Решение №054/06/31-1213/2022 жалоба ИП Колосова М.В. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Ко... от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/31-1213/2022

«15» июля 2022 года                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Колосова М.В. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» при проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622004252) на капитальный ремонт кровли лечебно-хозяйственного блока ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» (Новосибирская область, Колыванский район, р.п. Колывань, ул. Советская, 26, корпус 5),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Колосов М.В. с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» при проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622004252) на капитальный ремонт кровли лечебно-хозяйственного блока ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» (Новосибирская область, Колыванский район, р.п. Колывань, ул. Советская, 26, корпус 5).

Суть жалобы ИП Колосова М.В. заключается в следующем.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Согласно пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено данным законом.

Заказчиком нарушены положения Указа Президента РФ от 03.05.2022 №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ №252).

Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Довод подтверждается письмом Минфина России №24-06-06/54846 от 09.06.2022.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ИП Колосова М.В. сообщило следующее.

Указом №252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Во исполнение Указа №252 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - Постановление № 851).

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе в п. 11 ч. 1 ст. 31 указанного Закона предусмотрено отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 указанного Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, установленный в ч. 1 ст. 43 данного Закона.

Согласно пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.

В извещении об осуществлении закупки №0851200000622004252 были установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подпунктом 2 п. 1 извещения предусмотрено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.

Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

При этом, в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, в случае если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденные Постановлением № 851, и данный факт будет установлен комиссией по осуществлению закупки или заказчиком, то заявка такого участника подлежит отклонению.

Положения Указа № 252 и Постановления № 851 о том, что участник закупки не может находится под российскими ограничительными мерами или под контролем лиц, находящихся под такими мерами, не могут быть отнесены к п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Позиция, изложенная в письме Минфина от 09.06.2022 № 24-06-06/54846, не может носить обязательный характер и не является нормативным правовым актом. Кроме того, данным письмом сообщается, что Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку определения отсутствия контроля над участником закупки со стороны лиц, находящихся под санкциями.

Таким образом, установление единых требований в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в отношении всех участников закупки не представляется возможным, что является нарушением частей 6, 7 ст. 31 указанного Закона в части установления требований данной статьи ко всем участникам аукциона в равной мере.

На основании вышеизложенного, извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с Законом о контрактной системе и установление единых требований ко всем участникам закупки в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 указанного Закона о декларировании в заявке отсутствия ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Указа № 252 является правомерным.

ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» в возражениях на жалобу ИП Колосова М.В. сообщило следующее.

В извещении о закупке были указаны обязательные требования к участникам закупки, которые в виду запрашиваемого вида работ, никоим образом не могли быть связаны с организациями, представляющими юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры и входящих в перечень, утвержденный Постановлением № 851.

Изучив представленные материалы по жалобе ИП Колосова М.В., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа № 252 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и физические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности должны исходить из того, что со дня вступления в силу данного Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры, а именно: запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:

совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);

исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;

осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;

Во исполнение Указа №252 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 851, в котором утвержден перечень юридических лиц, находящихся под санкциями, а также установлен запрет на совершение с ними действий в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа № 252.

Согласно пункту 3 Указа № 252 Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа № 252.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, в рамках установленной компетенции Минфин России своем письме от 09.06.2022 № 24-06-06/54846 «О рассмотрении обращения» указывает следующее: «Указом №252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).

Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям».

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. К указанному ограничению также относятся положения Указа №252.

Таким образом, довод подателя жалобы о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком при проведении электронного аукциона №0851200000622004252 не установлено требование о том, что участник закупки не может быть лицом, находящимся под санкциями.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Приказа ФАС России от 19.11.2014 №727/14, комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что среди участников закупки отсутствуют лица, включенные в перечень, утвержденный Постановлением № 851. Выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ИП Колосова М.В. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» при проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622004252) на капитальный ремонт кровли лечебно-хозяйственного блока ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» (Новосибирская область, Колыванский район, р.п. Колывань, ул. Советская, 26, корпус 5) частично обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3) Предписание не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны