо осуществляет непосредственную выдачу лицензий. Данная информация является существенной, поскольку способна повлиять на выбор потребителя, и ее отсутствие способно ввести потребителя в заблуждение.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

ООО «Регион сертификация» в ответ на Определение о возбуждении дела представило отзыв (вх. № 12560 от 30.10.19), согласно которому ООО «Регион сертификация» осуществляет деятельность по предоставлению услуг добровольной, а не обязательной сертификации.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы, ООО «Регион сертификация» не указывает, что данная организация осуществляет деятельность по обязательной сертификации, что само по себе исключает возможность предположить оказание соответствующей услуги и не способно ввести в заблуждение относительно рекламируемого вида деятельности. Более того, в самом тексте прямо и недвусмысленно написано: «Мы оформим для вас сертификат любого уровня сложности под ключ в рамках нашей компетенции».

Таким образом, ООО «Регион сертификация», сообщая неопределенному кругу лиц о своей деятельности в области сертификации, открыто проинформировало, что организация оказывает услуги по сертификации не любых товаров и услуг, а только в пределах своей компетенции и на договорной основе, предусматривающей систему скидок, что соответствует действительности.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из данной нормы следует, что при рекламировании товаров и услуг необходимо указывать существенную информацию о них, чтобы исключить искажение смысла информации и исключить введение потребителя рекламы в заблуждение. Применительно к рассматриваемому случаю, от отсутствия уточнения о том, добровольной или обязательной сертификацией занимается ООО «Регион сертификация», никак не искажается смысл информации, т.к. отсутствие данных сведений не позволяет интерпретировать ее в каком-либо другом понимании, нежели в прямом значении слов и выражений; а в контексте исследуемого текста, содержащего указание на ограниченные возможности ООО «Регион сертификация» в области сертификации («в рамках нашей компетенции»), данная реклама не способна ввести кого-либо в заблуждение.

Также в ответ на Определение об отложении рассмотрения дела от 20.11.19, ООО «Регион сертификация» представлен отзыв, согласно которому подтверждением того, что ООО «Регион сертификация» оказывает именно услуги по подготовке пакетов документов и представлению интересов для получения лицензирования деятельности организаций, при этом, в случае необходимости подготовки документов, требующих специальных познаний, ООО «Регион сертификация» заключены договоры с организациями, специализирующимися в данной сфере, является Договор № 032/04-18 от 10.04.2018г. с ООО «ЭКСПЕРТ 01», копия которого прилагается к настоящему Отзыву.

Предметом указанного договора является подготовка и сопровождение пакета документов для получения лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При этом, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «ЭКСПЕРТ 01» является производство электромонтажных работ (п.51 Выписки из ЕГРЮЛ), а также деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции (п. 83 Выписка из ЕГРЮЛ). ООО «ЭКСПЕРТ 01» имеет лицензию по следующему виду деятельности - «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (п. 98-106 Выписки из ЕГРЮЛ), то есть имеет практические знания по подготовке пакета документов, необходимого для получения данного вида лицензии, а также о порядке получения такой лицензии.

По мнению Общества, исходя из содержания рассматриваемой рекламы, не следует, что ООО «Регион сертификация» выдаёт лицензии на осуществление какой-либо деятельности, что само по себе исключает возможность предположить оказание соответствующей государственной услуги и не способно ввести в заблуждение относительно рекламируемого вида деятельности, который предполагает подготовку и сопровождение пакетов документов для получения лицензии. Более того, в самом тексте прямо и недвусмысленно написано: «вам не потребуется тратить время, деньги и нервы на взаимодействие с государственными структурами».

Таким образом, ООО «Регион сертификация», сообщая неопределенному кругу лиц о своей деятельности в области осуществления лицензирования, открыто проинформировало о необходимости обращения за получением лицензий в государственные структуры, тогда как ООО «Регион сертификация» предлагает свои услуги по представлению интересов в данных государственных структурах (в целях экономии «времени, денег и нервов») при оформлении лицензий, оказанию помощи в получении лицензии, что соответствует действительности.

Между ООО «Регион сертификация» и ООО «ТУ и Стандарты» заключен Договор № 2/24-11 от 24 ноября 2017 года, предметом которого является «проведение работ по разработке технической документации».

Таким образом, ООО «Регион сертификация» оказывает услуги по разработке и регистрации технической документации с привлечением специализированных организаций и специалистов, обладающих познаниями в соответствующей области, что не нарушает требований Закона о рекламе.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее. Из текста рассматриваемой рекламе следует, что Общество «осуществляет лицензирование деятельности». При этом фраза «вам не потребуется тратить время, деньги и нервы на взаимодействие с государственными структурами», относится к оформлению Обществом сертификатовМы оформим для вас сертификат любого уровня сложности под ключ в рамках нашей компетенции, и вам не потребуется тратить время, деньги и нервы на взаимодействие с государственными структурами.»), и не может свидетельствовать об информировании потребителей о необходимости обращения за получением лицензий в государственные структуры, как указывает ООО «Регион сертификация» в своих пояснениях.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Из текста рекламы: ««Регион сертификация» оказывает услуги в области оценки качества товаров и услуг - мы оформляем сертификаты, декларации, свидетельства и другие разрешительные документы на продукцию, осуществляем лицензирование деятельности и занимаемся разработкой и регистрацией технической документации», следует, что Общество осуществляет лицензирование.

При этом в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", основными принципами осуществления лицензирования является, в том числе, недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в "размерах" и в "порядке", которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, осуществление лицензирования является исключительно деятельностью лицензирующих органов - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация, что Общество не имеет полномочий по осуществлению лицензирования, а оказывает консультационные услуги и помощь в получении лицензии, представляя интересы потребителей.

Данная информация является существенной, поскольку способна повлиять на выбор потребителя, и ее отсутствие способно ввести потребителя в заблуждение.

Исходя из изложенного, рассматриваемая реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение ч.7 ст. 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем является ООО «Регион сертификация» (630112, , город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 1/1, офис 74, ОГРН: 1175476082385, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2017, ИНН: 5406978625).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Решением по делу № 054/05/7-1876/2019 от 13.01.2020г. ООО «Регион Сертификация» признано нарушившим ч.7 ст.5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – 02.08.2019г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Согласно материалам дела  … ООО «Регион сертификация» является  …. Следовательно, ответственным за данное правонарушения является именно указанное должностное лицо.

Нарушение ч.7 ст.5 Закона «О рекламе» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.

При составлении Протокола об административном правонарушении  …оставлен отзыв, согласно которому он не согласен с вменяемым правонарушением ввиду позиции, отраженной в ранее представленных пояснениях (от 30.10.2019г. и 18.12.2019г.). Данная позиция рассматривалась Новосибирским УФАС России в рамках рассмотрения дела № 054/05/7-1876/2019, и ей была дана правовая оценка.

Срок давности привлечения  …к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.

17.02.2020г. ООО «Регион Сертификация» представило информацию об исполнении Предписания по делу № 054/05/7-1876/2019 (вх. № 2647). В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Регион Сертификация» является субъектом малого предпринимательства. Дата включения в реестр 10.08.2017г. …является должностным лицом ООО «Регион Сертификация».

Данное правонарушение совершено  …впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать  … ООО «Регион сертификация» (630112, , город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 1/1, офис 74, ОГРН: 1175476082385, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2017, ИНН: 5406978625) –  …) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к  …меру административной ответственности в виде предупреждения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны