Определение №054/01/16-2324/2023 в отношении ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» и ГУП НСО «Ново... от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/16-2324/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

20 ноября 2023 года                                                                    г. Новосибирск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

Новосибирским УФАС России рассмотрены материалы обращения Заельцовского межрайонного следственного отдела.

В ходе рассмотрения установлено следующее.

03.02.2021 года между Государственным автономным учреждением Новосибирской области «Новосибирская база авиационной охраны лесов» (далее – ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза») и Государственным унитарным предприятием Новосибирской области «Новосибирский Лесхоз» (далее - ГУП НСО «Новосибирский лесхоз») заключен Договор на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов № 20-ОВЗ.

Предметом указанного договора является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесохозяйственных участках Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к данному договору).

Цена договора составляет 1 641 042 рублей 80 копеек.

Дата окончания выполнения работ – 31.12.2021 года.

Работы, выполняемые в рамках договора (помимо прочих): прочистка просек, создание лесных дорог, сплошные санитарные вырубки и иные виды работ (полные перечень видов работ- Приложение № 2 к Договору № 20-ОЗВ от 03.02.2021г.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора, одновременно с выполнением работ, предусмотренных указанным договором, осуществляется продажа древесины, которая будет получена при выполнении работ по договору в результате вырубки насаждений.

В соответствии с Уставом ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» является некоммерческой организацией, специализированным учреждением, созданным в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 28.12.2020 года № 1519 утверждено государственное задание ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» на 2021 года и плановый период 2022 - 2023 годов.

Данное государственное задание в числе прочих содержит государственные услуги (выполнение работ) по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесохозяйственном участке Коченевского лесничества Коченевского района.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Таким образом, ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» является лицом, выполняющим функции органа власти в пределах предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений.

В соответствии с Распоряжением Правительства Новосибирской области от 01.11.2021 года № 544-рп ГУП НСО «Новосибирский лесхоз» реорганизовано путем преобразования в ГАУ НСО «Новосибирский лесхоз» с переходом к нему всех имущественных прав и обязанностей реорганизованного ГУП НСО «Новосибирский лесхоз».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, на момент заключения Договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов № 20-ОВЗ от 03.02.2021 года ГУП НСО «Новосибирский лесхоз» являлось хозяйствующим субъектом.

В свою очередь, согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений (часть 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, сама конструкция правоотношений, при которым с лицом, выполняющим контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются также заключается соответствующий договор купли-продажи лесных насаждений не является противоправной.

Однако, как следует из норм Лесного Кодекса, заключение такого договора по охране, защите, воспроизводству лесов должно происходить в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц.

Однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.

Верховный суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2021 года № 309-ЭС21-2997 по делу № А60-70700/2019 сформулировал однозначную позицию о том, что заключение с хозяйствующим субъектом ряда договоров на санитарную рубку без проведения конкурсных процедур, с последующей реализацией полученной древесины также без проведения конкурентных процедур нарушают пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В этой связи действия учреждения квалифицированы как заключение с предпринимателем и другими лицами соглашения, направленного на ограничение доступа хозяйствующих субъектов (помимо названных лиц) на соответствующий рынок лесных ресурсов и связанных с ним услуг (работ) при заготовке древесины в рамках осуществления мероприятий по сохранению лесов.

Как правосудно указывает Арбитражный суд Западно-Сибирского Федерального округа в своем Постановлении по делу № А67-3094/2020, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Осуществление учреждением в обход установленных процедур передачи лесных насаждений для целей заготовки древесины путем проведения санитарных рубок привело к ограничению конкуренции на рынке соответствующих услуг (работ) и предоставлению хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сформулированные выводы о наличии в описанных действиях ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза», ГУП НСО «Новосибирский лесхоз» признаков нарушения антимонопольного законодательства коррелируются с судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2021 года № 309-ЭС21-2997 по делу № А60-70700/2019, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2020 года № Ф09-7689/20 по делу № А60-70700/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 года № 17АП-9063/2020-АК по делу № А60-70700/2019, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2020 года по делу № А60-70700/2019, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.08.2021 года № Ф04-3464/2021 по делу № А67-3094/2020, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 года № 07АП-5432/2020(3) по делу № А67-3094/2020, Решение Арбитражного суда Томской области от 02.12.2020 года по делу № А67-3094/2020).

Привлечение ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» ГУП НСО «Новосибирский лесхоз» к выполнению государственного задания без проведения конкурса или аукциона, свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг).

Таким образом, на момент вынесения настоящего Определения имеются основания полагать, что в действиях ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза», ГАУ НСО «Новосибирский Лесхоз» (правопреемник ГУП НСО «Новосибирский Лесхоз») по заключению Договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов № 20-ОВЗ от 03.02.2021 года без проведения закупочных процедур содержатся признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан Приказ от 20.11.2023 года № 46/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» (630123, г. Новосибирск, ул. 1-я Шевцовой, д. 83; ОГРН: 1075406011713; дата присвоения ОГРН: 30.03.2007 года; ИНН: 5406390978; КПП: 540201001), ГАУ НСО «Новосибирский Лесхоз» (630510, Новосибирская область, Новосибирский микрорайон, с.п. Кудряшовский сельсовет, д.п. Кудряшовский, ул. Зеленая, д. 23А; ОГРН: 1225400011737; дата присвоения ОГРН: 30.03.2022 года; ИНН: 5410093551; КПП: 541001001) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/16-2324/2023 к рассмотрению на 06.12.2023 года в 10:00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 1004. Регистрация ответчика в кабинете 1114.

Уведомляем о возможности участия в рассмотрении дела путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: https://cdto05.digital.gov.ru/c/6035045627 и ожидать сеанса связи.

Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/16-2324/2023 в качестве заявителя Заельцовский межрайонный следственный отдел (630049, г. Новосибирск, Красный проспект, д.179).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/16-2324/2023 в качестве ответчиков:

- ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза» (630123, г. Новосибирск, ул. 1-я Шевцовой, д. 83; ОГРН: 1075406011713; дата присвоения ОГРН: 30.03.2007 года; ИНН: 5406390978; КПП: 540201001);

- ГАУ НСО «Новосибирский Лесхоз» (630510, Новосибирская область, Новосибирский микрорайон, с. п. Кудряшовский сельсовет, д. п. Кудряшовский, ул. Зеленая, д. 23А; ОГРН: 1225400011737; дата присвоения ОГРН: 30.03.2022 года; ИНН: 5410093551; КПП: 541001001).

4. Ответчикам в срок до 04.12.2023 года представить объяснения по существу дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны