Постановление №054/04/9.21-1947/2021 АО «РЭС» от 16 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1947/2021

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

16 ноября 2021 года                                                                                   г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <…>, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-1947/2021 об административном правонарушении от 05.10.2021 и материалы административного дела в отношении юридического лица – акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (ИНН 5406291470/ КПП 540501001, ОГРН 1045402509437, дата регистрации 01.10.2004, юридический адрес:630102, г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16А), в присутствии представителя АО «РЭС» – <...>, действующей по доверенности №214/20 от 22.06.2020,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО «ЛТК» в отношении АО «РЭС» по вопросу отказа в заключении договора на осуществление технологического присоединения нежилого помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 54/1.

Согласно содержанию обращения ООО «ЛТК» Общество 14.12.2020 обратилось в АО «РЭС» с заявкой (вх. №53-186077) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 54/1 (кадастровый номер 54-54-01/353/2009-118).

В ответ на данную заявку АО «РЭС» направило ответ исх. №19-22/186077 от 18.12.2020, согласно которому для рассмотрения данной заявки ООО «ЛТК» необходимо представить копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление объектом капитального строительства, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев нежилых помещений на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям детально регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту - Правила).

Правилами установлена поэтапная последовательная процедура технологического присоединения, которая инициируется путем подачи заявки заявителем в сетевую организацию (п.п. 6-8 Правил). При этом согласно п. 8 Правил заявка направляется заявителем очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации.

Перечень сведений, которые должен указать заявитель в заявке, определен п. 9, 12-14 Правил. Пунктом 10 Правил определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке.

Исходя из сведений, указанных в заявке, нежилое помещение ООО «ЛТК» расположено на 1 и 2 этажах в объекте капитального строительства (административное здание) по ул. Каменская, 54/1.

Учитывая, что нежилое помещение ООО «ЛТК» расположено в объекте капитального строительства, мероприятия, проводимые сетевой организацией по технологическому присоединению данного заявителя урегулированы, в том числе п. 8(4) и пп. «ж» п. 10 Правил, которыми установлен специальный порядок подачи заявок для технологического присоединения энергопринимающих устройств нежилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства.

Так, согласно абзацу 1 пункта 8(4) Правил предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

Согласно подпункту «ж» пункта 10 Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) Правил, к заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно­-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. 

Соответственно, к заявке в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление объектом капитального строительства, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев нежилых помещений на организацию присоединения нежилого помещения.

ООО «ЛТК» документы, указанные в пункте 10 Правил, в полном объеме с поданной заявкой представлены не были, в связи с чем АО «РЭС» направило ответ исх. №19-22/186077 от 18.12.2020 с уведомлением о предоставлении недостающих документов. На дополнение к заявке №53-186077 от 14.12.2021, ООО «ЛТК» направило в адрес АО «РЭС» заявку №53-186458 от 18.12.2021, в ответ на которую АО «РЭС» направило 13.01.2021 письмо №19-22/186458 повторно уведомив о представлении недостающих документов.

Согласно п. 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

На основании вышеизложенного положения Правил АО «РЭС» письмом исх. № 19-22/186458-1 от 11.02.2021 уведомило ООО «ЛТК» об аннулировании заявок № 53-186458 от 18.12.2020, №53-186077 от 14.12.2020. 

Заявитель представил в адрес АО «РЭС» письмо о запросе у ООО «Гипроавтотранс» согласования присоединения нежилого помещения ООО «ЛТК» отдельными линиями от вводного устройства, установленного на вводе нежилого помещения ООО «Гипроавтотранс». Однако в ответном письме ООО «Гипроавтотранс» такое подключение не согласовало.

Согласно представленным материалам, АО «РЭС» в ходе произведенного осмотра энергопринимающих устройств ООО «ЛТК» было установлено, что технологическое присоединение нежилого помещения заявителя осуществлено от ВРУ здания по ул. Каменская, 54/1 (акт осмотра (обследования) электроустановки № АО 30/12/20 от 31.12.2020). Соответственно, у нежилого помещения ООО «ЛТК» имеется существующая схема электроснабжения.

Собственником указанной электрических сетей является ООО «Гипроавтотранс» (РУ-0,4Кв ТП-1189). На основании договора электроснабжения № Э-234 от 16.08.1999, заключенного с ООО «Гипроавтотранс» осуществляется электроснабжение здания по адресу: Каменская, 54/1.

Кроме того, согласно представленной переписке ООО «ЛТК» обращалось в ООО «Гипроавтотранс» по вопросу переуступки части мощности в пользу ООО «ЛТК», в связи с передачей части помещений ООО «ЛТК». Следовательно, заявителю было известно о наличии технологического присоединения принадлежащего ему помещения.

Учитывая, что энергопринимающие устройства ООО «ЛТК» уже имеют технологическое присоединение в составе административного здания, повторное проведение процедуры технологического присоединения по иной схеме противоречит принципу однократности, в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Таким образом, заявителю следовало обратиться в АО «РЭС» с заявкой на увеличение мощности принадлежащего ему объекта.

В ответ на заявку ООО «ЛТК» № 53-191863 от 09.04.2021 АО «РЭС» письмом исх. № 19-22/191863 от 15.04.2021 уведомило ООО «ЛТК» о наличии фактического технологического присоединения его помещения и необходимости в данном случае увеличить мощность для принадлежащего ООО «ЛТК» объекту, с условием представления всех необходимых документов в соответствии с пп. «ж» п. 10 Правил. 

ООО «ЛТК» обратилось в АО «РЭС» с заявкой № 53-192465 от 21.04.2021 на увеличение мощности и изменение источника питания (точки подключения). Однако, в составе заявки согласие на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства, установленного на вводе нежилого помещения, принадлежащего ООО «Гипроавтотранс», заявителем представлено не было, а также отсутствовали сведения о ранее присоединенной мощности, о чем письмом исх. №19-22/192465 от 26.04.2021 АО «РЭС» уведомило ООО «ЛТК». Кроме того, при наличии технологического присоединения изменение источника питания (точки подключения) будет нарушать принцип однократности технологического присоединения, установленный п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п. 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).

АО «РЭС» ответ ООО «ЛТК» на заявку вх. №53-186077 от 14.12.2020 направило письмом № исх. №19-22/186077 от 18.12.2020, ответ на заявку ООО «ЛТК» № 53-186458 от 18.12.2020 АО «РЭС» направило письмом исх. №19-22/186458 от 13.01.2021, ответ на заявку ООО «ЛТК» № 53-191863 от 09.04.2021 АО «РЭС» направило письмом исх. исх. № 19-22/191863 от 15.04.2021, тем самым нарушив срок направления уведомления, содержащего указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), установленный п. 15 Правил.    

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России № 140-э от 18.04.2005г. АО «РЭС» (ранее – ЗАО «РЭС»), Новосибирская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.38.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 19.12.2017 г. № 681-ЭЭ АО «РЭС» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Следовательно, АО «РЭС» является субъектом естественной монополии.

Таким образом,  принимая во внимание вышеизложенное, в действиях АО «РЭС» по нарушению пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям АО «РЭС» несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения нарушения – 630102, г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16А.

Время совершения правонарушения – 18.12.2020, 13.01.2021, 15.04.2021

 

При составлении протокола представитель ответчика указал, что с протоколом не согласен.

На рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/04/9.21-1947/2021 АО «РЭС» представлены следующие пояснения.

05.10.2021 г. в отношении Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее - АО «РЭС») составлен протокол № 054/04/9.21-1947/2021 об административном правонарушении (далее по тексту - Протокол).

В отношении АО «РЭС» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 Ко АП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), по мнению Новосибирского УФАС России выразилось в нарушении установленного п. 15 Правил срока направления ООО «ЛТК» уведомления, содержащего указание на сведения и документы, которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).

АО «РЭС» не согласно с вменяемым правонарушением и считает необходимым дать следующие объяснения:

Имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, вина АО «РЭС» в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).

Исходя из смысла вышеуказанных норм, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения противоправных, виновных действий (бездействия).

В данном случае АО «РЭС» не совершало противоправных действий, поскольку заявка на технологическое присоединение вх. № 53-186077 от 14.12.2020 была подана с нарушением установленного Правилами порядка. Как следует исходя из фактических обстоятельств дела и подтверждается перепиской между ООО «ЛТК» и АО «РЭС», заявитель изначально не был намерен предоставлять в сетевую организацию в полном объеме документы, предусмотренные п. 10 Правил.

При подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям в нарушение абз. 1 п. 8(4) Правил и пп. «ж» п. 10 Правил ООО «ЛТК» не было представлено согласие на организацию технологического присоединения от вводного-распределительного устройства административного здания, в котором располагается нежилое помещение заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для запроса у данного лица дополнительной информации на основании п. 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии с абз. 13 п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Соответственно, трехдневный срок рассмотрения заявки на технологическое присоединение ООО «ЛТК» от 14.12.2020 г. исчисляется с 15.12.2020 г. по 17.12.2020 г.

АО «РЭС» с учетом положений гражданского законодательства рассматривало заявку вх. № 53-186077 в пределах установленного трехдневного срока (15.12.2020, 16.12.2020 и 17.12.2020) и разместило дополнительную информацию 18.12.2020 в 08:38, т.е. в начале следующего рабочего дня по истечении выделенного законодателем трехдневного срока на ее рассмотрение.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации не произошло нарушение установленного трехдневного срока рассмотрения заявки, поскольку положения п. 15 Правил содержат коллизию норм относительно срока исчисления запроса сетевой организацией недостающих сведений и документов - право сетевой организации рассматривать заявку на технологическое присоединение в течение трех дней и необходимость запроса дополнительной информации не позднее 3-х рабочих дней с момента поступления заявки.

Так как в пункте 15 Правил прямо указано, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, исходя из буквального толкования положений данного пункта следует, что срок рассмотрения поданной заявки определен истечением периода времени (3 рабочих дня).

Таким образом, с учетом положений ст. 190 Гражданского кодекса РФ, сетевой организации выделено три дня на рассмотрение заявки и приложенных к ней документов.

Таким образом, направление ООО «ЛТК» уведомления о необходимости предоставления недостающих сведений по окончании данного срока (в начале следующего дня) не может быть квалифицировано как нарушение п. 15 Правил технологического присоединения.

АО «РЭС» обращает внимание, что данная позиция находит свое отражение в существующей правоприменительной практике:

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2020 г. № Ф03- 6200/2019;

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2021 г. по делу № А74-8736/2020.

Исходя из позиции судов при рассмотрении вопросов о сроке рассмотрения заявки на технологическое присоединение, ими указывалось на тот факт, что дополнительная информация должна быть запрошена по истечении трехдневного срока (например, по заявке от 22.06.2018 г. не позднее 29.06.2018 г. (дело № Ф03-6200/2019); по заявке от 03.10.2019 г. по 09.10.2019 г. (дело № А74-8736/2020).

На основании изложенного АО «РЭС» полагает, что в действиях сетевой организации при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО «ЛТК» отсутствует объективная сторона правонарушения, указанная в ст. 9.21 КоАП.

Несмотря на обоснованный запрос сетевой организации о предоставлении полного пакета документов, необходимых для заключения договора технологического присоединения, ООО «ЛТК», не предоставило документы, предусмотренные пп «ж» п. 10 Правил.

Последующие письма ООО «ЛТК» не могут быть рассмотрены как дополнение к заявке на технологическое присоединение ввиду следующего.

Согласно абз. 13 п. 15 Правил при отсутствии в заявке сведений и документов, предусмотренных правилами, сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

При этом необходимо отметить, что, исходя из положений п. 6, 8 и 15 Правил технологического присоединения заявитель для заключения договора направляет в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение и дополнение к заявке, которое содержит недостающие сведения и документы.

Иные обращения заявителя в сетевую организацию, без предоставления недостающих сведений и документов, не могут быть рассмотрены как заявка или дополнение к заявке, являются перепиской заявителя с сетевой организацией, к которой не могут быть применены установленные п. 15 Правил сроки рассмотрения заявки и дополнения к заявке.

Так, получив от АО «РЭС» уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов по заявке № 53-186077, ООО «ЛТК» письмами вх. № 53-186458 от 18.12.2020, вх. № 53-191863 от 09.04.2021 не представило в сетевую организацию недостающие документы, а в нарушение установленного Правилами порядка требовало осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства без предоставления документов, указанных в пп. «ж» п. 10 Правил.

Учитывая данные обстоятельства, последующие письма ООО «ЛТК» являются перепиской заявителя с сетевой организацией в условиях отсутствия надлежащим образом оформленной заявки на технологическое присоединение.

Соответственно, последующие письма ООО «ЛТК» без предоставления недостающих документов обоснованно не были рассмотрены сетевой организацией как заявки или дополнения к заявке на технологическое присоединение.

При этом общий срок ответов на обращения юридических лиц составляет 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») 30 дней.

Ответ на последующие обращения ООО «ЛТК» АО «РЭС» направило с соблюдением установленного указанным федеральным законом тридцатидневного срока (на письмо вх. № 53- 186458 от 18.12.2020 направлен ответ от 13.01.2021, на письмо вх. № 53-191863 от 09.04.2021 направлен ответ от 15.04.2021).

АО «РЭС» обращает внимание на тот факт, что до предоставления в полном объеме пакета документов, указанных в Правилах, у сетевой организации отсутствует обязанность по заключению договора (пункт 15 Правил).

Правовая позиция АО «РЭС» подтверждается судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2017 №А44-6433/2016, постановление 17 Арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 №А60-33897/2013), а также правоприменительной практикой территориальных органов ФАС России (например, Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 149А-04/17 от 11.10.2018 Челябинского УФАС России).

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленной заявки на технологическое присоединение и последующее непредставление заявителем дополнительной информации по такой заявке исключает возможность квалификации действий сетевой организации по ст. 9.21 КоАП РФ ввиду представления ООО «ЛТК» неполного пакета документов, предусмотренного Правилами технологического присоединения.

Данная позиция также подтверждается правоприменительной практикой (например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 № 06АП-2240/2019, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 г. № 06АП-50/2019).

Таким образом, после направления письма № 19-22/186077 от 18.12.2020 рассмотрение заявки ООО «ЛТК» обоснованно на основании п. 15 Правил было приостановлено до получения недостающих сведений и документов. ООО «ЛТК» в дополнение к ранее поданной заявке на технологическое присоединение не направило в сетевую организацию документы, предусмотренные пп. «ж» п. 10 Правил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, АО «РЭС» просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «РЭС» в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении АО «РЭС» заявило ходатайство о прекращении административного дела в связи с малозначительностью и дополнительно пояснило следующее.

Даже если допустить наличие события административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Как установлено материалами дела, ООО «ЛТК» направило в АО «РЭС» несоответствующую Правилам технологического присоединения заявку на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям вх. № 53-186077 от 14.12.2020.

В соответствии с абз. 13 п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Соответственно, трехдневный срок рассмотрения заявки на технологическое присоединение ООО «ЛТК» от 14.12.2020 г. исчисляется с 15.12.2020 по 17.12.2020 включительно.

АО «РЭС» с учетом положений гражданского законодательства рассматривало заявку вх. № 53-186077 в пределах установленного трехдневного срока (15.12.2020, 16.12.2020 и 17.12.2020) и разместило дополнительную информацию 18.12.2020 в 08:38, т.е. в начале следующего рабочего дня по истечении выделенного законодателем трехдневного срока на ее рассмотрение.

Согласно ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Соответственно, даже если не принимать во внимание регламентированное право сетевой организации на рассмотрение полученной заявки в течение трех рабочих дней, включая третий рабочий день, срок размещения уведомления по заявке ООО «ЛТК» установлен до 23:59 17.12.2021.

Поскольку в соответствии со ст. 96 Трудового кодекса период с 22:00 до 06:00 является ночным временем, а рабочий день в АО «РЭС» начинается с 08:00, сетевая организация, рассмотрев в установленный трехдневный срок заявку, разместила уведомление о недостающих сведениях по заявке ООО «ЛТК» в 08:38 18.12.2020 г. по факту начала работы сетевой организации.

Таким образом, фактически просрочка направления уведомления о недостающих сведениях в адрес ООО «ЛТК» составила 38 минут. Принимая во внимание, что большинство организаций на территории г. Новосибирска начинают работу с 09:00, АО «РЭС» полагает, что какое-либо ущемление прав ООО «ЛТК» отсутствует. Кроме того, даже получив уведомление от сетевой организации в период ночного времени, ответ на данную заявку в этот период не был бы зарегистрирован ввиду нерабочего времени АО «РЭС» и отсутствия соответствующего сотрудника, принимающего заявки, на рабочем месте.

Учитывая данные обстоятельства, АО «РЭС» полагает, что какой-либо вред или тяжкие последствия, связанные с получением ООО «ЛТК» уведомления о недостающих сведениях и документов в 08:38 18.12.2020 в рассматриваемой ситуации отсутствуют.

АО «РЭС» обращает особое внимание на тот факт, что, исходя из фактических обстоятельств дела и дальнейшей переписки между ООО «ЛТК» и АО «РЭС», заявитель изначально не был намерен предоставлять в сетевую организацию в полном объеме документы, предусмотренные п. 10 Правил, что само по себе исключает ущемление прав заявителя при размещении уведомления.

В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело   об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 18.1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Как следует из обстоятельств дела, возможное нарушение АО «РЭС» носит формальный, малозначительный характер, поскольку просрочка размещения ответа на заявку исчисляется не днями и часами, а фактически минутами.

Таким образом, в рассматриваемом случае возбуждение производства по административному делу и привлечение АО «РЭС» к ответственности, по существу не направлено на защиту интересов заявителя, предотвращение вредных последствий. Поведение АО «РЭС» не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, что следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 № 14-П.

С учетом указанных положений, разъясненных Конституционным Судом РФ, очевидно, что с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ, несоразмерен содеянному и его взыскание повлечет негативные последствия для АО «РЭС», не отвечающие принципам административного наказания (справедливости наказания и его соразмерности).

При этом в данном конкретном случае при освобождении Общества от административной ответственности ввиду применения ст. 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания (справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности), поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

Необходимо отметить, что, исходя из анализа правоприменительной практики по нарушению сетевой организацией 3-х дневного срока направления уведомления о недостающих сведениях и документов по заявке, суды исходят из малозначительности данного правонарушения.

Например, в Постановлении Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от г. № 13 АП-1304/2020 о рассмотрении спора по нарушению сетевой организацией срока уведомления заявителя о замечаниях к заявке на технологическое присоединение указано: «...Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом нарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам...

...Учитывая обстоятельства дела, нарушение срока направления замечаний к заявкам АО «ПСК» на заключение договоров об осуществлении технологического присоединения на два рабочих дня, апелляционный суд не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о малозначительности совершенного Обществом правонарушения».

Соответственно АО «РЭС», разместив уведомление по заявке ООО «ЛТК» в 08:38 18.12.2020, допускает возможным (даже в случае установления события административного правонарушения и вины) применение в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение АО «РЭС» от административной ответственности.

Даже если Административный орган выявит в действиях сетевой организации существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, АО «РЭС» полагает, что размер административного штрафа подлежит снижению в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.

Санкция ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П сформулирована правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл норм о применении мер административной ответственности и принципы применения мер административного наказания, в том числе принцип, согласно которому подлежат учету причины и условия совершения правонарушения и степень вины правонарушителя.

АО «РЭС» отмечает, что заявка ООО «ЛТК» поступила в период активного распространения коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области и, как следствие, в период действия ограничительных мер.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области», Постановлением Губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и в целях защиты населения и территории Новосибирской области от угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, предотвращения угрозы общественно опасных последствий, возникших в результате виновных действий (бездействия) физических или юридических лиц, был введен режим повышенной готовности.

При этом в п. 22 Постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» было предусмотрено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как отмечено, в п. 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020) применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе, наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой обязательств, разумными и добросовестными действиями сторон, характера неисполненного обязательства и т.д.).

Таким образом, в связи с принятием органами государственной власти и местного самоуправления мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), АО «РЭС» с марта 2020 года было вынуждено ограничить очный прием заявок, принимая обращения как посредством личного кабинета, так и посредством электронных обращений.

Данные обстоятельства привели к значительному увеличению количества обращений в АО «РЭС» по вопросам технологического присоединения. Так, за декабрь 2020 года (период поступления заявки ООО «ЛТК») в АО «РЭС» поступило 1927 обращений. Непосредственно в период рассмотрения заявки ООО «ЛТК» (с 14.12.2020 по 18.12.2020) поступило 393 обращения.

Указанное количество обращений является значительным, поскольку требует не только рассмотрения поданных заявок, но и подготовку в ответ на них либо проектов договоров, либо писем о недостающих сведениях или документах.

При этом согласно табелю рабочего времени, за декабрь 2020 года из 33 сотрудников Управления по работе с клиентами и договорами технологических присоединений 15 сотрудников отсутствовали по причине временной нетрудоспособности и ежегодных отпусков. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в регионе с октября 2020 г. по январь 2021 года («вторая волна» коронавирусной инфекции), отзыв сотрудников из очередных отпусков был бы не обоснован.

Учитывая данные обстоятельства, АО «РЭС» было вынуждено рассматривать заявки на технологическое присоединение, готовить договоры и уведомления по заявкам в условиях дефицита сотрудников с соответствующей трудовой функцией (фактически половина сотрудников). Данные обстоятельства привели к незначительной задержке размещения уведомления ООО «ЛТК» о наличии замечаний к поданной заявке.

Таким образом, даже если принять во внимание тот факт, что размещение уведомления на несколько часов позднее регламентированного срока является виновными действиями, АО «РЭС» полагает, что вышеуказанные обстоятельства являются исключительными для снижения размера штрафа, ниже низшего предела, установленного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - до 50 000 руб. (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, АО «РЭС» просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «РЭС» в связи с малозначительностью.

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено следующее.

ООО «ЛТК» направило в АО «РЭС» несоответствующую Правилам технологического присоединения заявку на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям вх. № 53-186077 от 14.12.2020.

При подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям в нарушение абз. 1 п. 8(4) Правил и пп. «ж» п. 10 Правил ООО «ЛТК» не было представлено согласие на организацию технологического присоединения от вводного-распределительного устройства административного здания, в котором располагается нежилое помещение заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для запроса у данного лица дополнительной информации на основании п. 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии с абз. 13 п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Соответственно, трехдневный срок рассмотрения заявки на технологическое присоединение ООО «ЛТК» от 14.12.2020 г. исчисляется с 15.12.2020 по 17.12.2020 включительно.

АО «РЭС» с учетом положений гражданского законодательства рассматривало заявку вх. № 53-186077 в пределах установленного трехдневного срока и фактически разместило дополнительную информацию 18.12.2020 в 08:38, т.е. в начале следующего рабочего дня по истечении выделенного законодателем трехдневного срока на ее рассмотрение.

Несмотря на правомерный запрос сетевой организации о предоставлении полного пакета документов, необходимых для заключения договора технологического присоединения, ООО «ЛТК», не предоставило документы, предусмотренные пп «ж» п. 10 Правил.

Последующие письма ООО «ЛТК» не были рассмотрены АО «РЭС» как заявки или дополнения к заявке на технологическое присоединение ввиду следующего.

Согласно абз. 13 п. 15 Правил при отсутствии в заявке сведений и документов, предусмотренных правилами, сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

При этом необходимо отметить, что, исходя из положений п. 6, 8 и 15 Правил технологического присоединения заявитель для заключения договора направляет в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение и дополнение к заявке, которое содержит недостающие сведения и документы.

Иные обращения заявителя в сетевую организацию, без предоставления недостающих сведений и документов, не могли быть рассмотрены как заявка или дополнение к заявке, являются перепиской заявителя с сетевой организацией, к которой не могут быть применены установленные п. 15 Правил сроки рассмотрения заявки и дополнения к заявке.

Так, получив от АО «РЭС» уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов по заявке № 53-186077, ООО «ЛТК» письмами вх. № 53-186458 от 18.12.2020, вх. № 53-191863 от 09.04.2021 не представило в сетевую организацию недостающие документы, а в нарушение установленного Правилами порядка требовало осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства без предоставления документов, указанных в пп. «ж» п. 10 Правил.

Учитывая данные обстоятельства, последующие письма ООО «ЛТК» являются перепиской заявителя с сетевой организацией в условиях отсутствия надлежащим образом оформленной заявки на технологическое присоединение.

При этом общий срок ответов на обращения юридических лиц составляет 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») 30 дней.

Ответ на последующие обращения ООО «ЛТК» АО «РЭС» направило с соблюдением установленного указанным федеральным законом тридцатидневного срока (на письмо вх. № 53- 186458 от 18.12.2020 направлен ответ от 13.01.2021, на письмо вх. № 53-191863 от 09.04.2021 направлен ответ от 15.04.2021).

Кроме того, заявка ООО «ЛТК» поступила в АО «РЭС» в период активного распространения коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области и, как следствие, в период действия ограничительных мер.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области», Постановлением Губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и в целях защиты населения и территории Новосибирской области от угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, предотвращения угрозы общественно опасных последствий, возникших в результате виновных действий (бездействия) физических или юридических лиц, был введен режим повышенной готовности.

При этом в п. 22 Постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» было предусмотрено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.

Учитывая отсутствие в действиях АО «РЭС» в отношении ООО «ЛТК» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также что срок, установленный п. 15 Правил № 861 нарушен на 1 календарный день в связи с обстоятельством непреодолимой силы, подлежит применению ст. 2.9 КоАП РФ. Возможность применения данной нормы подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от г. № 13 АП-1304/2020.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно части 2 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 2.9, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-1947/2021, возбужденному в отношении АО «РЭС» по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, прекратить и объявить устное замечание на основании ст.2.9 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны