Решение №054/06/32-933/2022 жалоба ООО «Металлэксперт» на действия заказчика - ГУ - Ново... от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-933/2022

 

27 мая 2022 года                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей:

заказчика – ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации: уведомлено надлежащим образом,

подателя жалобы – ООО «Металлэксперт»: уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Металлэксперт» на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003822000084 на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалида, начальная (максимальная) цена контракта 1 932 959 руб. 67 коп.,    

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Металлэксперт» с жалобой на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003822000084 на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалида.

Суть жалобы ООО «Металлэксперт» заключается в следующем.

В соответствии с извещением о закупке для оценки критерия «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») установлены следующие формулы:

  • наличие у участников закупки финансовых ресурсов:

, когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки;

  • наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта:

, когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.

Податель жалобы считает, что при применении данного расчета в случае подачи двух заявок и более у участника с наименьшими показателями оценка будет равняться нулевому значению, а у участника с наибольшими показателями значимость показателя будет достигать 100%.

По мнению ООО «Металлэксперт», применение данных расчетов фактически лишает участников закупки на получение какой-либо оценки даже при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права субъектов, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства.

Общество считает, что при выборе данного метода оценки показателей ни один из производителей и поставщиков не сможет конкурировать с крупными компаниями (ФГУП «Московское ПРОП», ФГУП «ЦИТО»), следовательно, действия заказчика ограничивают количество участников закупки.

На основании изложенного, ООО «Металлэксперт» считает, что участники данной закупки поставлены заказчиком не в равные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе и положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в возражениях на жалобу ООО «Металлэксперт» сообщило следующее.

Заказчиком в извещении о проведении конкурса на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалида установлено, что оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) квалификация участника закупки.

По каждому из критериев оценки установлена значимость критерия оценки, выраженная в процентах:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

б) квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 40%.

В соответствии с п.24 Положения в отношении нестоимостного критерия «квалификация участника закупки» заказчиком в извещении о закупке установлены следующие показатели оценки:

  • наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта (значимость показателя: 40%).
  • наличие у участников закупки финансовых ресурсов (значимость показателя: 60%).

При этом, по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров, при этом, участник закупки представляет исполненные договоры на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением с сопоставимыми характеристиками и объемами, а также акты приема выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по данному показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.

По показателю «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» оцениваются финансовые ресурсы участника закупки, а именно: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора.

Заказчик считает, что установленные критерии и порядок их оценки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Положения.

ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации полагает, что невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании закупки и установлении критериев оценки заявок. Возможность участия в открытом конкурсе в электронной форме не может расцениваться как ограничение доступа к участию в закупке.

Кроме того, определение перечня показателей, их содержание, перечня документов, представляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, определение формул расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалы предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, или порядок их определения законодатель делегировал заказчику.

Таким образом, ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации полагает, что извещение о закупке соответствует всем требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

Пунктом 4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки устанавливается Постановлением Правительства РФ № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 2604).

Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с извещением о закупке оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) квалификация участника закупки.

По каждому из критериев оценки установлена значимость критерия оценки, выраженная в процентах:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

б) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 40%.

В соответствии с п.24 Положения в отношении нестоимостного критерия «квалификация участника закупки» заказчиком в извещении о закупке установлены следующие показатели оценки:

  • наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта (значимость показателя: 40%).
  • наличие у участников закупки финансовых ресурсов (значимость показателя: 60%).

По показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров, при этом, участник закупки представляет исполненные договоры на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением с сопоставимыми характеристиками и объемами, а также акты приема выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров.

По показателю «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» оцениваются финансовые ресурсы участника закупки, а именно: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора.

При этом, заказчиком указано, что непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по данному показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Формулы расчета показателей оценки, установленные заказчиком в извещении о закупке, предусмотрены п.20 Положения, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства. Довод жалобы не нашел подтверждения.

Комиссия Новосибирского УФАС России также установила, что участие в закупке приняли два участника: ООО «Металлэксперт», ООО «Моторика», что опровергает довод подателя жалобы в части возможности участия в закупке только компаний ФГУП «Московское ПРОП», ФГУП «ЦИТО», а также может свидетельствовать об отсутствии факта ограничения конкуренции.

Кроме того, в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения.

Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения), предусматривают присвоение баллов, исходя из нижеследующего:

  • заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
  • заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
  • иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.

Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.

Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов.

Приведенная в жалобе ООО «Металлэксперт» судебная практика не может быть принята во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку в указанных судебных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Металлэксперт» на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003822000084 на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалида необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны