Решение №054/06/104-32/2023 обращение заказчика – ГБУЗ НСО «Детская городская клиническа... от 22 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-32/2023

«22» мая 2023 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие …..

рассмотрев обращение заказчика – ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Аркада» в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона № 0351300123923000137 на поставку продуктов питания (повидло, соль пищевая, изделия макаронные),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступило обращение заказчика – ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Аркада» в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона № 0351300123923000137 на поставку продуктов питания (повидло, соль пищевая, изделия макаронные).

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1» разместило в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки от 24.04.2023 № 0351300123923000137 на поставку продуктов питания (повидло, соль пищевая, изделия макаронные) (НМЦК - 157 495,00 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2023 № ИЭА1 победителем было признано ООО «Аркада».

Так, между ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1» и ООО «Аркада» планировался к заключению контракт по цене - 116546,04 рублей.

Электронный аукцион проводился с учетом требований ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

05.05.2023 заказчиком направлен проект контракта победителю.

12.05.2023 победитель подписал контракт, а также предоставил 3 номера реестровых записи об исполненных контрактах: 2420600801821000133, 2540210835620001297, 2544610303421000575, но при подписании контракта победитель аукциона не предоставил информацию, предусмотренную ч. 9 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ.

В заявке победитель приложил три декларации о соответствии (повидло – ООО Консервный завод «Смоленский», соль пищевая – ООО «Руссоль», макаронные изделия – ООО «Аркада»).

15.05.2023 на основании п. 2 ч. 10 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ размещен протокол о признании ООО «Аркада» уклонившимся от заключения контракта.

ООО «Аркада» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения государственного контракта сообщило следующее.

Товары, являющие объектом закупки аукциона, на момент подачи заявки и заключения контракта уже находились на складе ООО «Аркада», что подтверждается бухгалтерской справкой от 12.05.2023.

05.05.2023 заказчиком был направлен для подписания проект контракта, а 12.05.2023 контракт был подписан с предоставлением информации об опыте исполнения трех контрактов и приложением гарантийного письма, подтверждающего возможность поставки товаров, являющихся объектом закупки, в соответствии с требованиями части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе.

При подписании контракта коммерческий директор Стукова А. В. не проверила перечень прикрепленных документов, вследствие чего бухгалтерская справка от 12.05.2023 не была прикреплена вместе с гарантийным письмом 12/05-2023 от 12.05.2023.

В тот же день после обнаружения данной ошибки на адрес электронной почты заказчика были направлены недостающие документы.

Таким образом, ООО «Аркада» считает, что предприняло все меры для надлежащего заключения контракта, готово исполнить его в полном объеме, но по причине человеческого фактора не смогло заключить контракт.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 названного Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. «в» п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и ч. 22.2 ст. 95 названного Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. «а» п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» данного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 названых Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 14 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 названных Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 названного Закона.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10 % от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2023 № ИЭА1 победителем было признано ООО «Аркада» с ценовым предложением 116546,04 руб.

Согласно ч. 9 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

 

Согласно ч. 10 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ обоснование, указанное в части 9 данной статьи, представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что на момент подписания проекта контракта ООО «Аркада» не представлено документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки. При этом, ООО «Аркада» проект контракта подписало в установленные

 Следовательно, ООО «Аркада» не были выполнены требования, предусмотренные ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, что является основанием для признания ООО «Аркада» уклонившимся от заключения контракта.

Вместе с тем, установлено, что 12.05.2023 ООО «Аркада» направило заказчику по электронной почте бухгалтерскую справку, подтверждающую наличие товаров на складе.

Изучив представленные сторонами документы и сведения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик правомерно принял решение о признании ООО «Аркада» уклонившимся от заключения контракта. Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что фактически в действиях ООО «Аркада» отсутствовали намерения уклониться от заключения контракта по данной закупке.

Верховный Суд России в пункте 41 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел к выводу, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным сведения об ООО «Аркада» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 51, ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Аркада» в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона № 0351300123923000137 на поставку продуктов питания (повидло, соль пищевая, изделия макаронные), отказать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны