Решение №054/06/99-1528/2022 обращение гражданина о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ ... от 18 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/99-1528/2022

18 октября 2022 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

<...>                              - врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>          - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>                          - специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

рассмотрев обращение гражданина <...> о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ № 1» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622001042, а также о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 11» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622001039,

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение гражданина <...> о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ № 1» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622001042, а также о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 11» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622001039.

Изучив информацию, представленную заказчиками и уполномоченным учреждением, а также информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Согласно обращению <...> в соответствии с п. 158 СанПиН 2.1.3684 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются требования санитарных правил, предъявляемых к обращению с ТКО. Обращение с ТКО регламентировано Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), в соответствии с которым ТКО имеют III-IV класс опасности

Обращение с медицинскими отходами класса «Б», «В» регламентировано СанПиН 2.1.3684-21, но не регламентировано Законом об отходах. При этом, медицинские отходы класса «Б», «В» обладают эпидемиологической и чрезвычайной эпидемиологической опасностью, соответственно, а класс их опасности выше «А», следовательно, по мнению заявителя, для обращения с такими отходами также необходима лицензия.

Вместе с тем, <...> считает, что в нарушение положений действующего законодательства заказчики и уполномоченное учреждение не установили требование о наличии у участников закупки лицензии в области обращения с отходами I-IV классов опасности по закупкам № 0851200000622001042, № 0851200000622001039.

В соответствии с пп. «н» п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона об отходах, п.30 4.1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого­анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно- инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Постановлением Правительства РФ № 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 09.12.2010.

В соответствии со ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского У ФАС России, действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Указанное также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 12.11.2020 № 17/99041/20.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом об отходах, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 № АА- 10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом об отходах.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона об отходах.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского У ФАС России установлено, что предметом закупки № 0851200000622001042 является оказание услуг по сбору, транспортированию и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «В» (отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 1-2 группы патогенности).

Предметом закупки № 0851200000622001042 является оказание услуг по сбору, транспортировке и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «Б» и «В».

При этом, из описаний объектов закупок не следует, что заказчики передают на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Таким образом, оказание услуг, предусмотренных данными закупами, не подпадает под действие Закона об отходах, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского У ФАС России, заказчики и уполномоченное учреждение правомерно не установили требование о наличии у участников закупок лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IY класса опасности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского У ФАС России,

 

РЕШИЛА:

Признать в действиях ГБУЗ НСО «ГКБ № 1», ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 11», ГКУ НСО «УКСис» отсутствие нарушений Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны