Заключение №054/01/10-1955/2019 В отношении МУП Ордынского района Новосибирской области «Еди... от 21 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 054/01/10-1955/2019 от 14.10.2019

21 ноября 2019                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

...

рассмотрев дело № 054/01/10-1955/2019 от 14.10.2019 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Ордынского района Новосибирской области «Единая управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» (ИНН 5434137695, 633261, Новосибирская область, р.п. Ордынское, пр. Революции, д. 17), далее – МУП «ЕУК ЖКХ», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

В присутствии на заседании:

...

 

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило коллективное обращение жителей п. Петровский Ордынского района Новосибирской области с жалобой на действия муниципального унитарного предприятия Ордынского района Новосибирской области «Единая управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» (сокращенное наименование МУП «ЕУК ЖКХ») по увеличению в 2019 году тарифа на вывоз ЖБО с 25,50 руб. за 1 м3 до 131,58 руб. за 1 м3.

Заявителями представлены приказы МУП «ЕУК ЖКХ» об утверждении тарифов на вывоз ЖБО: приказ №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, и приказ №124 от 19.12.2018 г., в соответствии с которым с 01.01.2019 г. тариф составляет 131,58 руб. за 1 м3. Также заявителями приложены квитанции, подтверждающие, что в марте 2017г. и в марте 2018 года они оплачивали услугу по вывозу ЖБО по тарифу 25,55 руб. за 1 м3 , а в марте 2019 года тариф составил 131,58 за 1 м3 .

Таким образом, из представленных заявителями документов можно сделать вывод, что территории п. Петровский Ордынского района Новосибирской области тариф на вывоз ЖБО с марта 2018 года вырос в 5 раз.

Новосибирским УФАС были направлены запросы информации в адрес Администрации Ордынского района Новосибирской области (исх. № 02-9249 от 30.07.19, № 02-9825 от 13.08.19) и МУП «ЕУК ЖКХ» (исх. № 02-9250 от 30.07.19, № 02-9831 от 13.08.19).                                                                                                                              В ответах на указанные запросы информации Администрация Ордынского района Новосибирской области сообщила, что МУП «ЕУК ЖКХ»  является организацией, оказывающей услугу по вывозу ЖБО на территории Ордынского района и приложила копии Приказов МУП «ЕУК ЖКХ» об утверждении тарифов на вывоз ЖБО № 21 от 01.03.18,  № 124 от 19.12.18, а также распоряжение от 10.01.17, согласно которому стоимость 1 мвывоза ЖБО 84,90 руб.

МУП «ЕУК ЖКХ» в соответствии с запросом информации исх. №02-9250 от 30.07.2019 г. надлежало представить в адрес Новосибирского УФАС России правовое и экономическое обоснование увеличения в 2019 году цены на услугу вывоза ЖБО, правовое и экономическое обоснование установления тарифа на услуги вывоза ЖБО в размере 25,55 руб. в 2017 г. и 131,58 руб. в 2019 г. с приложением калькуляции стоимости услуг и иных подтверждающих документов за 2017-2019 г.

В ответ на указанный запрос информации МУП «ЕУК ЖКХ» предоставило копию приказа №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, и копию приказа №124 от 19.12.2018 г., в соответствии с которым с 01.01.2019 г. тариф составляет 131,58 руб. за 1 м3. а также расчет стоимости услуг по вывозу ЖБО от 01.03.18 и от 18.12.2018г.  Кроме того, в ответе на указанный запрос информации МУП «ЕУК ЖКХ» указало, что, так как на территории обслуживаемых муниципальных образований нет водоотведения, потребители заключают договоры с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО, тариф на данную услугу не был установлен. Учитывая, что государственное регулирование тарифов в отношении услуг по сбору и вывозу ЖБО не осуществляется (ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») МУП «ЕУК ЖКХ» произвело расчет стоимости данной услуги методом экономически обоснованных затрат.

В ответе на вышеуказанный запрос информации предприятие не представило обоснование увеличения тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1 м. куб.

 На повторный запрос Новосибирского УФАС России исх. №02-9831 от 13.08.2019 в адрес  МУП «ЕУК ЖКХ» о предоставлении обоснования установления тарифа на услуги вывоза ЖБО в размере 25,55 руб. за 1 м3 в 2017-2018гг., с приложением калькуляции и подтверждающих документов, ответ предоставлен не был. В связи с этим, Постановлением от 27.09.19№ 054/04/19.8-1763/2019 МУП «ЕУК ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ за не предоставление информации по требованию антимонопольного органа.

Кроме этого, жителями п. Петровский Ордынского района Новосибирской области в Новосибирское УФАС России дополнительно были представлены квитанции на услуги МУП «ЕУК ЖКХ», из которых следует, что в марте 2018 г. и сентябре 2018 года, несмотря на наличие приказа №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, услуги ЖБО оплачивались по тарифу 25,55 руб. за 1 м3 , а в 2019 году тариф увеличился до 131,58 руб. за 1 м3.

Таким образом, МУП «ЕУК ЖКХ» не представлено никакого обоснования роста тарифа  на вывоз ЖБО в 5 раз.

Согласно части 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Поскольку на территории п. Петровский Ордынского района Новосибирской области отсутствует централизованное водоотведение и соответственно отсутствует установленный уполномоченным органом тариф на водоотведение,  заявители должны заключить договоры, с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, и оплачивать данные услуги по тарифам, установленным такой организацией. 

Частью 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с позицией ФАС России (письмо исх. № ИА/58547/16 от 25.08.2016 «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров»), под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  на основании пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены признаки доминирующего положения МУП «ЕУК ЖКХ» с долей более 50% на рынке услуг по вывозу ЖБО за период с 01.01.2017 по 01.07.2019 г. в границах деятельности МУП «ЕУК ЖКХ» на территории следующих муниципальных образований: Березовского, Козихинского, Пролетарского, Устюжанинского, Рогалевского, Петровского, Шайдуроского, Кирзинского, Красноярского, Усть-Луковского,  Нижнекаменского и Филипповского сельсоветов Ордынского района Новосибирской области.

Действия МУП «ЕУК ЖКХ» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке и  приводят к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

 

На заседании комиссии представителем МУП «ЕУК ЖКХ» были представлены следующие пояснения.

МУП «ЕУК ЖКХ» не могло своевременно предоставить документы, подтверждающие установление тарифа на вывоз ЖБО в размере 25,55 руб., а также его правовое и экономическое обоснование. После запроса у учредителей МУП «ЕУК ЖКХ» информации об экономическом обосновании тарифа в 25,55 руб., Администрация Ордынского района пояснила, что данный тариф был перенесен из базы ООО «ВТК», ранее оказывающей данные услуги.  Тариф 25,55 руб. был установлен решением Совета депутатов Петровского сельсовета Ордынского района Новосибирской области №24 от 30.11.2015 г.

Таким образом, до момента начала управления новым руководителем муниципальным предприятием, а именно с 03.11.2016 г. по 01.02.2018 г., потребителям выставлялся счет по тарифу в 25,55 руб. за 1 м3. С 01.02.2018 г. после назначения нового директора предприятия было принято решение произвести расчет стоимости данной услуги методом экономически обоснованных затрат и был установлен новый тариф в размере 118,40 руб., который ошибочно не был применен в п. Петровский для жителей МКД и им продолжали производить начисление по тарифу в размере 25,55 руб. Только в 2019 г., после установления тарифа в размере 131,58 руб., плата за ЖБО в п. Петровский стала начисляться корректно.

Изучив представленные ответчиком доводы и сведения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данные документы не подтверждают экономическую обоснованность увеличения тарифа на вывоз ЖБО в 5 раз (с 25,50 руб. до 131,58 руб. за 1 м3).

Таким образом, действия МУП «ЕУК ЖКХ», выразившееся в экономически необоснованном увеличении тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1м3, являются злоупотреблением доминирующим положением и приводит к ущемлению прав и законных интересов потребителей.

Следовательно, указанные действия МУП «ЕУК ЖКХ» содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны