Решение №054/06/48-150/2024 в отношении ИГМ СО РАН от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/48-150/2024

23 января 2024 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

заказчика – ИГМ СО РАН: (по доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ИП Боковой К.О.: уведомлена надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Боковой К.О. на действия заказчика – ИГМ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100000223000018 на оказание услуг по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение, начальная (максимальная) цена контракта 412 225 руб. 92 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Бокова К.О. с жалобой на действия заказчика – ИГМ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100000223000018 на оказание услуг по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 27.12.2023;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.01.2024;

3) на участие в закупке подано 3 заявки;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 15.01.2024;

5) в результате рассмотрения заявки всех участников закупки отклонены.

Суть жалобы ИП Боковой К.О. заключается в следующем.

По результатам рассмотрения заявок участников закупки заявка ИП Боковой К.О. № 69 была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона на основании п.8 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Вместе с тем, ИП Бокова К.О. считает, что отклонение заявки является незаконным на основании следующего.

1. Dr.Web Enterprise Security Suite – это комплекс продуктов Dr.Web, включающий элементы защиты всех узлов корпоративной сети (рабочие станции, сервера, мобильные устройства и т.д.) и единый центр управления для них.

2. Адаптивный контроль аномалий – это технология, которая использует методы машинного обучения для уменьшения поверхности атаки. Данный функционал, по заявлению подателя жалобы, реализован в составе продукта Dr.Web Enterprise Security Suite (для защиты рабочих станций Dr.Web Desktop Security Suite), а именно:

  • автоматизированные средства выявления и реагирования на инциденты для любых типов рабочих станций, использующие технологии машинного обучения и многоступенчатую систему выявления аномалий, что позволяет эффективно противостоять даже новым и неизвестным угрозам;
  • продвинутые средства контроля приложений, процессов и интернет-трафика на рабочих станциях;
  • гибкое распределение потребления ресурсов на защищаемых системах;
  • мониторинг сетевого и почтового трафика, защита от спама;
  • поддержка технологий виртуализации и оптимальное распределение ресурсов для защиты виртуальных сред в рамках одного физического сервера.

3. Патч-менеджмент – это процесс управления обновлениями программного обеспечения (ПО). Обновления или патчи – это дополнительное программное средство, которое применяется для исправления обнаруженных дефектов в программном обеспечении или изменения его функционала.

ИП Бокова К.О. в жалобе заявила, что в продукте Dr.Web Enterprise Security Suite данная функция реализована в центре управления Dr.Web Enterprise Security Suite. Процесс управления обновлениями программного обеспечения, его реализация, а также сбор необходимой статистики может выполняться по желанию пользователя как с помощью консоли Веб-администратора, так и с помощью Антивирусного сервера, либо Мобильного Центра управления Dr.Web.

Указанное подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте разработчика продукта.

ИГМ СО РАН в возражениях на жалобу ИП Боковой К.О. заявило следующее.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику необходимо антивирусное программное обеспечение для рабочих станций, обладающее, в том числе, следующими характеристиками:

  • адаптивный контроль аномалий;
  • патч-менеджмент.

Заказчик в возражениях указал, что адаптивный контроль аномалий отслеживает и блокирует действия, нехарактерные для одних компьютеров организации, но разрешает точно такие же действия, характерные для других компьютеров организации. Отсутствие «адаптивных» инструментов контроля аномалий потребует вручную проанализировать работу каждого сотрудника, понять какие инструменты необходимы, а какие – нет, на основе этих данных построить модель угроз и точечно заблокировать функции программ, которыми этот сотрудник пользоваться не должен.

Предложенное подателем жалобы программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite оснащено характеристикой «Многоступенчатая система выявления аномалий», однако не обладает характеристикой «Адаптивный контроль аномалий», ввиду чего заявка подлежала отклонению в связи с представлением недостоверной информации о данной характеристике.

Заказчик в возражениях указал, что патч-менеджмент – это процесс управления обновлениями программного обеспечения. Патчи – это дополнительное программное средство, которое применяется для исправления обнаруженных дефектов в программном обеспечении или изменения его функционала.

Таким образом, требуемое заказчику программное обеспечение должно уметь обнаруживать дефекты (уязвимости) в системном и прикладном программном обеспечении, установленном на компьютерах и серверах организации: в операционных системах, офисных пакетах, браузерах, архиваторах, кодеках, вьюерах, плеерах, ридерах, утилитах и многих других программах. После обнаружения дефектов (уязвимостей) в программах, требуемое заказчику программное обеспечение должно уметь автоматически устанавливать «патчи» (программные «заплатки» -исправления), либо устанавливать новую версию программы вместо уязвимой старой версии.

Таким образом, по мнению заказчика, предложенное заявителем программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite имеет функцию по обновлению собственных антивирусных баз и установке новых версий программного обеспечения Dr.Web Enterprise Security Suite. Однако программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite не предусматривает функцию по выявлению и устранению дефектов (уязвимостей) в прочих программах, установленных на компьютерах и серверах заказчика.

На основании изложенного, ИГМ СО РАН считает, что единой комиссией заказчика правомерно было принято решение об отклонении заявки ИП Боковой К.О.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ИП Боковой К.О., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, влекущие ограничение количества участников закупки.

Согласно описанию объекта закупки заказчику необходимо антивирусное программное обеспечение для рабочих станций, обладающее, в том числе, следующими характеристиками:

  • адаптивный контроль аномалий;
  • патч-менеджмент.

Согласно п.п. «а» п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.

Согласно п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Изучив заявку ИП Боковой К.О., Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что участник закупки предложил в заявке программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite, оснащенное функциями адаптивного контроля аномалий и патч-менеджмента.

При этом, на официальном сайте разработчика программного обеспечения Dr.Web Enterprise Security Suite не содержится сведений о том, что предлагаемое участником закупки программное обеспечение обладает указанными функциями, следовательно, заявка ИП Боковой К.О. содержала недостоверную информацию относительно данных характеристик. Достаточных доказательств, подтверждающих наличие указанных характеристик у предлагаемой подателем жалобы продукции, не представлено. Таким образом, с учетом специфики юридической силы информации, размещенной на официальном сайте разработчика данного программного обеспечения (программное обеспечение выгружается непосредственно с сайта разработчика, на котором содержится вся техническая документация на программное обеспечение), Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях единой комиссии заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе в части отклонения заявки ИП Боковой К.О. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Боковой К.О. на действия заказчика – ИГМ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100000223000018 на оказание услуг по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны