Решение №054/06/23-433/2024 в отношении Избирательной комиссии Новосибирской области и Г... от 28 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/23-433/2024

«28» февраля 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

с участием представителей:

подателя жалобы - ООО «Интеркомп» - <...> (по доверенности),

заказчика – Избирательной комиссии Новосибирской области: <...> (по доверенности),

уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис»: <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Интеркомп» на действия заказчика – Избирательной комиссии Новосибирской области и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000267 на поставку ноутбуков, начальная (максимальная) цена контракта – 5 773 611,25 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Интеркомп» с жалобой на действия заказчика – Избирательной комиссии Новосибирской области и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000267 на поставку ноутбуков.

Суть жалобы ООО «Интеркомп» заключается в следующем.

ООО «Интеркомп» подало заявку на участие в данном электронном аукционе, указало характеристики предлагаемого ноутбука Rikor (страна производитель Российская Федерация, реестровая запись № 4484\3\2023 единого реестра российской радиоэлектронной продукции, реестровая запись № 4484\3\2023 реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) и задекларировало номер реестровой записи предустановленной операционной системы Calculate Linux Desktop Cinnamon (зарегистрирована в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных Минцифры России, запись в реестре № 4446). Предложение участника продублировано в заявке отдельным файлом.

В проекте контракта, направленном на подписание ООО «Интеркомп» было указано, что необходимы к поставке ноутбуки с программным обеспечением, устанавливаемым в рамках исполнения контракта: операционной системой торговой марки Альт и офисным пакетом Р7-Офис.

При этом, ООО «Интеркомп» не предлагало к поставке ноутбуки с программным обеспечением, устанавливаемым в рамках исполнения контракта: операционной системой торговой марки Альт и офисным пакетом Р7-Офис.

Податель жалобы полагает, что позиция КТРУ 26.20.11.110-00000138 «Ноутбук» (в соответствии с которой осуществляется закупка) не предусматривает возможность заказчика установить в извещении о проведении закупки требования к наличию конкретного наименования предустановленной операционной системы (торговой марки Альт и офисным пакетом Р7-Офис).

На основании вышеизложенного, податель жалобы просил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Избирательная комиссия Новосибирской области и уполномоченное учреждение ГКУ НСО «УКСис» представили возражения следующего содержания.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В силу пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пп «а» п.13 Правил использования КТРУ в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) включается следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе, функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Таким образом, заказчик обязан применять КТРУ в части описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), а именно, в части функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком с учетом позиции КТРУ 26.20.11.110-00000138, которая включает в себя наличие предустановленной операционной системы.

Позицией КТРУ 26.20.11.110-00000138 «Ноутбук» предусмотрены следующие характеристики в отношении операционной системы: предустановленная операционная система (характеристика не является обязательной для применения) – да/нет.

В связи с чем заказчик включил данный показатель в описание объекта закупки, добавив сноску «*», и указав, что программное обеспечение устанавливается в рамках исполнения контракта: предустановленная операционная система – да.

* программное обеспечение устанавливается в рамках исполнения контракта.

Далее в описании объекта закупки указаны условия поставки товара:

- в рамках исполнения контракта поставщик устанавливает на поставляемый товар следующее программное обеспечение товарного знака: Альт ** и Р7-Офис**.

** На текущий момент отсутствует технологическая совместимость программных продуктов, отличных от товарных знаков Альт, Р7-Офис, с имеющейся в распоряжении заказчика системой управления автоматизированными рабочими местами пользователей в сети Правительства Новосибирской области.

Согласно ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Учитывая, что требование заказчика должно быть выполнено на стадии исполнения контракта, а не на стадии подачи заявки  в разделе «информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе» требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, которое является неотъемлемой частью извещения, было указано, что в заявку включаются порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения:

Представление документов не требуется.

Подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.

Подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.

Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным данным постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Включается участником закупки в заявку на участие в закупке.

Поскольку заказчик обозначил, что программное обеспечение Альт, Р7-Офис, устанавливаются непосредственно в рамках исполнения контракта, то фактически поставщик имел право в своей заявке предложить товар с любым программным обеспечением, находящимся в едином реестре российского ПО для ЭВМ и БД, в то же время, поставщик взял на себя обязательства при исполнении контракта установить на поставляемое оборудование программное обеспечение Альт и Р7-Офис (в случае, если изначально им было предложено оборудование с другим программным обеспечением).

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе обязанность членов комиссии по осуществлению закупок заключается в рассмотрении заявок на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки, на предмет соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 48, подп. «а» п. 1 ч. 11 ст. 48, подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе).

Требования извещения об осуществлении закупки участником ООО «Интеркомп» были выполнены, в связи с чем основания для отклонения его заявки отсутствовали.

Также следует отметить, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Установленные заказчиком требования обусловлены отсутствием технологической совместимости программных продуктов отличных от товарных знаков Альт, Р7-Офис, с имеющейся в распоряжении заказчика системой управления автоматизированными рабочими местами пользователей в сети Правительства Новосибирской области.

При этом, товарный знак не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой объекта закупки, что также указано в письме ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения", тогда как Правила использования КТРУ применяются именно в части характеристик товара, устанавливаемых заказчиком в описании объекта закупки, и не распространяются на указание заказчиком товарных знаков.

Также следует отметить, что предметом закупки является поставка ноутбуков, при этом требований к товарному знаку закупаемого товара заказчик не устанавливал. Указаны товарные знаки на программное обеспечение, устанавливаемое при исполнении контракта в соответствии с пп. «б» п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данным Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Как следует из ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Таким образом, предлагать к поставке ноутбуки с программным обеспечением Альт и Р7-Офис податель жалобы и не обязан был, однако, подавая заявку участник закупки выразил свое согласие поставить товар на тех условиях, которые указаны в извещении об осуществлении закупки, следовательно, исполняя контракт он обязан установить на поставляемые ноутбуки программное обеспечение Альт и Р7-Офис, совместимое с программным комплексом заказчика.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе положения извещения об осуществлении закупки могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.  При этом, в установленный Законом о контрактной системе срок положения описания объекта закупки ООО «Интеркомп» не обжаловались. Таким образом, предполагается, что со всеми условиями извещения о закупке податель жалобы был согласен.

Более того, ООО «Интеркомп» подписало проект контракта, чем также выразило свое согласие поставить товар на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки.

На основании вышеизложенного, уполномоченное учреждение и заказчик просили признать доводы жалобы ООО «Интеркомп» необоснованными.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Как следует из ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Таким образом, подавая заявку ООО «Интеркомп» выразило свое согласие поставить товар на тех условиях, которые указаны в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе положения извещения об осуществлении закупки могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом, в установленный Законом о контрактной системе срок положения описания объекта закупки ООО «Интеркомп» не обжаловались.

ООО «Интеркомп» подписало проект контракта, чем также выразило свое согласие поставить товар на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы ООО «Интеркомп» не обоснован.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок выявлено следующие нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 № 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.

Согласно п.4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику необходимо к поставке серверное оборудование, при формировании извещения о закупке заказчиком была применена позиция КТРУ 26.20.11.110-00000138 «Ноутбук».

В извещении о закупке установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 878. Таким образом, включение в описание объекта закупки характеристик, не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, в рамках данной закупки недопустимо.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в разделе «условия поставки товара» описания объекта закупки содержатся следующие требования к характеристикам закупаемого оборудования.

В рамках исполнения контракта поставщик устанавливает на поставляемый товар следующее программное обеспечение товарного знака: Альт и Р7-Офис.

На текущий момент отсутствует технологическая совместимость программных продуктов отличных от товарных знаков Альт, Р7-Офис, с имеющейся в распоряжении заказчика системой управления автоматизированными рабочими местами пользователей в сети Правительства Новосибирской области.

Операционная система товарного знака Альт должна отвечать следующим требованиям:

1. Операционная система соответствует требованиям документов «Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016) и «Профиль защиты операционных систем типа «А» четвертого класса защиты ИТ.ОС.А4.ПЗ» (ФСТЭК России, 2017).

2. Операционная система соответствует Приказу ФСТЭК от 2 июня 2020 г. №76 «Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий» по четвертому уровню доверия.

3. Операционная система соответствует требованиям по безопасности информации в соответствии с документом «Требования по безопасности информации к средствам контейнеризации» (ФСТЭК России, 2022, приказ № 118) по 4 классу защиты.

4. Операционная система соответствует требованиям по безопасности информации в соответствии с документом «Требования по безопасности информации к средствам виртуализации» (ФСТЭК России, 2022, приказ № 187) по 4 классу защиты.

Программное обеспечение товарного знака Р7-Офис должно отвечать следующим требованиям:

- дистрибутив ПО должен быть совместимым с операционной системой Альт рабочая станция 9.2/ 10.1/ 10 СП / 8 СП;

- срок действия лицензий на устанавливаемое программное обеспечение товарного знака: Альт - бессрочно, Р7-Офис – три года с правом бессрочного использования.

Позицией КТРУ 26.20.11.110-00000138 «Ноутбук» предусмотрено, в том числе, следующая характеристика в отношении операционной системы: предустановленная операционная система (характеристика не является обязательной для применения) – да/нет. Иных характеристик в отношении операционной системы данная позиция КТРУ не содержит.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком в описание объекта закупки были включены требования к дополнительным характеристикам закупаемого товара, не предусмотренные позицией КТРУ 26.20.11.110-00000138 «Ноутбук», что является нарушением положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.5 Правил. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что наименование раздела/пункта описания объекта закупки не является определяющим фактором содержания такого раздела/пункта (в частности, в раздел «Условия поставки товара» заказчиком были включены требования именно к характеристикам закупаемого товара). Довод жалобы нашел подтверждение. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Интеркомп» на действия заказчика – Избирательной комиссии Новосибирской области и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000267 на поставку ноутбуков необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил.

3. Выдать заказчику – Избирательной комиссии Новосибирской области и уполномоченному учреждению ГКУ НСО «УКСис» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны