Решение б/н Решение по делу №48 в отношении администрации Алабугинского ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2012г.

В полном объёме решение изготовлено 25 июня 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Лаптева Н.П.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 48 от 22.05.2012г., возбуждённое в отношении администрации Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области (ул. Центральная, д. 7, с. Мамонтовое, Каргатский район, Новосибирская область, 632433) и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» (ул. Ленина, д. 4, г. Каргат, Новосибирская область, 632402) по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии от администрации Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области «…», от ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» «…»

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Новосибирского УФАС России от 19.03.2012г. № 43 была проведена плановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства администрацией Каргатского района Новосибирской области. В ходе проверки установлено (акт от 23.04.2012г. № 05-08), что распоряжением администрации Каргатского района Новосибирской области от 29.11.2011г. № 658-р «О финансировании мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Каргатского района Новосибирской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 года» администрацией Каргатского района перечислены субсидии администрации Алабугинского сельсовета в сумме 275369 рублей, что подтверждается платежным поручением от 29.11.2011г. № 2623.

Между администрацией Алабугинского сельсовета Каргатского района и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» заключено соглашение о предоставлении субсидии от 12.10.2011г. № 24, согласно которому администрация на основании распоряжения главы от 11.10.2011г. № 68 предоставляет субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме 256 631 рубль на строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое, что подтверждается платежным поручением          от 06.12.2011г. № 2658301.

20.12.2011г. между ОАО «Служба заказчика ЖКУ» и ООО «ФинКом» заключен договор, предметом которого являются строительно-монтажные работы по строительству высоковольтной линии в формате 0,4 кВт по адресу: НСО, Каргатский район,  с. Мамонтовое.

Согласно п. 2.1 договора цена договора составляет 256 630 руб. 81 коп.

Платежным поручением от 26.12.2011г. № 853 ОАО «Служба заказчика ЖКУ» перечислила ООО «ФинКом» 256 631 руб.

Руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России в отношении администрации Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» возбуждено дело (приказ от 22.05.2012г. № 128) по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В объяснении по существу дела администрация Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области (письмо от 13.06.2012г. № 518, от 13.06.2012г. № 517) сообщила следующее.

Положения Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применимы для выделения из местного бюджета средств на строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое, находящейся в безвозмездном пользовании ОАО «Служба заказчика ЖКУ». Строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое является – модернизацией котельной на основании Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговой кодекс Российской Федерации относит к модернизации работы, по усовершенствованию, улучшению, обновлению объекта основных средств, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Муниципальный заказ на выполнение строительно-монтажных работ может быть сформирован только относительно тех объектов муниципальной собственности, которые находятся в муниципальной казне и не переданы во владение на вещном праве (право хозяйственного ведения, оперативного управления, собственности, аренды, безвозмездного пользования) иным лицам.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказ формируется только в муниципальных нуждах, под которыми понимаются потребности муниципального образования в конкретных товарах, работах, услугах. Модернизация же объектов, имеющих владельцев, относится к нуждам таких владельцев, а не к нуждам муниципального образования. Данная позиция подтверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении за казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором рассмотрены отношения по обеспечению деятельности бюджетных учреждений, из чего можно установить аналогию подобных отношений относительно коммерческих организаций.

Права собственника на имущество, переданное в безвозмездное пользование ОАО, равно как и права на определение порядка его содержания, ремонт и восстановление до нормативных требований, ограничены. Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Т.е., передавая имущество в безвозмездное пользование ОАО, собственник возлагает на него обязанности по эксплуатации и содержанию этого имущества. Согласно п. 14.2. СНиП II 35-76 «Котельные установки» и п. 1.2.20. Правил устройства электроустановок, изд. 6, угольная котельная с. Мамонтовое является электроприемником второй категории и должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. На момент передачи котельной она была оборудована только одним источником питания, обеспеченным при строительстве в 70-х годах 20 века, что является нарушением вышеуказанным норм и подтверждается предписанием №ОЭН18п/0217-25/11 от 24.08.2011г. государственного инспектора Западно-Сибирского управления Ростехнадзора вынесенным ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг». Этим же предписанием установлен конечный срок устройства резервного питания котельной с. Мамонтовое – 31.12.2011г. Не имея второго источника питания котельной, ОАО не могло обеспечить сохранность объекта, переданного в безвозмездное пользование.

В отношениях, связанных с модернизацией котельной, принадлежащей ОАО, подрядные работы выполняются не для муниципального заказчика, а для ОАО – владельца объекта на праве безвозмездного пользования, который и является последующим пользователем результатов работ.

Формы выделения бюджетных средств установлены в ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление бюджетных средств может осуществляться по разным формам включая:

- средства на оплату товаров, работ, услуг по муниципальным контрактам,

- субвенции и субсидии юридическим лицам.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции и субсидии могут быть предоставлены юридическим лицам в случаях, предусмотренных решениями представительных органов местного самоуправления, либо на осуществление определенных целевых расходов (субвенции), или на условиях долевого финансирования (субсидии). Выделение субвенций и субсидий из бюджета – отдельная форма предоставления бюджетных средств ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации т.е., это самостоятельная форма, не связанная с оплатой товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Следовательно, при выделении юридическому лицу из бюджета субвенций и субсидий в случаях, указанных в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не требуется использовать положения Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Целью выделения бюджетных средств на ремонт, модернизацию объекта, находящегося во владении какого-либо юридического лица, является оказание финансовой помощи такому юридическому лицу ввиду отсутствия у него собственных финансовых возможностей на осуществление необходимых действий, связанных с обеспечением сохранности принадлежащих ему объектов. Минфин России установил Правила учета таких средств юридическими лицами, утвердив их приказом от 25.11.2011г. № 160н «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Данными правилами рассматривается учет всех видов бюджетного финансирования, имеющего целевой характер и отражаемого как финансовая помощь из бюджета конкретному юридическому лицу в связи с увеличением или сохранением его активов.

Таким образом, если бюджетные средства выделяются с целью обеспечения сохранности объектов, принадлежащих на вещном праве или ином праве конкретным юридическим лицам (права хозяйственного ведения, оперативного управления, собственности, аренды, безвозмездного пользования), то такие средства носят характер финансовой помощи и должны выделяться юридическому лицу – владельцу такого объекта в форме субсидии. Согласно п. 3 письма Минфина РФ от 29.08.2008г. №02-01-04/3523 «…предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг может осуществляться как до их возникновения, так и по факту их возникновения».

Таким образом, выделение бюджетных средств на ремонт, модернизацию объекта, принадлежащего какой-либо организации на вещном или ином праве, не подпадает под процедуру размещения муниципального заказа для муниципальных нужд по следующим причинам:

- ремонт, модернизация объекта, переданного во владение организации, относится к собственным нуждам такой организации и не относится к нуждам муниципального образования (несоответствие положениям п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);

- муниципальный заказчик не может определять порядок проведения ремонтных работ или строительно-монтажных работ на объекте, принадлежащем конкретной организации, а следовательно, выступать заказчиком таких работ (несоответствие положением ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);

- договор на ремонт, модернизацию объекта, находящегося во владении конкретной организации, может заключить только руководитель этой организации в силу прав владения таким объектом, что не признает подобные договоры муниципальными контрактами (несоответствие положениям ст. 763-768 ГК РФ и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);

- определить подрядную организацию на проведение ремонтных или строительно-монтажных работ и необходимость этого вправе руководитель организации, что исключает право органа власти определять какие-либо подрядные организации на проведение таких работ (несоответствие положением ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Выделение бюджетных средств на ремонт, модернизацию объектов, находящихся во владении какой-либо организации, должно осуществляться в соответствии со ст. 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации по форме расходов бюджета в виде субсидий в адрес только той организации, которая учитывает такие средства с учетом их эффективного использования по Правилам бюджетной финансовой помощи, установленным приказом Минфина РФ от 25.11.2011г. № 160н.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 01.11.2011г. №122-ТЭ установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» потребителям, т.е. предприятие оказывает услуги теплоснабжения потребителям. Производство тепловой энергии предполагает несение предприятием затрат на: электроэнергию, заработную плату, налоги, приобретение потлива, выполнение работ по содержанию и эксплуатации оборудования (в том числе ремонт и модернизацию объектов). Причем работы эти могут осуществляться предприятием как самостоятельно, так и с привлечением подрядных организаций, что и было сделано при строительстве резервного питания котельной                    с. Мамонтовое. Таким образом, строительство резервного питания к котельной   с. Мамонтовое, непосредственно связано с деятельностью предприятия и предприятие имело законное право получить субсидию из бюджета в связи с увеличением и сохранением его активов, что соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные письменные пояснения предоставлены ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» (письмо от 13.06.2012г. № 261) с приложением письма Министерства финансов Российской Федерации №02-01-04/2523 и Министерства экономического развития Российской Федерации № 12064-АП/Д05 от 29.08.2008г., Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина РФ от 25.11.2011г. № 160н).

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель администрации Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области признал допущенное нарушение.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель  ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» поддвердил доводы, изложенные в письме ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг»    от 13.06.2012г. № 261.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей ответчика, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Распоряжением администрации Каргатского района Новосибирской области от 29.11.2011г. № 658-р «О финансировании мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Каргатского района Новосибирской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 года» администрацией Каргатского района перечислены субсидии администрации Алабугинского сельсовета в сумме 275369 рублей, что подтверждается платежным поручением от 29.11.2011г. № 2623.

Между администрацией Алабугинского сельсовета Каргатского района и  ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» заключено соглашение о предоставлении субсидии от 12.10.2011г. № 24, согласно которому администрация на основании распоряжения главы от 11.10.2011г. № 68 предоставляет субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме 256 631 рубль на строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое, что подтверждается платежным поручением от 06.12.2011г. № 2658301.

20.12.2011г. между ОАО «Служба заказчика ЖКУ» и ООО «ФинКом» заключен договор, предметом которого являются строительно-монтажные работы по строительству высоковольтной линии в формате 0,4 кВт по адресу: НСО, Каргатский район, с. Мамонтовое.

Согласно п. 2.1 договора цена договора составляет 256 630 руб. 81 коп.

Платежным поручением от 26.12.2011г. № 853 ОАО «Служба заказчика ЖКУ» перечислила ООО «ФинКом» 256 631 руб.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ                            «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Таким образом, строительство объектов системы теплоснабжения за счет бюджетных средств является муниципальными нуждами.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1 ст. 10 вышеуказанного закона размещение муниципального заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В нарушение ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрация Алабугинского сельсовета Каргатского района решила произвести размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, путем заключения соглашения от 12.10.2011г. № 24 с ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» и предоставления, в соответствии с указанным соглашением субсидии указанному предприятию.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Исходя из требований, установленных ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии могут быть предоставлены только производителям услуг, к которым ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» не относится, поскольку непосредственное строительство источника резервного питания не осуществляло, следовательно, у него не могло возникнуть затрат, связанных со строительством.

Размещение заказа для муниципальных нужд без проведения торгов приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по строительству резервного питания для котельной с. Мамонтовое, так как иные хозяйствующие субъекты, выполняющие подобные работы, не могли принять участие в размещении муниципального заказа.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия администрации Алабугинского сельсовета Каргатского района (органа местного самоуправления) и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» (хозяйствующего субъекта) по заключению соглашения о предоставлении субсидии от 12.10.2011г. № 24 позволили ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» заключить договор от 20.12.2011г. с ООО «ФинКом», устранив иные хозяйствующие субъекты от возможности выполнения заказа на строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое (высоковольтной линии в формате 0,4 кВт по адресу: НСО, Каргатский район, с. Мамонтовое), что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по строительству резервного питания для котельной с. Мамонтовое.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4    ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Алабугинского сельсовета Каргатского района Новосибирской области и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении соглашения о предоставлении субсидии от 12.10.2011г. № 24, что позволило ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» заключить договор от 20.12.2011г. с ООО «ФинКом», устранив иные хозяйствующие субъекты от возможности выполнения заказа на строительство резервного питания для котельной с. Мамонтовое (высоковольтной линии в формате 0,4 кВт по адресу: НСО, Каргатский район, с. Мамонтовое), что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по строительству резервного питания для котельной с. Мамонтовое.

2. В связи с исполнением сторонами обязательств по соглашению от 12.10.2012г.        № 24 о предоставлении субсидии предписание администрации Алабугинского сельсовета Каргасткого района Новосибирской области и ОАО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» не выдавать.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Н.П. Камнева

 

Н.П. Лаптева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны