Решение №054/01/18.1-834/2021 жалоба ООО «Спецстрой» на действия Западно-Сибирской региона... от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-834/2021

29апреля2021года                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Спецстрой» (далее – ООО «Спецстрой») (вх. № 6921э от 20.04.2021 г., вх. № 7089э от 21.04.2021 г., вх. № 7335 от 26.04.2021 г.) на действия Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделенияДирекции железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения (извещение № 32110032070 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии <...>

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Спецстрой»вх. № 6921э от 20.04.2021 г., вх. № 7089э от 21.04.2021 г., вх. № 7335 от 26.04.2021 г.) на действия Западно-Сибирского центра организации закупок – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиал ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения (извещение № 32110032070 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

Заявитель является участником данной закупки – заявка с номером 2, наименование участника ООО «СпецСтрой».

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения: «Комиссией Заказчика было установлено следующее: «3. По итогам рассмотрения экспертной группой вторых частей заявок участников, соответствующих обязательным требованиям документации о закупке, поступивших для участия в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на соответствие квалификационным требованиям, наличие и соответствие представленных в составе заявки документов в подтверждение соответствия квалификационным требованиям установлено, что:

3.1. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 отклоняется и в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 отказано следующему участнику:

Участник №2 на основании пункта 3.7.6.2 документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7 аукционной документации о закупке, а именно:

- в подтверждение опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения участник в составе заявки представил 1 договор в предмете которого предусмотрены работы по техническому обслуживанию, разработке, ремонту и поставке программно-аппаратного комплекса, при этом в представленных актах работы по техническому обслуживанию и разработке программного обеспечения равны 4 098 305 руб. 08 коп., что составляет 15,6% от начальной (максимальной) цены лота без учета НДС, при установленном требовании «…не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС».

Таким образом, наличие опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения не подтверждено».

 

Аналогично указано в Протоколе заочного заседания конкурсной комиссии Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов: «3. По итогам рассмотрения экспертной группой вторых частей заявок участников, соответствующих обязательным требованиям документации о закупке, поступивших для участия в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на соответствие квалификационным требованиям, наличие и соответствие представленных в составе заявки документов в подтверждение соответствия квалификационным требованиям установлено, что:

3.1. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 отклоняется и в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 отказано следующему участнику:

Участник №2 на основании пункта 3.7.6.2 документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7 аукционной документации о закупке, а именно:

- в подтверждение опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения участник в составе заявки представил 1 договор в предмете которого предусмотрены работы по техническому обслуживанию, разработке, ремонту и поставке программно-аппаратного комплекса, при этом в представленных актах работы по техническому обслуживанию и разработке программного обеспечения равны 4 098 305 руб. 08 коп., что составляет 15,6% от начальной (максимальной) цены лота без учета НДС, при установленном требовании «…не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС».

Таким образом, наличие опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения не подтверждено.

 

Полагаем, что доводы и решение Комиссии Заказчика по Закупке являются незаконными и необоснованными на основании следующего:

Согласно размещенной в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки документации по закупке установлено следующее: Пункт 3.1.1 документации Участником аукциона признается любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника аукциона, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника аукциона, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника аукциона, соответствующие условиям отнесения  к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» или соответствующие требованиям Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и подавшие в установленные сроки и в установленном порядке аукционную заявку на участие в аукционе. Лица (в том числе лица, выступающие на стороне участника), не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства или не применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», не вправе принимать участие в таком аукционе.

ООО «СпецСтрой» является юридическим лицом, соответствующим условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства.

Согласно 3.1.2 документации к участию в аукционе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.1.1 аукционной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, аукционные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, аукционной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные аукционной документацией.

ООО «СпецСтрой» является участником, который соответствует требованиям пункта 3.1.1 аукционной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, а в составе заявке были предоставлены документы, которые подтверждают соответствие требованиям технического задания, аукционной документации, в том числе документы, предусмотренные аукционной документацией.

 

Согласно раздела 3.6 документации Заказчиком указан порядок проведения квалификационного отбора участников закупки:

Условия настоящего пункта применяются, если пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации предусмотрено проведение этапа квалификационного отбора участников аукциона.

Заявки на участие в аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации, подтверждающие соответствие участников аукциона единым квалификационным требованиям, установленным пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации.

Рассмотрение заявок в рамках этапа квалификационного отбора осуществляется в порядке, установленном аукционной документацией. Заявки участников, не соответствующие квалификационным требованиям, отклоняются.

По итогам проведения квалификационного отбора участников аукциона составляется протокол, который размещается на сайтах в течение 3 (трех) дней с даты его подписания. В случае, если по итогам квалификационного отбора участников аукциона определяется победитель аукциона, составляется итоговый протокол, который размещается на сайтах в течение 3 (трех) дней с даты его подписания.

Согласно п. 3.7.18 документации экспертная группа осуществляет рассмотрение заявок на предмет соответствия участников квалификационным требованиям, заявки на участие в аукционе – требованиям технического задания аукционной документации, проверяет наличие и соответствие представленных в составе заявки документов квалификационным требованиям, требованиям технического задания аукционной документации,  требованиям об обосновании демпинговой цены договора (цены лота).

Согласно п. 3.9.4 документации по результатам рассмотрения вторых частей аукционных заявок заказчик принимает решение о соответствии участника обязательным и квалификационным (если аукционной документацией предусмотрено проведение квалификационного отбора) требованиям, соответствии второй части его аукционной заявки требованиям аукционной документации или об отказе в допуске участника аукциона к участию в аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям.

Согласно п. 3.9.5 документации по итогам рассмотрения вторых частей аукционных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения вторых частей заявок, в котором в том числе должна содержаться следующая информация:

дата подписания протокола;

количество поданных на участие в аукционе заявок, а также дата и время регистрации каждой аукционной заявки;

результаты рассмотрения вторых частей аукционных заявок с указанием в том числе:

а) решения экспертной группы о соответствии таких заявок требованиям аукционной документации;

б) количества аукционных заявок, которые отклонены;

в) оснований отклонения каждой аукционной заявки с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует аукционная заявка;

 

Согласно п. 1.7.1.1 документации установлено следующее: Проведение квалификационного отбора участников. Квалификационные требования к участникам закупки: 1.7.1.1. Участник должен иметь опыт оказания услуг по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитал-ному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

и

- акты об оказании услуг;

и

- договоры оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта д-говоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Если договор, документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации, указать реестровый номер договора, присвоенный в Единой информационной системе в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты об оказании услуг).

Документы, перечисленные в пункте 1.7.1.1 аукционной документации, представляются в электронной форме в составе аукционной заявки.

В составе заявки № 2 от ООО «СпецСтрой» представлен документ, подтверждающий квалификацию участника: Договор 18/01-1ПМ от 18.01.2018, предметом которого является следующее: «Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке, техническому обслуживанию, ремонту и поставке программно-аппаратного комплекса диспетчеризации систем жизнеобеспечения для объекта «Казанская ТЭЦ-3 …».

Согласно п. 1.3 Договора результатом выполненных работ будет являться реализация следующих этапов:

-           разработка и поставка программно-аппаратного комплекса на объект;

-           пуско-наладка программно-аппаратного комплекса диспетчеризации на объекте поставки;

-           проведение обучения персонала и техническое обслуживание на объекте поставки.

Согласно п. 4.1 Договора сдача результата работ Исполнителем и приемка его Заказчиком оформляются Актом сдачи-приемки выполненных работ, счет-фактурами, подписанным обеими Сторонами, поэтапно, согласно п. 2.1. настоящего Договора.

Согласно п. 5.2 Договора стоимость работ составляет 5 588 902,36 руб. (пять миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч девятьсот два руб. 36 копеек), в т.ч. НДС 18% -852 544,43 руб. (восемьсот пятьдесят две тысячи пятьсот сорок четыре руб. 43 коп.) и определяется «Спецификацией № l» (приложение № 1 к настоящему договору), и включает в себя доставку до объекта, тару и упаковку.

Согласно Спецификации № 1 установлена разбивка общей стоимости Договора на стоимость каждого этапа и его основных составляющих.

Договор № 18/01-1ПМ является договором подряда.

Согласно ч. 1 ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В Договоре указаны обязательства, которые имеют решающее (квалифицирующее) значение для последнего – разработке, техническому обслуживанию, ремонту комплекса.

Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ч. 1 ст. 704 ГК РФ 1. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

 

Приоритетным в Договоре являются именно подрядные работы, следовательно, этот договор является договором подряда и цена в договоре установлена п. 5.2 Договора и является единой.

Стороны только для порядка определения единой цены Договора предусмотрели разбивку, которая указана в Спецификации, которая при других обстоятельствах могла бы быть и иной.

 

Комиссия Заказчика не имела право самостоятельно определять из единого предмета Договора и единой цены Договора выделять только ту часть, которая относилась бы по их мнению именно к «работам по техническому обслуживанию и разработке программного обеспечения».

 

Договор представлен. Предмет договора и стоимость договора соответствуют требованиям документации.

Таким образом, решение комиссии в отношении заявки ООО «СпецСтрой» является незаконным и необоснованным.

 

В действиях Заказчика усматривается нарушения ст. 17 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при про-ведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Считаем, что в действиях Организатора закупки усматривается нарушения ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при про-ведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключён путём проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно ч. 6 ст. 447 ГК РФ правила, предусмотренные ст. 448 и ст. 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

Согласно ч. 1 ст. 449 торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи или были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно ч. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 настоящего Кодекса.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно части 4 этой статьи нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными. В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). В части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет на совершение заказчиками, их должностными лицами, операторами электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Действия Заказчика являются незаконными по причине нарушения основополагающих принципов системы добросовестной конкуренции.

Закупка проводилась также в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ФЗ № 223-ФЗ устанавливает определенные требования к порядку проведения закупок заказчиками, руководствующихся этим законом, исходя из целей создания условий для равной конкуренции всех участников закупок - потенциальных контрагентов и повышения эффективности удовлетворения нужд заказчиков, для чего закрепляется требование информационной открытости, гласности закупок (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ). ФЗ № 223-ФЗ большую часть регулирования процесса закупки оставляет на усмотрение заказчика, который обязан утвердить и разместить в единой информационной системе положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения (ч.ч. 2, 3 ст. 2 ФЗ N 223-ФЗ). Однако в любом случае принципы закупки, в первую очередь - свобода конкуренции при проведении закупок конкурентными способами, и требования, установленные законом (и, при закупках по Закону № 223-ФЗ, положением о закупке), должны исполняться.

С этой целью ФЗ № 223-ФЗ предусматривают проведение контроля за закупочной деятельностью (ст.ст. 6, 6.1 Закона № 223-ФЗ) и возможность обжалования нарушающих права участников закупок действий (бездействия) заказчиков, их должностных лиц и созданных ими комиссий по осуществлению закупок, а также лиц, проводящих закупки в интересах заказчиков (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения), или обеспечивающих проведение процедур закупок (специализированной организации, оператора электронной площадки) как в судебном порядке, так и в административном порядке - в органах, уполномоченных на проведение контроля в сферах соответствующих закупок. ФЗ № 223-ФЗ ограничивает число случаев обжалования нарушающих права участников закупок действий (бездействия) в административном порядке в единственном контрольном - антимонопольном органе, ограничивая его полномочия.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»).

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 ФАС России определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров определен законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с ФЗ N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 ФЗ N 135-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 18.1 ФЗ N 135-ФЗ антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на тот же срок (ч. 14.1 ст. 18.1 ФЗ N 135-ФЗ).

Согласно ч. 16 ст. 18.1 ФЗ N 135-ФЗ рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа.

ОАО «РЖД»предоставило следующиевозражения на доводы жалобы.

26.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупки (далее - ЕИС), на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и сайте http://www.rts- tender.ru опубликовано извещение о проведении закупки и закупочная документация.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.201 1 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) правовую основу закупки товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее - Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующей закупочной документацией.

ООО «Спецстрой» обратилось с жалобой в антимонопольный орган, где указало в качестве основания для обращения несогласие с отклонением заявки Заявителя. 

Заказчик считает довод, изложенный в жалобе, необоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Пунктом 199 Положения о закупке ОАО «РЖД» во исполнение требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено право по установлению к участникам закупки квалификационных требований, которые устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами.

Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут измеряться как по стоимостным, так и не по стоимостным критериям. Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Необходимо отметить, что законодатель наделил заказчика самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких-либо требований об установлении в положении о закупке и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и положение о закупке не предусматривает.

Такой же позиции придерживается ФАС России в своем письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в котором в абзаце 5 раздела 8 установлено, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с требованиями пункта 1.7.1.1 закупочной документации: Участник должен иметь опыт оказания услуг по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации.

При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

-           документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

и

-           акты об оказании услуг;

и

-           договоры оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Указанное требование устанавливается в связи с необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по выполнению работ по предмету закупки приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности.

Данное требование предъявляется участникам для получения стоимостного выражения опыта, позволяющею оценить возможность претендента оказать услуги по предмету закупки в необходимом объеме. Также информация об опыте оказания услуг по предмету закупки служит показателем активности участника на рынке.

Соответствие данному требованию позволяет определить участников, специализирующихся в данном сегменте рынка, обладающих необходимой для оказания услуг по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, что существенно снижает риски невыполнения обязательств контрагентом, и возможность некачественного выполнения работы.

Необходимо отметить, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2016 № 03-01-10/77642 «О критериях должной осмотрительности при выборе контрагента», налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности при заключении гражданско-правовых сделок «вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами».

Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16.05.2018. Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 21.08.2014 № 307-ЭС14-210 по делу №А05-10778/2013 указано, что «субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

В таком случае предъявление требования о наличии у участника опыта оказания услуг по предмету закупки является не только законно установленным в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке ОАО «РЖД», но полностью оправданным и обоснованным с точки зрения целей проведения закупки, установленных пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем по существу довода жалобы сообщаем следующее.

Согласно результатам рассмотрения вторых частей заявок изложенных в Приложение №1 к протоколу заседания конкурсной комиссии от 07.04.2021 №772/ОАЭ-ДЖВ/21/2 в допуске к участию в закупке отказано участнику № 2 (Заявитель) на основании пункта 3.7.6.2 документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7.1.1 аукционной документации о закупке, а именно:

-           в подтверждение опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения участник в составе заявки представил 1 (один) договор, в предмете которого предусмотрены работы по техническому обслуживанию, разработке, ремонту и поставке программно-аппаратного комплекса, при этом в представленных актах работы по техническому обслуживанию и разработке программного обеспечения равны 4 098 305 руб. 08 коп., что составляет 15,6% от начальной (максимальной) цены лота без учета НДС, при установленном требовании «...не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС».

В качестве подтверждения опыта ООО «Спецстрой» представлен договор от 15.01.2018 № 18/01-1 ПМ (далее - Договор) и акты сдачи-приемки работ от 15.05.2018 № 1,24.08.2018 №2.

В ходе проведения технической экспертизы на соответствие требованию о            наличие опыта по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения предоставленным в составе заявки документов в подтверждение наличия опыта было установлено, что указанный договор (от 15.01.2018 № 18/01-1 ПМ) частично является договором поставки оборудования (что в свою очередь прямо указано в представленном договоре, а именно: пункт 1.1 Договора, в котором указаны, в том числе работы по поставке программно-аппаратного комплекса диспетчеризации систем жизнеобеспечения), что не соответствует установленным требованиям аукционной документации в полной мере.

Вместе с тем Заказчиком, согласно представленным Заявителем актам сдачи- приемки работ от 15.05.2018 № 1, 24.08.2018 № 2, были приняты следующие виды работ по договору в качестве подтверждения опыта:

Акт сдачи-приемки работ от 15.05.2018 № 1

п. 1.7 Этап 1: Разработка SCADA системы на сумму 1 653 305,08 руб. без учета НДС;

п.2 Этап 2: Пуско-наладочные работы на сумму 944 745,76 руб. без учета НДС;

п.З Этап 3: Техническое обслуживание и обучение на сумму 728 898,31 руб. без учета НДС;

Акт сдачи-приемки работ от 24.08.2018 № 2

п. 1.2 Этап 1: Разработка SCADA системы на сумму 376 271,19 руб. без учета НДС;

п.2 Этап 1: Пуско-наладочные работы на сумму 225 762,71 руб. без учета НДС;

п.З Этап 1: Техническое обслуживание на сумму 169 322,03 руб. без учета НДС.

Таким образом, ООО «Спецстрой» в составе заявки представлены документы в подтверждение опыта на общую сумму 4 098 305,08 руб., что составляет 15,6% от начальной (максимальной) цены лота без учета НДС, при установленном в аукционной документации требование подтверждения опыта по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения начальная не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, что составляет 5 248 585,44 руб. без НДС.

Согласно пункту 3.7.6.2 закупочной документации в связи с несоответствием квалификационному требованию установленному пунктом 1.7.1.1 аукционной документации о закупке, представленных участником в составе заявки документов, заказчик обязан отклонить такого участника закупки от дальнейшего участия в закупке.

При этом Заявитель, подавая заявку, согласился с условиями документации о закупке.

При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» правомерно отклонило заявку ООО «Спецстрой», в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке ОАО «РЖД», документации или иных нормативных актов.

Также, необходимо отметить, что ОАО «РЖД» 22.04.2021 по результатам проведения закупки заключен договор до поступления уведомления Новосибирского УФАС России о принятии к рассмотрению жалобы в«Спецстрой» в адрес ОАО «РЖД».

Вместе с тем, вышеуказанная позиция подтверждается, в том числе практикой Новосибирского УФАС России, а именно: решение от 23.03.2021 № 054/01/18.1-476/2021.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ОАО «РЖД» осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) на основании положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также в соответствии сАукционной документацией открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения (далее – Аукционная документация).

26.02.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупки (далее – ЕИС), на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и сайте http://www.rts-tender.ru ОАО «РЖД» было опубликовано извещение № 32110032070о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения.

Начальная (максимальная) цена договора – 26242927 руб. 20 коп. (всего без учёта НДС) (31491512 руб. 64 коп.(всего с учетом НДС)).

Согласно извещению № 32110032070 на сайте https://zakupki.gov.ru/ классификация услуги по ОКПД 2 – 33.17.19 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 199 раздела 20 Положения о закупке ОАО «РЖД» иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

К таким требованиям относится наличие, в том числе:

3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

Согласно п. 1.7.1.1 Аукционной документации участник должен иметь опыт оказания услуг по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

и

- акты об оказании услуг;

и

- договоры оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Согласно пояснениям заказчика,указанное требование устанавливается в связи с необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по выполнению работ по предмету закупки приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности.Данное требование предъявляется участникам для получения стоимостного выражения опыта, позволяющею оценить возможность претендента оказать услуги по предмету закупки в необходимом объеме. Также информация об опыте оказания услуг по предмету закупки служит показателем активности участника на рынке. Соответствие данному требованию позволяет определить участников, специализирующихся в данном сегменте рынка, обладающих необходимой для оказания услуг по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, что существенно снижает риски невыполнения обязательств контрагентом, и возможность некачественного выполнения работы.

В качестве подтверждения опыта ООО «Спецстрой» представлен договор от 15.01.2018 № 18/01-1 ПМ (далее - Договор) и акты сдачи-приемки работ от 15.05.2018 № 1, 24.08.2018 №2.

По смыслу аукционной документации, комиссия заказчика анализирует все этапы выполненных работ.

Согласно пункту 1.1 Договора исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке, техническому обслуживанию, ремонту и поставке программно-аппаратного комплекса диспетчеризации систем жизнеобеспечения для объекта «Казанская ТЭЦ-3», а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

Таким образом, предмет рассматриваемого договора не в полной мересоответствует установленным требованиям аукционной документации.

Согласно Акту сдачи-приемки работ от 15.05.2018 № 1Заказчикомбыли приняты следующие виды работ по договору в качестве подтверждения опыта:

п. 1.7 Этап 1: Разработка SCADA системы на сумму 1 653 305,08 руб. без учета НДС;

п.2 Этап 2: Пуско-наладочные работы на сумму 944 745,76 руб. без учета НДС;

п.3 Этап 3: Техническое обслуживание и обучение на сумму 728 898,31 руб. без учета НДС.

Согласно Акту сдачи-приемки работ от 24.08.2018 № 2Заказчиком были приняты следующие виды работ по договору в качестве подтверждения опыта:

п. 1.2 Этап 1: Разработка SCADA системы на сумму 376 271,19 руб. без учета НДС;

п.2 Этап 1: Пуско-наладочные работы на сумму 225 762,71 руб. без учета НДС;

п.3 Этап 1: Техническое обслуживание на сумму 169 322,03 руб. без учета НДС.

Таким образом, ООО «Спецстрой» в составе заявки представлены документы в подтверждение опыта на общую сумму 4 098 305,08 руб., что составляет 15,6% от начальной (максимальной) цены лота без учета НДС.

Таким образом, заявка ООО «Спецстрой»не соответствует п. 1.7.1.1 Аукционной документации.

Согласно п. 3.7.6.2 Аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе, в случае несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям.

Таким образом, заявка ООО «Спецстрой» отклонена правомерно.

При проведении рассматриваемого аукциона требование о наличии опытаоказания услуг по фактически оказанным услугам по техническому обслуживанию и/или текущему ремонту и/или капитальному ремонту автоматизированной системы диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации, установлено аукционной документацией и применяется в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры. При этом определение таких квалификационных требований не противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и не создает условий, при которых конкуренция может быть ограничена.

Таким образом, в действиях Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения (извещение № 32110032070 на сайте https://zakupki.gov.ru/)не усматривается нарушения порядка организации и проведения открытого аукциона.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобуООО «Спецстрой»(вх. № 6921э от 20.04.2021 г., вх. № 7089э от 21.04.2021 г., вх. № 7335 от 26.04.2021 г.)на действия Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОАЭ-ДЖВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию автоматизированных систем диспетчеризации, контроля и управления системами жизнеобеспечения (извещение № 32110032070 на сайте https://zakupki.gov.ru/)необоснованной.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны