Решение №054/06/104-112/2024 в отношении ООО «Окраина» от 18 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-112/2024

«18» января 2024 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России –   (по доверенности),  (по доверенности),

в присутствии представителя поставщика - ООО «Окраина» -   (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России о включении сведений об ООО «Окраина» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России от исполнения контракта, заключенного с ООО «Окраина» по результатам проведения электронного аукциона на поставку мяса птицы (извещение № 0351100021322000542), цена контракта 782 400,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России о включении сведений об ООО «Окраина» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России от исполнения контракта, заключенного с ООО «Окраина» по результатам проведения электронного аукциона на поставку мяса птицы (извещение № 0351100021322000542).

Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

18.01.2023 между заказчиком и ООО «Окраина» был заключен контракт № 1046.2022(2023) на поставку мяса птицы.

В соответствии с п.3.1 контракта товар поставляется заказчику партиями в соответствии с условиями контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заявка передается заказчиком в письменной форме согласно приложения №3 к контракту (нарочным и/или по электронной почте <...> и/или по факсу). Период подачи заявок: с 01.01.2023 г. до 11.12.2023 г. Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 3 (трех) рабочих дней со дня следующего за днем передачи ему заявки, ежедневно с 8.00 до 12.00 по местному времени.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что поставщиком исполнены обязательства по контракту на сумму 585 664,91 руб.

05.09.2023 заказчиком посредством ЕИС была направлена претензия № 01-18/4459 с требованием заменить товар ненадлежащего качества в течение 2 (двух) календарных дней с момента уведомления заказчиком поставщика.

11.09.2023 заказчиком посредством ЕИС направлена претензия № 01-18/4575, согласно которой замена товара ненадлежащего качества поставщиком в срок, установленный в претензии № 01-18/4459 от 05.09.2023, не осуществлена, информация о причинах неисполнений обязательств по контракту от поставщика не поступила. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, то товар согласно данной претензии заменен не был.

13.09.2023 заказчиком в адрес поставщика была направлена заявка о поставке товара в количестве 200 кг. В срок, установленный контрактом, товар не поставлен.

18.09.2023 заказчиком посредством ЕИС была направлена претензия № 01-18/4790, согласно которой 21.09.2023 заказчику был поставлен товар по заявке от 13.09.2023, то есть с нарушением срока поставки. Кроме того, поставщиком вместо заявленных 200 кг было поставлено 50,998 кг мяса птицы.

18.09.2023 заказчиком в адрес поставщика была направлена заявка о поставке товара в количестве 200 кг. В срок, установленный контрактом, товар не поставлен.

27.09.2023 заказчиком посредством ЕИС была направлена претензия № 01-18/4831, согласно которой товар по заявке от 18.09.2023 не поставлен по причине отсутствия товара у поставщика.

29.11.2023 заказчиком в адрес поставщика было направлено письмо о необходимости до 01.12.2023 подписать соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (17.11.2023 соглашение о расторжении контракта, подписанное заказчиком, было направлено в адрес поставщика почтой России в двух экземплярах и 24.11.2023 получено ООО «Окраина») и направить его заказчику, в том числе по электронной почте, или направить информацию о несогласии подписать такое соглашение.

01.12.2023 в адрес заказчика поступило письмо ООО «Окраина» о несогласии с условиями, изложенными в соглашении о расторжении контракта.

22.12.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 22.12.2023 было размещено в ЕИС.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено поставщиком 27.12.2023.

В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено поставщиком в ЕИС 27.12.2023, следовательно, 27.12.2023 поставщик считается надлежащим образом уведомленным.

Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае – 10.01.2024.

28.12.2023 поставщиком было направлено письмо, в котором ООО «Окраина» выразило несогласие с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку ранее между сторонами было подписано соглашение о расторжении контракта.

В адрес антимонопольного органа ООО «Окраина» представило подписанное заказчиком и поставщиком соглашение о расторжении к контракту от 01.12.2023. При этом, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что в адрес ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России данное соглашение о расторжении не поступало, представитель поставщика сообщил, что не владеет сведениями относительно факта передачи заказчику соглашения о расторжении контракта.

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок поставщик не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.

Таким образом, ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.

12.01.2024 Новосибирским УФАС России в адрес ООО «Окраина» было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту. ООО «Окраина» пояснило, что исполнить обязательства по заявкам, направленным заказчиком в сентябре 2023, не представилось возможным в связи с дефицитом мяса птицы на рынке. При этом, согласно письму Минсельхоза Алтайского края от 06.12.2023 № 26-04/02-П-7094, представленному ООО «Окраина», на производство мяса птицы возросли затраты. Вместе с тем, по данным Алтайкрайстата по состоянию на 01.10.2023 производство мяса птицы в регионе увеличилось на 28%, что не может свидетельствовать о дефиците требуемого к поставке товара. Иных документов и информации, подтверждающих невозможности исполнить обязательства по контракту, ООО «Окраина» не представлено.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО «Окраина» многократно заявлял, что компетентные органы власти, к которым обращалось ООО «Окраина», не подтверждали факты существующего дефицита мяса птицы. При этом, каких-либо документов, подтверждающих такой дефицит, приведший к невозможности исполнения условий контракта, а также устранения нарушений условий контракта, не представлено. Более того, согласно п.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.п. «в» п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ №1078 от 30.06.2021 г. (далее – Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО «Окраина», выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.

Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.

Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

ООО «Окраина» не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.

Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.

Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 № ВАС-5621/12).

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом того, что ООО «Окраина» не были исполнены обязательства по контракту в полном объеме (поставщиком не осуществлена замена товара ненадлежащего качества, товар по заявкам заказчика от 13.09.2023, 18.09.2023 не был поставлен в полном объеме), отсутствуют информация и сведения, подтверждающие невозможность поставки товара в соответствии с условиями контракта, а также отсутствует информация, подтверждающая факт направления поставщиком и получения заказчиком подписанного ООО «Окраина» соглашения о расторжении контракта (заказчиком было получено от ООО «Окраина» письмо с несогласием подписать данное соглашение), сведения об ООО «Окраина» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков при данных обстоятельствах.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что сведения об ООО «Окраина» были включены в реестр недобросовестных поставщиков в 2015 г., что свидетельствует о недобросовестном поведении данного поставщика при исполнении ранее заключенных контрактов.

Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Включить сведения об ООО «Окраина» (ИНН 2225147944, адрес: 656011, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Матросова, д. 9Е), <...> – <...> (<...>), <...> – <...> (<...>) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны