Решение №054/06/104-69/2023 в отношении ООО «БУЛАВА» от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-69/2023

«19» декабря 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей ФКУ «СОУМТС МВД России» – <...>, <...> (по доверенностям),

в присутствии представителя ООО «БУЛАВА» – <...> (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика – ФКУ «СОУМТС МВД России» (ИНН 5406012197, КПП 540601001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «БУЛАВА» (ИНН 6155092125, КПП 615501001) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2023 № 2323188202902005406012197/290 на поставку вещевого имущества (костюмы повседневные женские, костюмы повседневные облегченные женские) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231540601219754060100100002081413225,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – ФКУ «СОУМТС МВД России» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «БУЛАВА» в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2023 № 2323188202902005406012197/290 на поставку вещевого имущества (костюмы повседневные женские, костюмы повседневные облегченные женские) в рамках государственного оборонного заказа.

Из поступившего обращения, а также пояснений ООО «БУЛАВА», представленных в материалы рассматриваемого обращения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между ФКУ «СОУМТС МВД России» и ООО «БУЛАВА» был заключен государственный контракт от 19.09.2023 № 2323188202902005406012197/290 на поставку вещевого имущества (костюмы повседневные женские, костюмы повседневные облегченные женские) в рамках государственного оборонного заказа (далее – контракт).

Цена контракта – 8 421 927,55 рублей.

Количество товара, подлежащего поставке:

- костюм (куртка с длинными рукавами и брюки) повседневный женский для сотрудников органов внутренних дел, тип В – 835 комплектов;

- костюм (куртка с короткими рукавами и юбка) повседневный женский облегченный для сотрудников органов внутренних дел, тип Г1 – 836 комплектов.

В соответствии с п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить и передать заказчику (грузополучателю) вещевое имущество (костюмы повседневные женские, костюмы повседневные облегченные женские) в количестве, качестве, ассортименте в соответствии с ведомостью (спецификацией) поставки, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение № 1), а заказчик оплатить этот товар.

В соответствии с п. 5.1 контракта поставщик производит поставку товара с момента заключения контракта по 01.11.2023 включительно.

В соответствии с п. 5.4 контракта заказчик отказывается принимать товар, поставленный после истечения срока поставки, определенного п. 5.1 контракта, за исключением случаев, когда заказчик письменно уведомляет поставщика о согласии принять товар после истечения срока поставки товара, предусмотренного пунктом 5.1 контракта.

Установлено, что письмом от 23.10.2023 № 10/23-03 ООО «БУЛАВА» сообщило заказчику о задержке исполнения обязательств по поставке товара, и просило продлить срок поставки товара до 27.12.2023 включительно.

Письмом от 25.10.2023 № Сиб/ОВС-4332 согласовало возможность поставки товара за пределами срока, установленного контрактом, а именно до 10.11.2023 включительно.

В последующем ООО «БУЛАВА» повторно просило заказчика продлить срок поставки товара до 27.12.2023 включительно, однако заказчик согласовал возможность поставки товара в срок до 20.11.2023.

15.11.2023 ООО «БУЛАВА» сообщило заказчику о частичной отгрузке товара в адрес грузополучателя.

По состоянию на 20.11.2023 ООО «БУЛАВА» не обеспечило поставку товара, соответствующего требованиям контракта, и в полном объеме, в связи с чем, 28.11.2023 заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании ст. 310, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 8, ч. 9, ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п.п. 5.4, 8.8, 9.3 контракта.

В ходе приемки частично поставленного товара, 05.12.2023 грузополучателем были выявлены несоответствия поставленного товара требованиям контракта, о чем были составлены акты выявленных недостатков.

11.12.2023 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.

По факту расторжения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком 28.11.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено в единой информационной системе и получено ООО «БУЛАВА».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО «БУЛАВА» неоднократно допустило просрочку исполнения обязательств в части сроков поставки товара, соответствующего требованиям контракта, и в полном объеме.

В силу п. 5.4 контракта заказчик отказывается принимать товар, поставленный после истечения срока поставки, определенного п. 5.1 контракта, за исключением случаев, когда заказчик письменно уведомляет поставщика о согласии принять товар после истечения срока поставки товара, предусмотренного п. 5.1 контракта.

В силу п. 8.8 контракта при неоднократном (двух или более раз) нарушении поставщиком сроков поставки, согласованных контрактом, заказчик вправе по своему выбору: потребовать восполнить недопоставленное количество товара в следующем периоде поставки; отказаться от исполнения контракта.

В силу п. 8.8 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, односторонний отказ стороны контракта от исполнения контракта возможен по основаниям, предусмотренным п.п. 5.4, 8.7, 8.8 контракта и действующим законодательством.

Таким образом, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.

Оценивая действия ООО «БУЛАВА», направленные на исполнение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России согласно представленным сведениям и документам установлено, что причиной нарушения сроков поставки товара ООО «БУЛАВА» являлось отсутствие в промышленном производстве ткани полиэфирно-вискозной арт. ПВ73-045МВД, которая является новой тканью, характеристики которой утверждены МВД России в апреле 2023 года.

Установлено, что письмом ООО «ТТК» от 05.06.2023 № 83 (официальный дистрибьютор ООО «ЧТК») уведомляло УОМТО ДТ МВД России о сроках внесения определенных тканей в реестр промышленной продукции, а также о том, что с учетом закупки и доставки оптовых партий текстильного сырья и химии (красители, отделка) в условиях действия антироссийских санкций, планируемые сроки начала производства данных тканей в промышленных объемах – сентябрь, октябрь 2023 года.

ООО «БУЛАВА» неоднократно уведомляло заказчика о сложившейся ситуации, просило продлить сроки поставки товара, после получения соответствующих тканей, запустило в производство товар, необходимый заказчику.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ООО «БУЛАВА» предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Комиссией Новосибирского УФАС России из представленных сведений и документов установлено, что ООО «БУЛАВА» не имело намерений (умысла) отказываться от исполнения контракта, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении ООО «БУЛАВА», направленном на неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения ФКУ «СОУМТС МВД России» (ИНН 5406012197, КПП 540601001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «БУЛАВА» (ИНН 6155092125, КПП 615501001) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2023 № 2323188202902005406012197/290 на поставку вещевого имущества (костюмы повседневные женские, костюмы повседневные облегченные женские) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231540601219754060100100002081413225, отказать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны