Решение №054/05/5-483/2019 в отношении ООО «Фитнесфуд.Кафе» от 26 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«26» апреля 2019г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело №054/05/5-483/2019, возбужденное по факту размещения рекламной информации в январе 2019г. на сайте «НГС» статьи: «В Новосибирске открылось VIP-кафе с десертами под 90 000 и тортами за 12 500 рублей», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии:
заявителя: физическое лицо <…>;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «ФитнесФуд.Кафе» (ИНН 5409009700/ОГРН1185476070086, дата регистрации: 16.08.2018г., место нахождение: ул.Узорная, д.3, кв.15, г.Новосибирск, 630059),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физического лица(вх. №455э от 28.01.2019г., №759 от 30.01.2019г.) по факту размещения в январе 2019г. на сайте «НГС» статьи: «В Новосибирске открылось VIP-кафе с десертами под 90 000 и тортами за 12 500 рублей», с признаками нарушения п.1 ч.1 ст.25Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
По мнению заявителя, нарушение содержится в указании в статье следующей информации: «Благодаря этому многие десерты укрепляют иммунитет, предотвращают появление артрита и болей в суставах, снижают уровень холестерина в крови, предупреждают риск возникновения сахарного диабета, рака, гипертонии, аллергии и других серьезных заболеваний.
Такие «правильные» сладости можно без опаски есть тем, кто худеет, чистит организм и следит за правильным питанием, спортсменам, вегетарианцам, аллергикам и даже диабетикам», что создает впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
По результатам рассмотрения данного заявления Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В декабре-январе 2019г. на сайте «НГС» в разделе «НГС. Новости» по адресу https://news.ngs.ru/more/65785931/?from=a_newscol_2 размещается статья под заголовком: «В Новосибирске открылось VIP-кафе с десертами под 90 000 и тортами за 12 500 рублей» следующего содержания:
«Дорогие сладости не навредят худеющим - в них нет сахара и привычной муки.
Новосибирцев повергли в шок такие цены за торты. Но в самом заведении уверены, что они оправданны. Ведь продукт, предлагаемый новым кафе, действительно уникален не только для нашего города, но и для России в целом.
«Я обедал практически во всех дорогих ресторанах Москвы. Ни в одном из них нет ничего подобного. Несмотря на привлекательную рекламу, везде, где я был, в составе продуктов нет такой концентрации полезных ингредиентов. Более того, используются компоненты, о которых упомянуто, что они отсутствуют. Даже в спортивном питании. К примеру, в некоторых известных брендах спортивного питания, где написано, что сахар отсутствует, содержится две чайные ложки сахара на один батончик», - рассказал один из известных экспертов.
Состав низкокалорийных «чудо-десертов» ручной работы действительно удивляет:
- готовятся только из натуральных компонентов, поэтому хранятся всего три дня;
- не содержат сахара, глютена, консервантов, искусственных усилителей вкуса и других вредных компонентов;
- семена чиа, омега 3, BCAA, протеины — так называемые суперфуды;
- содержат огромное количество полезных компонентов, таких как витамины A, C, E, PP, B2, B1, B5, K, Na, Fe, Mg, F, клетчатку, антиоксиданты, фолиевую кислоту, каротиноиды и многое другое.
Благодаря этому многие десерты укрепляют иммунитет, предотвращают появление артрита и болей в суставах, снижают уровень холестерина в крови, предупреждают риск возникновения сахарного диабета, рака, гипертонии, аллергии и других серьезных заболеваний.
Такие «правильные» сладости можно без опаски есть тем, кто худеет, чистит организм и следит за правильным питанием, спортсменам, вегетарианцам, аллергикам и даже диабетикам. Их купит только тот, кто действительно ценит свое здоровье и здоровье близких. И не жалеет на это средств.
Посмотреть на премиальные VIP-десерты с уникальными свойствами за 12 500 рублей можно на сайте fitnessfood.cafe/deserty.
FitnessFood.Cafe: Вокзальная магистраль, 4«б», тел. 8(800)511–53–53 fitnessfood.cafe
ООО «ФитнесФуд.Кафе», ОГРН 1185476070086, Новосибирск, ул.Узорная,3, кв.15.»
В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В данном случае объектом рекламирования являются: кафе «FitnessFood.Cafe», а также продукт, предлагаемый кафе – десерты.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем юридически значимым условиям определения рекламы.
Согласно п.п.1,2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно п.6 ч.5 ст.5 в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Из содержания данной статьи следует, что указанные десерты обладают преимуществами перед другими такими же товарами за счет наличия в составе определенных элементов, благодаря которым десерты приобретают уникальные свойства, в т.ч терапевтический эффект («…Ведь продукт, предлагаемый новым кафе, действительно уникален не только для нашего города, но и для России в целом…», «…Благодаря этому многие десерты укрепляют иммунитет, предотвращают появление артрита и болей в суставах, снижают уровень холестерина в крови, предупреждают риск возникновения сахарного диабета, рака, гипертонии, аллергии и других серьезных заболеваний.
Такие «правильные» сладости можно без опаски есть тем, кто худеет, чистит организм и следит за правильным питанием, спортсменам, вегетарианцам, аллергикам и даже диабетикам…»).
Согласно Отзыву на Определение о возбуждении дела №054/05/5-483/2019 от 26.03.209г., представленному ООО «ФитнесФуд.Кафе», документальным подтверждением утверждений :
- «...содержат огромное количество полезных компонентов, таких как витамины А, С, Е, РР, В 2, В1, В5, К, Na, Fe, Mg, F, клетчатку, антиоксиданты, фолиевую кислоту, каратиноиды и многое другое...»;
- «...Благодаря этому многие десерты укрепляют иммунитет, предотвращают появление артрита и болен в суставах, снижают уровень холестерина в крови, предупреждают риск возникновения сахарного диабета, рака, гипертонии, аллергии и других серьезных заболеваний...»;
- «... Такие «правильные» сладости можно без опаски есть тем, кто худеет, чистит организм и следит за правильным питанием, спортсменам, вегетарианцам, аллергикам и даже диабетикам...»,
использованных в рекламно-информационном материале, являются технологические карты на каждый вид десертов.
Содержание указанных документов свидетельствует об использовании ООО «ФитнесФуд.Кафе» при изготовлении рекламируемых десертов продуктов питания, имеющих, по определению, в своем составе соответствующие компоненты (витамины и проч.). Наличие вышеуказанных компонентов в используемых ООО «ФитнесФуд.Кафе» продуктах питания, их влияние на организм человека исследовано и подробно изложено в общепризнанных официальных источниках, в том числе:
- Большой медицинский энциклопедический словарь, Эксмо, 2007 - 768 с.
- Овчинников Ю. А. Витамины//Биоорганическая химия. —М.: Просвещение, 1987.
- Девятнин В. А. Витамины. —М.: Пищепромиздат, 1948. — 279 с.
- Шилов П. И. Справочник по витаминам: (для врачей) / Л.: Медгиз, 1960. — 230 с.
Таким образом, спорные утверждения (о влиянии производимых и рекламируемых десертов на организм человека) строились на основании технических документов на продукцию, а также общеизвестных фактов и общедоступных источников.
Новосибирским УФАС России данные доводы рассмотрены, не приняты по основаниям, изложенным выше. Кроме того, следует отметить, что в рассматриваемой рекламной статье, имеется прямое указание на свойства и их терапевтический эффект именно товара – десерта, т.е. продукта, имеющего сложную составляющую из нескольких компонентов.
Представленный ООО «ФитнесФуд.Кафе» список литературы фактически раскрывает определенную область научных знаний: биоорганическую химию, в.т.ч. с точки зрения молекулярной биологии, сведения о химии, характеристике, физиологическом действии, способах получения и применения витаминов.
Доказательства (научные исследования, наблюдение, иное) положительного влияния на течение болезни, терапевтического эффекта именно составляющих компонентов десертов в комплексе, т.е. в готовом продукте, а не отдельных витаминов и элементов, в материалах дела отсутствуют, ответчиком не доказано.
Документальные подтверждения утверждений «...везде где я был, в составе продуктов нет такой концентрации полезных ингредиентов...», «Ведь продукт, предлагаемый новым кафе, действительно уникален не только для нашего города, но и для России в целом» отсутствуют.
Таким образом, данная статья содержит нарушения п.п.1,2 ч.3 ст.5, п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ответом на заявление о снятии РИМ с публикации и приложением к нему, рассматриваемый рекламно-информационный материал снят с публикации, заблокирован и не доступен для просмотра пользователям сети «Интернет», в связи с чем оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.3, ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с материалами дела, рекламодателем является ООО «ФитнесФуд.Кафе» (ИНН 5409009700/ОГРН1185476070086, дата регистрации: 16.08.2018г., место нахождение: ул.Узорная, д.3, кв.15, г.Новосибирск, 630059).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
РЕШИЛА:
- Признать рекламную статью, размещенную в декабре-январе 2019г. на сайте «НГС» по адресу: https://news.ngs.ru/more/65785931/?from=a_newscol_2, под заголовком: «В Новосибирске открылось VIP-кафе с десертами под 90 000 и тортами за 12 500 рублей» следующего содержания:
«Дорогие сладости не навредят худеющим - в них нет сахара и привычной муки.
Новосибирцев повергли в шок такие цены за торты. Но в самом заведении уверены, что они оправданны. Ведь продукт, предлагаемый новым кафе, действительно уникален не только для нашего города, но и для России в целом.
«Я обедал практически во всех дорогих ресторанах Москвы. Ни в одном из них нет ничего подобного. Несмотря на привлекательную рекламу, везде, где я был, в составе продуктов нет такой концентрации полезных ингредиентов. Более того, используются компоненты, о которых упомянуто, что они отсутствуют. Даже в спортивном питании. К примеру, в некоторых известных брендах спортивного питания, где написано, что сахар отсутствует, содержится две чайные ложки сахара на один батончик», - рассказал один из известных экспертов.
Состав низкокалорийных «чудо-десертов» ручной работы действительно удивляет:
- готовятся только из натуральных компонентов, поэтому хранятся всего три дня;
- не содержат сахара, глютена, консервантов, искусственных усилителей вкуса и других вредных компонентов;
- семена чиа, омега 3, BCAA, протеины — так называемые суперфуды;
- содержат огромное количество полезных компонентов, таких как витамины A, C, E, PP, B2, B1, B5, K, Na, Fe, Mg, F, клетчатку, антиоксиданты, фолиевую кислоту, каротиноиды и многое другое.
Благодаря этому многие десерты укрепляют иммунитет, предотвращают появление артрита и болей в суставах, снижают уровень холестерина в крови, предупреждают риск возникновения сахарного диабета, рака, гипертонии, аллергии и других серьезных заболеваний.
Такие «правильные» сладости можно без опаски есть тем, кто худеет, чистит организм и следит за правильным питанием, спортсменам, вегетарианцам, аллергикам и даже диабетикам. Их купит только тот, кто действительно ценит свое здоровье и здоровье близких. И не жалеет на это средств.
Посмотреть на премиальные VIP-десерты с уникальными свойствами за 12 500 рублей можно на сайте fitnessfood.cafe/deserty.
FitnessFood.Cafe: Вокзальная магистраль, 4«б», тел. 8(800)511–53–53 fitnessfood.cafe
ООО «ФитнесФуд.Кафе», ОГРН 1185476070086, Новосибирск, ул.Узорная,3, кв.15.»,
ненадлежащей,
а ООО «ФитнесФуд.Кафе» (ИНН 5409009700/ОГРН1185476070086, дата регистрации: 16.08.2018г., место нахождение: ул.Узорная, д.3, кв.15, г.Новосибирск, 630059), нарушившим п.п.1,2 ч.3 ст.5, п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе»:
- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
2. Не выдавать ООО «ФитнесФуд.Кафе» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "8" мая 2019 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.