Решение №054/01/10-2064/2019 в отношении ПАО «Ростелеком» от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-2064/2019

Резолютивная часть решения объявлена 26декабря 2019 года                   г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме30 декабря 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев дело № 054/01/10-2064/2019 от 24.10.2019 г.по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком») (ИНН 7707049388, юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) в лице Новосибирского филиала ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ НСО «Управление капитального строительства» (ИНН 5406509800, юридический адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 21) (далее – ГКУ НСО «УКС») по вопросу понуждения учреждения ПАО «Ростелеком» в лице Новосибирского филиала (далее – ПАО «Ростелеком») к заключению договора по осмотру, измерению и обследованию объекта «Реконструкция и оснащение акушерского корпуса Государственной Новосибирской областной клинической больницы для размещения перинатального центра Новосибирской области» (далее – Объект), путем уклонения от продления ранее выданных технических условий на телефонизацию и радиофикацию Объекта.

В результате рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом установлено следующее.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи, регулируются Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 1284 (ред. от 20.11.2018 г.) (далее – Правила).

Согласно п. 2 Правил владелец инфраструктуры – субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

Пользователь инфраструктуры – лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее – договор) с владельцем инфраструктуры.                 

Согласно п. 18 Правил владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.

Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг либо доступом к иным объектам, которые пользователь инфраструктуры не заказывал, если иное не установлено настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа.

В разделе III Правил указан перечень информации об условиях доступа к инфраструктуре и порядок ее раскрытия. Согласно п. 13 раздела III Правил по запросу, направленному пользователем инфраструктуры владельцу инфраструктуры в письменной форме, владелец инфраструктуры посредством электронной и (или) почтовой связи предоставляет пользователю инфраструктуры следующую информацию:

а) схемы размещения объектов инфраструктуры и иная техническая информация, необходимая для организации доступа к инфраструктуре;

б) информация о наличии (отсутствии) технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры;

в) порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре;

г) порядок формирования цены на предоставление доступа к объектам инфраструктуры, информация о которых запрашивается;

д) условия доступа сотрудников пользователя инфраструктуры к объектам инфраструктуры.

Согласно п. 16 Правил срок выполнения владельцем инфраструктуры запроса, направленного пользователем инфраструктуры, на предоставление информации в соответствии с п. 13 настоящих Правил не может превышать 30 рабочих дней со дня получения такого запроса.                 

Владелец инфраструктуры вправе взимать плату за предоставление информации, предусмотренной п. 13 настоящих Правил, только в случае выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры, необходимых для предоставления информации. Цена на предоставление сопоставимой по объему и характеру информации устанавливается одинаковой для всех пользователей инфраструктуры.

Из вышеприведенных положений правил следует, что договор на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры заключается только в случае возникновения у пользователя инфраструктуры потребности в получении информации, указанной в п. 13 Правил, на основании соответствующего запроса и при наличии необходимости фактического выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры для подготовки вышеуказанной информации. 

Согласно представленной в рамках рассмотрения заявления информации ПАО «Ростелеком» выдало ГКУ НСО «УКС» технические условия № 0701/05/8919-17 от 05.12.2017 г. на предоставление услуг широкополосного доступа и телефонии и технические условия № 0701/05/8917-17 от 05.12.2017 г. на предоставление радиофикации для строительства указанного Объекта. В соответствии с данными ТУ заказчику необходимо в том числе, запроектировать и построить кабельную канализацию, осуществить врезку в существующую кабельную канализацию, заключить с ПАО «Ростелеком» договор на аренду кабельной канализации ПАО «Ростелеком».

Срок указанных технических условий на предоставление услуг широкополосного доступа и телефонии, а также на предоставление радиофикации составлял 1 (один) год.

17.01.2019 г. ГКУ НСО «УКС» направило в ПАО «Ростелеком» заявку о продлении указанных технических условий (исх. № 121-ТО от 17.01.2019 г.).

ПАО «Ростелеком» в ответе на запрос антимонопольного органа указало, что письмами от 26.02.2019 г. № 0701/05/1283-19 и № 0701/05/1284-19 в адрес ГКУ НСО «УКС» ПАО «Ростелеком» сообщило о продлении без изменений технических условий сроком на один год. Кроме того, ПАО «Ростелеком» неоднократно по телефону уведомляло ГКУ НСО «УКС» о готовности документов о продлении ТУ. При этом, в адрес Новосибирского УФАС России не представлены документы, подтверждающие направление указанных писем о продлении ТУ в адрес заявителя, а также подтверждающие уведомление заявителя о готовности писем и возможности их получения.  Согласно представленным сторонами сведениям письма о продлении ТУ исх. № 0701/05/1283-19 и № 0701/05/1284-19 от 26.02.2019 г. были вручены представителю ГКУ НСО «УКС» только 04.07.2019 г., то есть спустя почти 6 месяцев с момента заявки о продлении, что подтверждается с подписью о получении на указанных письмах.

При этом, исходя из представленной электронной переписки, антимонопольным органом установлено, что 25.02.2019 г. ПАО «Ростелеком» в адрес заявителя было направлено два экземпляра договора № ТУ-3/2019 на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры и счета на оплату № 654000005558/272 от 30.01.2019 г., № 654000005558/273 от 30.01.2019 г. В счете № 654000005558/272 от 30.01.2019 г. в качестве наименования оказанной услуги указано «Выдача технических условий», при этом в счете имеется примечание, в котором указано: «Продление технических условий по телефонизации объекта», «Продление технических условий по радиофикации объекта». В счете № 654000005558/273 от 30.01.2019 г. в качестве наименования услуги указано «Выдача технических условий», в примечании «Выдача технических условий на вынос кабельной канализации сетей связи из зоны строительства».

14.06.2019 г. ПАО «Ростелеком» в адрес заявителя был направлен договор № ТУ-03/2019 на оказание услуг по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры, подписанный директором Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком», в письме изложена просьба о подписании данного договора и оплате счета. 

Из изложенного можно сделать вывод об уклонении ПАО «Ростелеком» от продления ранее выданных ТУ по причине не подписания заявителем направленного договора на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры и неоплаты вышеуказанных счетов. При этом, ввиду отсутствия соответствующего запроса заявителя о предоставлении информации, указанной в п. 13 Правил, а также подтверждения необходимости выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры для предоставления информации, действия ПАО «Ростелеком» по направлению договора на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта, просьбы о его подписании и оплате счетов, изложенные в электронной переписке, в условиях не направления в адрес заявителя в течении почти 6 месяцев с момента заявки писем о продлении ТУ, содержат признаки злоупотреблением доминирующим положением.

Также, исходя из представленной заявителем переписки, установлено, что договоры на выполнение работ по осмотру измерению и обследованию объекта инфраструктуры и счета на оплату данных услуг направлялись ПАО «Ростелеком» в адрес заявителя в ответ на заявки на выдачу ТУ на телефонизацию и радиофикацию по иным объектам, поименованным выше. При этом, заявитель отмечает, что запросы о предоставлении информации, указанной в п. 13 Правил, им в адрес Общества не подавались.

   Частью 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.  

В соответствии с п. 12 Устава ГКУ НСО «УКС» учреждение может осуществлять виды деятельности, приносящие доход, соответствующие целям создания Учреждения. Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2018 г. ГКУ НСО «УКС», осуществляло деятельность, приносящую доход. Таким образом, ГКУ НСО «УКС» является хозяйствующим субъектом в сфере предпринимательской деятельности в понимании ФЗ № 135-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ПАО «Ростелеком» Приказом ФСТ России № 5/11-з от 24.03.2000 г. включено в Реестр субъектов естественных монополий, раздел «Услуги общедоступной электросвязи». Таким образом, ПАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В действиях ПАО «Ростелеком», занимающего доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи, по уклонению от продления технических условий № 0701/05/8919-17 от 05.12.2017 г., № 0701/05/8917-17 от 05.12.2017 г., путем не направления писем о продлении ТУ по заявке ГКУ НСО «УКС» от 17.01.2019 г № 121-ТО до июля 2019 г.,  направления в адрес заявителя договора № ТУ-03/2019 на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта и счетов на оплату от 30.01.2019 г. № 654000005558/272, от 30.01.2019 г. № 654000005558/273, а также в действиях по направлению в адрес ГКУ НСО «УКС» договоров на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта и счетов на оплату данных услуг в отношении иных объектов, без  запроса ГКУ НСО «УКС» на предоставление информации в соответствии с п. 13 Правил, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 218 от 24.10.2019 г. возбуждено дело № 054/01/10-2064/2019.

Письмом вх. № 13995 от 21.11.2019 г., а также на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ПАО «Ростелеком» в лице Новосибирского филиала представило следующие пояснения по существу дела.

1. Рынок выдачи технических условий отличается от рынка услуг общедоступной электросвязи.

Часть 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

В п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено следующее. Исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и ст. 3, ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 ФЗ № 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), рынок услуг общедоступной электросвязи находится в состоянии естественной монополии.

ПАО «Ростелеком» включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В силу ст. 3 Закона о естественных монополиях, субъект естественной монополии это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

При этом согласно ст. 2 Закона о естественных монополиях, регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Следовательно, субъект естественной монополии подлежит особому регулированию только в сфере деятельности, являющейся производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с п. 3.2. Устава, ПАО «Ростелеком» помимо предоставления услуг электросвязи оказывает иные виды услуг – услуги присоединения сетей электросвязи и услуги по пропуску трафика, проведение проектных, строительномонтажных, пусконаладочных работ по созданию и эксплуатации объектов, сооружений и систем связи, выполнение инженерных изысканий и всех видов проектных работ и иные услуги.

Особенностью деятельности естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое государственными органами посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с  законодательством Российской Федерации о естественныхмонополиях.

Перечень          услуг общедоступной электросвязи, тарифы на которыерегулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Согласно Перечню, подготовка и выдача технических условий на телефонизацию и радиофикацию объекта, а также на вынос сетей связи не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Оказание услуг электросвязи, перечень которых приведен в Постановлении Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Выдача технических условий на телефонизацию и радиофикацию, а также на вынос сетей связи в этом перечне также отсутствует.

Выдача ПАО «Ростелеком» технических условий осуществляется по заявкам граждан и юридических лиц и является гражданско-правовой сделкой по выполнению работ. В этом случае ПАО «Ростелеком» выступает в качестве исполнителя, подрядной организации, и его деятельность не зависит от его статуса как оператора связи.

Таким образом, исходя из системного анализа норм действующего законодательства, следует, что деятельность по выдаче технических условий не относится к деятельности по оказанию услуг связи, следовательно, данная услуга не входит в состав единого рынка оказания услуг общедоступной связи. Работы по разработке технических условий по своей сути являются подрядными работами и, в силу ст. 702 ГК РФ, подлежат оплате. Данная позиция подтверждена судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 18.08.2017 г. № 301-КГ17-10375).

2. Ростелеком не занимает доминирующее положение на рынке услуг по выдаче ТУ.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Поскольку рынок выдачи ТУ не находится в состоянии естественной монополии, ПАО «Ростелеком» не является субъектом естественной монополии на данном рынке. Следовательно, в силу ч. 5 ст. 5 ФЗ № 135-ФЗ, ПАО «Ростелеком» не может быть признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по выдаче технических условий.

Услуги по выдаче технических условий в г. Новосибирске оказывает не только Ростелеком.

ПАО «Ростелеком» оказывает услуги по выдаче технических условий. Являясь коммерческой организацией, ПАО «Ростелеком» оказывает данные услуги на возмездной основе. Оказание услуг по выдаче технических условий осуществляется на основании договора; оплата происходит по счету. Порядок взаимодействия, сроки оплаты и выдачи ТУ обсуждаются с контрагентами индивидуально в рабочем порядке.

Тариф на услуги по выдаче ТУ утвержден Приказом МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» от 09.12.2014 г. № 07/01/991-14 и составляет 10 000 рублей (без учета НДС) за выдачу одних ТУ. Приказом также утвержден тариф за выдачу изменений к техническим условиям (в том числе, за продление ТУ) – 2 380 рублей (без НДС).

05.12.2017 г. по запросу ГКУ НСО «УКС» были выданы технические условия на телефонизацию и радиофикацию объекта «Реконструкция и оснащение акушерского корпуса Государственной Новосибирской областной клинической больницы для размещения перинатального центра Новосибирской области» № 0701/05/8919-17 и № 0701/05/8917-17. Согласно п. 5 технических условий, срок их действия – 1 год. То есть, сроки действия выданных ТУ на телефонизацию и радиофикацию перинатального центра № 0701/05/8919-17 и № 0701/05/8917-17 истекли 05.12.2018 г.

Письмом от 17.01.2019 г. № 121-ТО ГКУ НСО «УКС» направило обращение о продлении указанных ТУ. Однако на момент направления и получения ПАО «Ростелеком» запроса о продлении технических условий № 0701/05/8919-17 и № 0701/05/8917-17, данные ТУ уже не действовали. Таким образом, в данном случае, по сути, имеет место не продление старых ТУ, а выдача новых. В связи с чем, ГКУ НСО «УКС» были выставлены счета на оплату по тарифу за выдачу технических условий в размере 10 000 рублей (без НДС).

Также в адрес ПАО «Ростелеком» поступило обращение ГКУ НСО «УКС» о выдаче технических условий на вынос кабельной канализации сетей связи из зоны строительства Объекта от 17.01.2019 г. № 122-ТО. Контрагенту был выставлен счет на оплату в размере 10 000 рублей (без НДС).

Технические условия были подготовлены и выданы контрагенту письмом от 24.04.2019 № 0701/05/2752-19.

Подготовленные ТУ не были выданы в кратчайшие сроки ПАО «Ростелеком» в связи с неоплатой выставленных счетов за выдачу ТУ.

При этом, законные права и интересы ГКУ НСО «УКС» не нарушены, поскольку услуга по выдаче ТУ может быть оказана не только ПАО «Ростелеком». Ростелеком не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по выдаче ТУ.

3. Рынок выдачи технических условий на телефонизацию и радиофикацию отличен от рынка услуг по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры.

В случае необходимости выдачи ТУ в целях размещения сетей связи сторонних организаций на объектах инфраструктуры ПАО «Ростелеком» предусмотрена совершенно иная процедура подачи и рассмотрения заявок сторонних организаций. Данные отношения регулируются Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 1284). В этом случае для выдачи ТУ необходимо выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры ПАО «Ростелеком». Для оплаты выдачи ТУ по результатам выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры применяется тариф – 11 100 рублей. Его обоснование опубликовано на официальном сайте http://ndd.rostelecom.ru.

Таким образом, необходимо разделять действия ПАО «Ростелеком» по выдаче ТУ на телефонизацию, радиофикацию объектов, на вынос сетей связи и действия по направлению ПАО «Ростелеком» договоров на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры. Данные отношения регулируются разными нормативными актами и по своей сути не связаны между собой.

4. Ростелеком не принуждало к заключению договора на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры.

Что касается направления ПАО «Ростелеком» форм договора на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры, то необходимо отметить следующее.

Формы договоров на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры были ошибочно направлены в адрес ТКУ НСО «УКС» персональным менеджером вместо необходимых форм договоров на оказание услуг по выдаче технических условий. Часть направленных ПАО «Ростелеком» договоров были подписаны со стороны ПАО «Ростелеком» неуполномоченным лицом (по объектам: «Здание детского сада-ясли в р.п. Кольцово»; «Здание детского сада-яслей в г. Чулым Чулымского района, ул. Энтузиастов, 11»; «Здание школы Болотнинского района»; «Здание детского сада-яслей в селе МамоновоМаслянинского района, ул. Полевая»), что не может рассматриваться как оферта.

Фактически ПАО «Ростелеком» намеревалось выполнить работы по подготовке запрошенных ГКУ НСО «УКС» технических условий на телефонизацию и радиофикацию строящихся объектов. Об этом свидетельствует тот факт, что выставленные счета на оплату содержат тариф в размере 10 000 рублей (за выдачу ТУ по Приказу МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» от 09.12.2014 г. № 07/01/991-14), а не 11 100 рублей (тариф, применяемый для оплаты работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры).

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2018 г. № СП/106050/18 «О направлении разъяснений по вопросу обзора правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. ФЗ № 135-Ф3 в случае навязывания доминантом невыгодных условий при заключении договоров», под навязыванием следует понимать действия (бездействия) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может являться нарушением. Для установления факта навязывания необходимо установление дополнительных обстоятельств: угрозы незаключения или прекращения договора, угрозы наступления негативных последствий и т.д. Указанные действия в адрес ГКУ НСО «УКС» ПАО «Ростелеком» не совершались.

5. Все вопросы по выдаче ТУ между ПАО «Ростелеком» и ГКУ НСО «УКС» урегулированы.

На сегодняшний день рассматриваемый вопрос между ПАО «Ростелеком» и ГКУ НСО «УКС» урегулирован. Между руководителями состоялась встреча, по итогам которой были достигнуты договоренности по порядку взаимодействия по вопросам выдачи технических условий. В настоящий момент разрабатывается регламент взаимодействия между сторонами по вопросу выдачи технических условий, в котором стороны намерены закрепить порядок и сроки выдачи ТУ, взаимные права и обязанности, а также иные вопросы относительно выдачи ТУ.

Все поступившие в адрес ПАО «Ростелеком» запросы ГКУ НСО «УКС» о выдаче технических условий отработаны; все запрошенные технические условия выданы.

ПАО «Ростелеком» считает, что действия общества были совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и не содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ. В данном случае ПАО «Ростелеком» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по выдаче технических условий, его действия не могут рассматриваться как злоупотребление этим положением и не создают угрозу к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. Направление ПАО «Ростелеком» договора на выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры не ущемляет прав и интересов ГКУ НСО «УКС», не влечет для него никаких неблагоприятных последствий, поэтому также не может рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением.

Изучив доводы заявителя, ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно представленным ответчиком при рассмотрении дела № 054/01/10-2064/2019 сведениям все ранее запрошенные ГКУ НСО «УКС» технические условия были выданы.

Кроме того, заявителем в антимонопольный орган было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела, в связи с добровольным устранение ПАО «Ростелеком» нарушений антимонопольного законодательства, а именно выдачей заявителю технических условий для строительства объектов согласно ранее поданным заявкам.

На заседании Комиссии представитель ГКУ НСО «УКС» заявил об отсутствии ущемления его законных прав и интересов со стороны ПАО «Ростелеком».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что признаки нарушения законодательства устранены ответчиком добровольно до рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Ввиду установленных в рамках рассмотрения настоящего дела обстоятельств, антимонопольный орган не усматривает в действиях ПАО «Ростелеком»ущемления интересов ГКУ НСО «УКС».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/10-2064/2019 от 24.10.2019 г., возбужденного по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком») в лице Новосибирского филиала ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст.49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», КомиссияНовосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Ростелеком» в лице Новосибирского филиала прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны