Определение №054/05/18-254/2024 в отношении физического лица от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 054/05/18-254/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«08» февраля 2024г.                                                                                                   г.Новосибирск

 

<...>, рассмотрев материалы по факту распространения 07.12.2023г. посредством сетей электросвязи информации с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

Новосибирским УФАС России рассматривается обращение физического лица (вх.№23237-ип/23 от 08.12.2023г.) о нарушении требований ст.18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» при распространении 07.12.2023г. рекламной информации посредством сетей электросвязи.

При рассмотрении данного заявления Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно детализации оказанных услуг связи, представленной заявителем, 07.12.2023г. в 13:48 на абонентский номер заявителя <...> поступил звонок с абонентского номера <...>.

Приложением к заявлению является аудиозапись «<...>» следующего содержания:

<начало записи>

«- Да? Вам предодобрена кредитная карта с лимитом до одного миллиона рублей от «Собанка». (неразборчиво) и обслуживание бесплатные. Снятие наличных без комиссий. Беспроцентный период – 1 год. Карта уже предодобрена. Её нужно только подтвердить. Чтобы узнать лимит, нажмите 1, или 0, чтобы звонки больше не поступали

- Я разговор записываю. И я просто подам на вас жалобу, чтобы звонки больше не поступали. »

<конец записи>

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу требований, установленных ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу требований, установленных ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе», не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В силу требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как сообщается заявителем, согласия, предусмотренного ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», им какому-либо лицу не давалось.

Часть 2 ст.18 ФЗ «О рекламе» запрещает так называемый спам (массовую рассылку рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать).

Под запрет, установленный в данной части, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

Рассматриваемый звонок был осуществлен посредством автоматического воспроизведения заранее записанного аудио-фрагмента с предложением абоненту выбора ответа «нажмите 1», «или 0».

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований ч.1, ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе».

Также Новосибирским УФАС России установлено следующее.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вместе с тем, рассматриваемая информация не содержит фирменного наименования лица, оказывающего финансовые услуги. При этом содержит четкое указание на характер услуги – кредитная карта, и лицо, оказывающее данную услугу – банк «Собанк».

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований ч.1, ч.2 ст.18 несет рекламораспространитель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 7 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Новосибирским УФАС России установлено, что абонентский номер <...>, предоставляется физическому лицу – <...> (г. Екатеринбург).

Таким образом, в данном случае рекламораспространителем и рекламодателем является данное физическое лицо.

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, 2 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.         Возбудить производство по делу № 054/05/18-254/2024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

2.         Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – физическое лицо (<…>);

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – физическое лицо <...>(<…>);

3. Назначить дело № 054/05/18-254/2024 к рассмотрению на «06» марта 2024г. в 10:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. <...> до «01» марта 2024г. представить в адрес Новосибирского УФАС России согласие абонента — владельца абонентского номера <...> на получение рекламы посредством средств электронной связи, предусмотренное ст. 18 ФЗ «О рекламе».

5. Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922, Антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС сторонам следует пройти по ссылке: <...>, и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Документы представляются в копиях, заверенных юридическим лицом, за подписью уполномоченного должностного лица, с сопроводительным письмом (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров в документе). В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны