Решение №054/01/18.1-2112/2023 в отношении АО «Электромагистраль» от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-2112/2023

20.10.2023                                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «СтальАльянс» (№ 18792-ЭП/23 от 11.10.2023 г.) на действия Заказчика аукциона АО «Электромагистраль» при проведение электронного аукциона на право поставки реакторов токоограничивающих (адрес официального сайта на котором размещена информация о размещении заказа: <...>), номер извещения № 32312767448 от 15.09.2023,

 

в присутствии представителя АО «Электромагистраль» <...> (по доверенности №5/23 от 25.01.2023), в отсутствие представителя ООО «СтальАльянс», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «СтальАльянс» (№ 18792-ЭП/23 от 11.10.2023 г.) на действия Заказчика аукциона АО «Электромагистраль» при проведении электронного аукциона на право поставки реакторов токоограничивающих (адрес официального сайта на котором размещена информация о размещении заказа: <...>), номер извещения № 32312767448 от 15.09.2023.

Заявитель сообщает следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей от 05.10.2023 Комиссией было принято решение об отклонении заявки, ООО «Сталь-Альянс» с формулировкой «Несоответствие участника закупки требованиям документации», каким именно требованиям заявка не соответствовала, заказчик не указал, тем самым нарушив статью 10.1.Требования к оформлению протоколов по закупочным процедурам Положения о закупках - Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, содержат следующие сведения: п. 10.1.1.3.2. основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о закупке, которым не соответствует такая заявка.

Заказчик в ходе рассмотрения заявок направлял запрос на предоставление документации, которую заявитель предоставил в срок. Также в протоколе отсутствует перечень и количество членов комиссии, которые занимались рассмотрением заявок.

АО «Электромагистраль» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Сталь-Альянс».

  1. АО «Электромагистраль» в ходе рассмотрения основных частей заявок правомерно отклонило заявку ООО «Сталь-Альянс», поскольку участником закупки не представлен полный пакет технических документов, предусмотренный требованиями закупочной документации.

При проведении закупочной процедуры на ЭТП «Росэлторг» №32312767448 по лоту «Поставка реакторов токоограничивающих», ООО «Сталь-Альянс» была подана заявка на участие в закупке с приложением технических документов.

В составе направленных документов отсутствовали документы с техническим описанием завода изготовителя Shandong Hada Electric Со. на оборудование, предлагаемое к поставке ООО «Сталь-Альянс».

В соответствии с п. 4.2 - 4.6 технических требований (Приложение №15 к документации о закупке) АО «Электромагистраль» требовало приложить протоколы испытаний, подтверждающие успешное прохождение приёмосдаточных испытаний серийных образцов, предусмотренного к поставке типа оборудования РТСТ.

Для возможности дополнительного рассмотрения в адрес ООО «Сталь-Альянс», Обществом был направлен дозапрос о необходимости предоставления требуемых документов. Участником закупки были направлены дополнительные документы, в составе которых так и не были представлены протоколы испытаний, требуемые по п. 4.3 - 4.6 технических требований.

Кроме того, из предоставленных документов можно сделать вывод о невозможности исполнения Обществом п. 9.1 технических требований по причине расположения производства за пределами Российской Федерации.

Часть направленных участником документов, предоставлены в форме выкопировок из интернета, а часть предоставлена не на русском языке.

Дополнительно заказчик отмечает, что планируемое к приобретению Обществом сложное электротехническое оборудование, предусматривается к установке на понизительной подстанции 220 кВ с трансформаторной мощностью 2x63 MBA, входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Приобретаемые токоограничивающие реакторы участвуют в схеме электроснабжения социально значимых объектов (Новосибирский Экспоцентр, Тепличный комбинат и т.п.) и бытовых потребителей.

Следовательно, поскольку участником закупки не был предоставлен весь пакет документов, предусмотренный техническими требованиями (Приложение №15 к документации о закупке), у Общества отсутствовали основания для допуска указанного Участника к закупке.

  1. Довод о несоблюдении АО «Электромагистраль» требований 10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Электромагистраль», не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Единственным доводом жалобы ООО «Сталь-Альянс» указано о нарушении АО «Электромагистраль» требований п. 10.1 Требований к оформлению протоколов по закупочным процедурам Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное решением Совета директоров АО «Электромагистраль» от 08.06.2023 (далее - Положение о закупке АО «Электромагистраль»), поскольку в протоколе рассмотрения заявок на участие в процедуре от 05.10.2023г. отсутствуют данные о членах комиссии, которая приняла решение отклонить заявку заявителя, а также об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Однако АО «Электромагистраль» не допускало нарушений, на которые ссылается ООО «Сталь-Альянс», поскольку содержание протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре от 05.10.2023г., полностью соответствует положениям п. 10.1.1. ст. 10.1 Положения о закупке АО «Электромагистраль», положениям п. 13 ст. 3.2 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п. 5.3.3 Руководства пользователя Системы проведения процедур закупок в электронной форме ЕЭТП.

Согласно п. 10.1.1. Положения о закупке АО «Электромагистраль» протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, содержат следующие сведения:

  1.  дату подписания протокола;
  2.  количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой такой заявки;
  3.  результаты рассмотрения заявок на участие (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
  1. количество заявок на участие, которые отклонены;
  2. основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о закупке, которым не соответствует такая заявка.
  1. результаты оценки заявок на участие с указанием итогового решения ЗК о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
  2.  причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
  3.  иные сведения, которые Заказчик посчитает нужным включить в состав протокола, если наличие таких сведений не противоречит законодательству Российской Федерации.

Аналогичные требования, содержатся в п. 13 ст. 3.2 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Пунктом 5.3.3 Руководства пользователя Системы проведения процедур закупок в электронной форме ЕЭТП, размещенной на основании результатов рассмотрения окончательных предложений закупочной комиссией Организатора принимается решение о допуске Заявителей к участию в процедуре или об отказе в допуске такого Заявителя к участию в процедуре. Решение о недопуске Заявителя к участию в процедуре принимается на основании результатов рассмотрения заявок закупочной комиссией Организатора, например, в случае:

  • несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению;
  • несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
  • несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
  • несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения

заявки;

  • иное основание в соответствии с положением о закупке.

Организатор выбирает процедуру, выбирает лот, находящийся на этапе РООП, нажимает на пиктограмму « » в столбце «Меню». В выпадающем меню Организатор выбирает «Протокол: Рассмотрение и оценка окончательных предложений». Откроется форма «Протокол рассмотрения».

Форма «Рассмотрение и оценка окончательных предложений» содержит в себе вкладки «Общие сведения», «Работа комиссии», «Формирование протокола» и «Интеграция». Организатор переходит на вкладку «Работа комиссии», на которой указывает состав закупочной комиссии или пункт «Без комиссии», а также принятое решение по каждому из документов, критериям, и выбирает решение комиссии о допуске Заявителя к участию в закупке.

 

В случае если Организатор принял решение не допустить Заявителя до участия в закупке, из выпадающего списка необходимо выбрать причину недопуска.

Выплывающий список причин недопуска Заявителя до участия в закупке является закрытым и содержит в себе следующие основания:

  • несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению;
  • несоответствие участника закупки требованиям документации;
  • Несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей требованиям документации;
  • несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
  • несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
  • несоответствие размера, формы, условий и порядка, предоставления обеспечения заявки;
  • иное основание в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, при формировании протокола посредствам автоматизированной системы проведения процедур закупок в электронной форме, не предусмотрено указание в формируемом протоколе иных причин недопуска заявки Заявителя до участия в закупке, кроме оснований, содержащихся в выплывающем списке. Возможность снесения ссылок на конкретный пункт закупочной документации также отсутствует.

После выполнения всех необходимых действий Организатор переходит на вкладку «Формирование протокола». На вкладке «Формирование протокола» Организатор должен выбрать соответствующий тип протокола.

После заполнения всех необходимых полей Организатор нажимает на кнопку «Подписать и направить». В отобразившейся форме подтверждения Организатор нажимает еще раз кнопку «Подписать» для направления протокола в ЕИС.

В рассматриваемом случае АО «Электромагистраль» действовало в точном соответствии с вышеуказанными положениями Руководства пользователя, заполнило все поля программы, касающиеся выбора комиссии, выбрав поле «без комиссии» и указания причин не допуска участников, из выплывающего списка - «несоответствие участника закупки требованиям документации».

Поскольку при формировании протокола посредствам автоматизированной системы проведения процедур закупок в электронной форме, не предусмотрено указание в формируемом протоколе иных причин недопуска заявки Заявителя до участия в закупке, кроме оснований, содержащихся в выплывающем списке, АО «Электромагистраль» выполнило необходимые действия, в результате которых на ЕЭТП появилась информация о том, что ООО «Сталь-Альянс» не допущено до участия в закупке.

В последствии АО «Электромагистраль» реализовало свое право, предоставленное функционалом ЕЭТП, и разместило протокол, сгенерированный системой.

Утверждение Заявителя о допущенном нарушении организатором торгов процедуры составления протокола по причине не указания в нем перечня и количества членов комиссии также не обоснованы, поскольку, ни положением п. 13 ст. 3.2 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ни положением п. 10.1.1. ст. 10.1 Положения о закупке АО «Электромагистраль» не предусмотрено указание в протоколе, составленного по результатам этапа конкурентной закупки) перечня и количества членов комиссии.

Более того, функционал автоматизированная системы проведения процедур закупок в электронной форме предусмотрена возможность составления протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки без з комиссии, путем выбора из выплывающего поля пункта «Без комиссии» (рис. 123 и 126), что и было проделано организатором торгов.

Таким образом, АО «Электромагистраль» как организатор торгов не допускало нарушений, на которые ссылается ООО «Сталь-Альянс», поскольку содержание протокола рассмотрения первых частей от 05.10.2023г., полностью соответствует положениям п. 10.1.1. ст. 10.1 Положения о закупке АО «Электромагистраль», положениям п. 13 ст. 3.2 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п. 5.3.3 Руководства пользователя Системы проведения процедур закупок в электронной форме ЕЭТП.

Жалоба ООО «Сталь-Альянс» не содержит ссылок о нарушении ч.10 ст.3 Закона о закупках, в связи с чем отсутствуют основания для рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
  2. нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
  3. неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
  4. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  5. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
  6. не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Таким образом, не указание в жалобе ООО «Сталь-Альянс» подтвержденных доводов о нарушении ч.10 ст.3 Закона о закупках, свидетельствует об отсутствии у Заявителя оснований для обращения в антимонопольный орган. Указанный вывод согласуется со сложившейся судебной практикой - постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2014 г. по делу №А56- 33436/2013, определение ВАС РФ от 25.02.2014г. №ВАС-1495/14 по делу №А05-15825/2012.

 

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (Письмо ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»).

ООО «Сталь-Альянс» обжалует отказ в допуске к участию в закупке, следовательно, Новосибирское УФАС России уполномочено рассматривать данную жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

15.09.2023 АО «Электромагистраль» объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку реакторов токоограничивающих.

Дата начала срока подачи заявок 15.09.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 02.10.2023.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре 
32312767448 от 05.10.2023 ООО «Сталь-Альянс» отказано в допуске к участию в торгах по причине несоответствия участника закупки требованиям документации.

Приложением №15 к Закупочной документации установлены технические требования к токоограничивающему реактору типа РТСТ 6-2500-0,14 УХЛ1. Пунктом 4 Технических требований установлена необходимость подтверждение соответствия товара ГОСТам протоколами испытаний, которые должны быть выданы аккредитованными лабораториями (испытательными центрами), имеющими аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации «Росаккредитация» на проведение данных типов испытаний.

ООО «Сталь-Альянс» не представило в составе заявки данные протоколы испытаний.

АО «Электромагистраль» направляло в адрес заявителя дозапрос о представлении им для подтверждения п. 4.2-4.6 технических требований протоколов испытаний на данный тип оборудования; для подтверждения п. 5.6-5.7 технических требований документов о наличии склада и сервисного центра. Протоколы испытаний представлены не были. ООО «Сталь-Альянс» в рассмотрении своей жалобы не участвовало, пояснений относительно представленных на дозапрос заказчика документов не представило.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Сталь-Альянс» правомерно отклонена АО «Электромагистраль».

Новосибирское УФАС России принимает доводы АО «Электромагистраль» о соответствии протокола закупки требованиям действующего законодательства.

В действиях заказчика АО «Электромагистраль» отсутствует нарушение порядка организации и проведения аукциона на право поставки реакторов токоограничивающих (извещение № 32312767448).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Сталь-Альянс» (№ 18792-ЭП/23 от 11.10.2023 г.) на действия АО «Электромагистраль» при проведении электронного аукциона на право поставки реакторов токоограничивающих (извещение № 32312767448) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны